Напоминание

Собственные и нарицательные имена существительные. 2 класс


Автор: Фурасева Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №75
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. 2 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Фурасева Светлана Сергеевна

Гимназия №75 г. Казань

Конспект урока русского языка

УМК «Школа России», 2 класс

Организационно-деятельностный компонент:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Тип урока: урок закрепления знаний и умений.

Цель урока:

формирование умения отличать имена собственные от

нарицательных; формирование орфографической и пунктуационной грамотности

обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

способствовать

продуктивному

осуществлению

познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о

собственных и нарицательных именах существительных, формированию умения

применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее

полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической

и пунктуационной грамотности;

развитию умения отличать собственные и

нарицательные имена существительные; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к

предмету; интереса к русскому языку посредством соблюдения литературно –

языковых норм, уважения к другим, осознанию ценности совместной работы;

формирование положительной мотивации к учению посредством использования

занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством

работы над соблюдением основных норм правильности речи; формирование

жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности,

работоспособности,

внимательности,

воли,

способности

к

сотрудничеству,

ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие:

соблюдение СанПиН, гигиенических условий в

кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих

активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и

ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности:

совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение

актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознавать

ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку; осознавать

богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение

ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных

формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;

умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и

обосновывать

их,

осуществлять

анализ,

синтез,

сравнение,

устанавливать

причинно

-

следственные

связи,

владеть

общим

приемом

решения

орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение

выполнять

учебные

действия

в

сотрудничестве

с

учителем

и

другими

обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку

результативности;

умение самостоятельно планировать и выполнять свои

действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ,

самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение

слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать

на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в

диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения,

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и

жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные:

умение отличать собственные и нарицательные имена

существительные; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и

оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного

общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации

общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной

речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные

образовательные

ресурсы:

компьютер,

проектор,

мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П.

Канакина, раздаточный материал.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

Приветствие.

II. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на

учебную работу.

1. Минутка чистописания.

- Откройте свои тетради, каллиграфически запишите число и классная работа.

(Слайд 2). Пропишите элементы, записанные на доске.

Сегодня

у

нас

необычный

урок.

Послушайте

отрывок

из

кинофильма

«Белорусский вокзал».

Отгремела война,

Свой кровавый собрав урожай,

Но никто не забыт!

И навеки ничто не забыто!

-Как вы думаете какому событию оно посвящено? (Ответы детей).

-Итак, сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне. Мы живём

потому, что в далёкие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и

прабабушки пожертвовали собой. 9 мая 1945 года произошло самое важное

событие в истории нашей страны – победа в Великой Отечественной войне. Наш

народ одержал величайшую победу в истории всего человечества! Этот праздник

люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней и ночей. Столько дней и ночей

продолжалась битва с фашизмом - Великая Отечественная война.

-Благодаря мужеству и отваге каждого участника тех событий мир был избавлен

от фашизма, наша страна осталась свободной, а народ – единым. В 2025 году

отмечается 80 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. И наш

сегодняшний урок посвящён именно этой дате и событию.

III. Актуализация умений и знаний.

Посмотрим на доску, посмотрите внимательно, что это за слова? Какой частью

речи они являются?

Имя существительное может обозначать не только

предмет, но и явления природы, события, животный и растительный мир)

-

На какие вопросы отвечает имя существительное?

О.: - Кто? Что?

У.: - А какие бывают имена существительные?

О.: - Одушевленные и неодушевленные.

У.: - Какие имена существительные называются одушевленными?

О.: - Одушевленными называются, те имена существительные, которые

отвечают на вопрос Кто?

У.: - А какие имена существительные мы называем неодушевленными?

О.: - К неодушевленным именам существительным мы задаем вопрос Что?

Они не обозначают людей и животных.

Буквы потерялись, заглавная буква и строчная не могут договорится, кто живет в

этом слове. Давайте им поможем.

(Л,л)еня, (К,к)аска, (Л,л)енинград, (Т,т)анк ( С,с)талинград, (С,с)олдат.

Проверим: - Почему написали заглавную букву и строчную.

О.: - Собственные имена существительные обозначают имена, отчества,

фамилии людей. Собственные имена существительные пишутся с заглавной

буквы.

О.: - Все остальные имена существительные – это нарицательные имена

существительные.

Они

называют

любой

предмет,

явление,

свойство.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

У.: - Что обозначает заглавная буква в именах собственных?

О.: - Орфограмму.

IV.Первичная проверка понимания знаний и умений.

У вас на столах лежит текст №1. Давайте прочитаем его. Что не так?

Леня Голиков

Рос Лёня Голиков в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в

легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг,Лёня ушел к

партизанам.

Не раз Лёня ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.

И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели

вражеские склады...

-

Исправим ошибки. Запишите красиво себе текст в тетрадь.

. !!!Физкультминутка

V. Первичное закрепление знаний и умений.

Работа в парах.

У.: - У вас на парте лежат карточки под №2 с заданием.

Вставь подходящие имена нарицательные.

____________Ленинград, _____________Лёня Голиков, ________________День

Победы,_______________________ Жуков, __________________Катюша,

_______________Сталинград, _____________________Мамаев Курган.

У.: - Проверим, все ли справились с заданием.

VI. Упражнение 3.

Запишите слова под диктовку.

Зина. Сестрёнки. Солдат. Осколок. друг. Москва. Разведчик. Зоя. Смоленск. Тыл.

Мурманск. Подвиг.

VII. Итог урока. О чем говорили на уроке? Чему научились?

Рефлексия. Карточка №4.

Лист самооценки

Ф. И. ученика _________________________________

«Незаконченное предложение»

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

На уроке мне было трудно

На уроке я работал неплохо

Я доволен своей работой на

уроке

У.: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!



В раздел образования