Напоминание

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в зимних играх


Автор: Звонарева Анжелика Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: АНДОО "Алмазик" Детский сад № 37 "Звездочка"
Населённый пункт: г.Удачный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в зимних играх
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект фронтального логопедического занятия по

формированию связной речи в подготовительной группе для

детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Цель:

актуализация коммуникативных возможностей детей с общим

недоразвитием речи в ходе изучения темы «Зима. Зимние Забавы».

Коррекционно-образовательные цели.

Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение,

расширение и активизация словаря по теме «Зима»: (зима, снег,

снежинка,

метель,

вьюга,

снегопад,

сугроб,

снегири,

снегурка,

искристый,

искрящийся,

сверкающий,

хрустящий,

рассыпчатый,

липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать,

выпадать, сыпать).

Учить детей составлять связный рассказ по сюжетной картине,

составленной из отдельных частей, которые являются зрительным

планом изложения.

Совершенствование

грамматического

строя

речи

(Образование

однокоренных

слов,

согласование

существительных

с

прилагательными и причастиями).

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие диалогической речи.

Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи

с движением, развитие длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование

навыков

сотрудничества,

взаимопонимания,

доброжелательности, инициативности.

Оборудование: Конверт со снежинками (две снежинки с буквами «З» -

зелёного и синего цвета; две – с буквами «М» - синего и зеленого цвета;

снежинки с буквами «И», «А» - красного цвета); Изображение зимних забав;

Снежинки на ниточке; Изображение признаков зимы;

Ход занятия:

1.Организационный момент:

1. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного

фона, развитие мышления, закрепление понятия «твердый – мягкий» звук.

Логопед:

Ребята, сегодня на крыльце нашего сада я нашла снежинки.

Снежинки эти не обычные. На них написаны буквы вам нужно их них

составить слово. Раздает снежинки (Приложение 1) загадывает загадку:

Лес укрыла одеялом,

Льдом озера заковала,

Застудила все дома,

Это к нам пришла… (Зима)

Логопед: Какое слово получилось из снежинок?

Дети. Слово «Зима».

Логопед. Для составления этого слова вы выбрали «З» зелёного цвета, а

«М»- синего, почему?

Дети. Потому что в слове «Зима», звук «З» - мягкий, обозначаем зеленым

цветом; а звук «М» - твердый, обозначаем синим цветом.

Логопед: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о зиме, о ее признаках и

зимних забавах.

2. Составление словосочетаний о зиме по картинкам (Приложение 2)

Логопед: Ребята, сколько зимних месяцев в году? Давайте назовем их.

Дети: В году три зимних месяца. Декабрь, январь, февраль.

Логопед: Какие признаки зимы вы знаете?

На столе перед детьми лежат картинки изображениями вниз. Дети

переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к

магнитной доске, прикрепляют на неё свою картинку и рассказывают о той

примете зимы, которая изображена на ней. Каждое предложение должно

начинаться со слова «зимой»

2.Основная часть:

Логопед читает стихотворение:

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

1. Упражнение «Снежинки».

Логопед: Дети, пока мы с вами читали стих, на улице пошел снег, и к нам

прилетели настоящие снежинки, Посмотрите, какие они?

Дети: Белые, сверкающие, хрупкие, пушистые

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке. Давайте заставим

наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не

надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Следить,

чтобы дети не поднимали плечи во время выполнения упражнения.

Повторить 3-5 раз).

2. Упражнение в образовании прилагательных с помощью падежей.

Логопед: Любо-дорого взглянуть,

Птичка — красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? (Снегирь)

Дети должны подсказать слово:

- Дети в парке увидели (кого?)...снегиря.

- Повесили кормушку для (кого?) ...для снегиря.

- Дали хлебные крошки (кому?)...снегирю.

- Любовались (кем?)...снегирем.

- Рассказали маме (о ком?)...о снегире.

- Все восхищались (кем?)...снегирем.

3. Физминутка "Снеговик"

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

(Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.)

Он превратится в снежный ком,

(«Рисуют» руками большой круг.)

И станет ком снеговиком.

(«Рисуют» снеговика из трех комков.)

Его улыбка так светла!

(Широко улыбаются.)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Показывают глаза. Прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до

носа.)

4. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными и

причастиями.

Логопед: Ребята, а из чего мы лепим снеговика?

Дети: Из снега

Логопед: Ребята, давайте мы с вами поговорим о свойствах снега.

Снег на солнышке искрится, значит, он какой?

(Искристый,

искрящийся.)

Снег сверкает, значит он какой? (Сверкающий снег.)

Хрустит под ногами, он какой? (Хрустящий снег.)

Снег рассыпается в руках, он какой? (Рассыпчатый снег.)

Липнет в руках. Он какой? (Липкий снег.)

5. Составление рассказа по картине.

Логопед: Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки, а вам нужно отгадать

какую зимнюю забаву я загадала.

1. Говорят для детворы

Веселее нет игры,

Чем катание с высокой,

Ледяной, крутой… (Горы)

2. Во дворе катали ком, шляпа старая на нем.

Нос приделали, и вмиг получился … (Снеговик)

3. В небе солнышко смеётся,

Длинный след по снегу вьётся.

Радость жизни вдвое ближе,

Если мы встаём на …(Лыжи).

4. Есть зимой, а летом тает.

Нас коньки по льду катают.

В лед, как в зеркало, гляжусь,

Ох, сейчас я закружусь!

Эй, мороз, ударь чуток,

Чтоб не таял наш…… (Каток)

5. За веревочку коня

В горку я тащу.

Ну а с горки быстро я

На коне лечу! (Санки)

6. Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как «снаряды» называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)

Логопед:

Я приготовила вам картинку-подсказку. Она поможет вам

составить рассказ о зимних играх. ( Приложение 3)

Дети: Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Деревья, дома, дороги

укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки,

шапки, варежки и побежали на улицу. Ребята лепили снеговика. Мальчики

играли в снежки. Дети катались на лыжах, санках и коньках. Весело зимой!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Самоанализ

фронтального

логопедического

занятия

по

формированию связной речи в подготовительной группе для детей с

общим недоразвитием речи.

При постановке целей занятия и его планировании мной были учтены

возрастные и индивидуальные особенности детей. Структура занятия

соответствует целям обучения, воспитания и коррекции, прослеживается

логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия, четкость

перехода от одного этапа к другому. Наличие плана занятия и организация

его выполнения соответствует фактическому ходу занятия. Мной был

выработан свой собственный стиль и система работы. Для перевода детей к

более деятельному состоянию я совместила индивидуальную работу с

фронтальной. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство

интонаций, выразительная мимика способствуют росту интереса детей к

занятию. Материал занятия соответствует возрастным и индивидуальным

особенностям детей, занимающихся в данной возрастной группе.

В структуре занятия прослеживается использование словесных,

наглядных и практических методов обучения. Все использованные методы

полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой.

Использованная наглядность полностью соответствует структуре и

содержанию занятия. На всех этапах занятия контролируется произношение,

словарный запас и грамматический строй речи ребенка.

На занятии прослеживается адекватность предъявленных требований с

учётом речевых возможностей и особенностей личности ребёнка,

настойчивость в достижении целей, умение дозировать новый материал,

связать его с предыдущим.

При анализе занятия можно сделать вывод, что цели занятия будут

достигнуты, план выполнен, дети будут проявлять интерес к занятию, и

показывать достаточно хорошее качество выполнения заданий, умение

применять знания в различных ситуациях.



В раздел образования