Автор: Липаткина Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РХ "Республиканский дом-интернат для детей "Теремок"
Населённый пункт: г. Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие с родителями детей с ТМНР в условиях дома-интерната
Раздел: дополнительное образование
Взаимодействие с родителями детей с ТМНР в условиях дома-интерната
Липаткина Татьяна Валерьевна,
воспитатель
ГБУ «Республиканского дома-интерната
для детей «Теремок»,
РХ, г. Абакан
Семья любого ребенка рассматривается как микросоциальная среда, в
которой ребенок не только живет, но в которой постепенно формируются его
представления о себе и окружающим мире, отношение к людям. Рождение
же в семье ребенка с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
кардинально меняет привычный уклад семьи и оказывает непосредственное
влияние на психологическое состояние родителей. В связи с этим главной
задачей педагогов при организации взаимодействия с семьей, становится
демонстрация возможностей дальнейшего развития «особого» ребенка и
путей его воспитания.
При этом важной задачей становится обучение родителей: они должны
уметь наблюдать за своим ребенком, замечать любой, даже самый
незначительный, прогресс в его состоянии. Для того, чтобы работа с семьей
шла успешно и взаимодействие было наиболее эффективным, необходимо
знать и учитывать особенности каждой конкретной семьи.
Хочу представить следующие формы взаимодействия с семьёй на
примере нашего учреждения:
- анкетирование;
- опросы;
- индивидуальные беседы;
- встречи - консультации со специалистами;
- родительские собрания;
- круглые столы;
- общение в родительском чате «Мы вместе!»
- проведение воркшопов – это формат обучающих мероприятий, на которых
педагоги учат родителей практическим навыкам
- работа «Горячей линии», где в телефонном режиме можно получить
консультацию любого специалиста;
- оформление стендовых папок в родительском уголке, где выставляются
консультации специалистов, воспитателей.
- Дни открытых дверей;
- подготовка и проведение совместных
календарных праздников и
фестивалей (Фестиваль семейного творчества «Семейные созвездия»)
-
спортивно-оздоровительные
праздники
(«Мы
-
спортивная
семья»,
«Богатырские игры» и др.)
- Трудовой десант (совместные субботники, мелкий ремонт)
- организация творческих тематических выставок и фотовыставок («Мой
папа самый лучший!», «Дары осени», «Зверята и ребята» и др.)
- проведение конкурсов («Самая лучшая пасхальная поделка» «Новогодняя
игрушка своими руками» и др.)
Таким образом, при взаимодействии с семьей особого ребенка мы
стараемся сделать родителей самыми активными участниками коррекционно-
педагогического процесса, оказываем им своевременную консультативную
помощь в воспитании и развитии ребенка с тяжелыми множественными
нарушениями
здоровья,
знакомим
с
содержанием
и
задачами
коррекционного обучения, современными педагогическими технологиями, а
также обучаем необходимым практическим навыкам. Вовлечение родителей
в совместную деятельность, в организацию и проведение досуговой
деятельности
помогает сплочению семьи,
снимает тревожность и
психоэмоциональное
напряжение,
способствует
гармонизации
детско-
родительских отношений.