Автор: Фурасева Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №75
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. 2 класс
Раздел: начальное образование
Фурасева Светлана Сергеевна
Гимназия №75 г. Казань
Конспект урока русского языка
УМК «Школа России», 2 класс
Организационно-деятельностный компонент:
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».
Тип урока: урок закрепления знаний и умений.
Цель урока:
формирование умения отличать имена собственные от
нарицательных; формирование орфографической и пунктуационной грамотности
обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
способствовать
продуктивному
осуществлению
познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о
собственных и нарицательных именах существительных, формированию умения
применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее
полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической
и пунктуационной грамотности;
развитию умения отличать собственные и
нарицательные имена существительные; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к
предмету; интереса к русскому языку посредством соблюдения литературно –
языковых норм, уважения к другим, осознанию ценности совместной работы;
формирование положительной мотивации к учению посредством использования
занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством
работы над соблюдением основных норм правильности речи; формирование
жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности,
работоспособности,
внимательности,
воли,
способности
к
сотрудничеству,
ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие:
соблюдение СанПиН, гигиенических условий в
кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих
активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и
ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности:
совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение
актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознавать
ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку; осознавать
богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение
ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных
формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;
умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и
обосновывать
их,
осуществлять
анализ,
синтез,
сравнение,
устанавливать
причинно
-
следственные
связи,
владеть
общим
приемом
решения
орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение
выполнять
учебные
действия
в
сотрудничестве
с
учителем
и
другими
обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку
результативности;
умение самостоятельно планировать и выполнять свои
действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ,
самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение
слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать
на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в
диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения,
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные:
умение отличать собственные и нарицательные имена
существительные; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и
оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного
общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации
общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной
речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные
образовательные
ресурсы:
компьютер,
проектор,
мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П.
Канакина, раздаточный материал.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
Приветствие.
II. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на
учебную работу.
1. Минутка чистописания.
- Откройте свои тетради, каллиграфически запишите число и классная работа.
(Слайд 2). Пропишите элементы, записанные на доске.
Сегодня
у
нас
необычный
урок.
Послушайте
отрывок
из
кинофильма
«Белорусский вокзал».
Отгремела война,
Свой кровавый собрав урожай,
Но никто не забыт!
И навеки ничто не забыто!
-Как вы думаете какому событию оно посвящено? (Ответы детей).
-Итак, сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне. Мы живём
потому, что в далёкие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и
прабабушки пожертвовали собой. 9 мая 1945 года произошло самое важное
событие в истории нашей страны – победа в Великой Отечественной войне. Наш
народ одержал величайшую победу в истории всего человечества! Этот праздник
люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней и ночей. Столько дней и ночей
продолжалась битва с фашизмом - Великая Отечественная война.
-Благодаря мужеству и отваге каждого участника тех событий мир был избавлен
от фашизма, наша страна осталась свободной, а народ – единым. В 2025 году
отмечается 80 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. И наш
сегодняшний урок посвящён именно этой дате и событию.
III. Актуализация умений и знаний.
Посмотрим на доску, посмотрите внимательно, что это за слова? Какой частью
речи они являются?
Имя существительное может обозначать не только
предмет, но и явления природы, события, животный и растительный мир)
-
На какие вопросы отвечает имя существительное?
О.: - Кто? Что?
У.: - А какие бывают имена существительные?
О.: - Одушевленные и неодушевленные.
У.: - Какие имена существительные называются одушевленными?
О.: - Одушевленными называются, те имена существительные, которые
отвечают на вопрос Кто?
У.: - А какие имена существительные мы называем неодушевленными?
О.: - К неодушевленным именам существительным мы задаем вопрос Что?
Они не обозначают людей и животных.
Буквы потерялись, заглавная буква и строчная не могут договорится, кто живет в
этом слове. Давайте им поможем.
(Л,л)еня, (К,к)аска, (Л,л)енинград, (Т,т)анк ( С,с)талинград, (С,с)олдат.
Проверим: - Почему написали заглавную букву и строчную.
О.: - Собственные имена существительные обозначают имена, отчества,
фамилии людей. Собственные имена существительные пишутся с заглавной
буквы.
О.: - Все остальные имена существительные – это нарицательные имена
существительные.
Они
называют
любой
предмет,
явление,
свойство.
Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.
У.: - Что обозначает заглавная буква в именах собственных?
О.: - Орфограмму.
IV.Первичная проверка понимания знаний и умений.
У вас на столах лежит текст №1. Давайте прочитаем его. Что не так?
Леня Голиков
Рос Лёня Голиков в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в
легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг,Лёня ушел к
партизанам.
Не раз Лёня ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.
И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели
вражеские склады...
-
Исправим ошибки. Запишите красиво себе текст в тетрадь.
. !!!Физкультминутка
V. Первичное закрепление знаний и умений.
Работа в парах.
У.: - У вас на парте лежат карточки под №2 с заданием.
Вставь подходящие имена нарицательные.
____________Ленинград, _____________Лёня Голиков, ________________День
Победы,_______________________ Жуков, __________________Катюша,
_______________Сталинград, _____________________Мамаев Курган.
У.: - Проверим, все ли справились с заданием.
VI. Упражнение 3.
Запишите слова под диктовку.
Зина. Сестрёнки. Солдат. Осколок. друг. Москва. Разведчик. Зоя. Смоленск. Тыл.
Мурманск. Подвиг.
VII. Итог урока. О чем говорили на уроке? Чему научились?
Рефлексия. Карточка №4.
Лист самооценки
Ф. И. ученика _________________________________
«Незаконченное предложение»
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:
На уроке мне было трудно
На уроке я работал неплохо
Я доволен своей работой на
уроке
У.: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!