Автор: Звонарева Анжелика Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: АНДОО "Алмазик" Детский сад № 37 "Звездочка"
Населённый пункт: г.Удачный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в зимних играх
Раздел: дошкольное образование
Конспект фронтального логопедического занятия по
формированию связной речи в подготовительной группе для
детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Зима. Зимние забавы».
Цель:
актуализация коммуникативных возможностей детей с общим
недоразвитием речи в ходе изучения темы «Зима. Зимние Забавы».
Коррекционно-образовательные цели.
⁻
Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение,
расширение и активизация словаря по теме «Зима»: (зима, снег,
снежинка,
метель,
вьюга,
снегопад,
сугроб,
снегири,
снегурка,
искристый,
искрящийся,
сверкающий,
хрустящий,
рассыпчатый,
липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать,
выпадать, сыпать).
⁻
Учить детей составлять связный рассказ по сюжетной картине,
составленной из отдельных частей, которые являются зрительным
планом изложения.
⁻
Совершенствование
грамматического
строя
речи
(Образование
однокоренных
слов,
согласование
существительных
с
прилагательными и причастиями).
Коррекционно-развивающие цели.
⁻
Развитие диалогической речи.
⁻
Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи
с движением, развитие длительного плавного выдоха.
Коррекционно-воспитательные:
⁻
Формирование
навыков
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности, инициативности.
Оборудование: Конверт со снежинками (две снежинки с буквами «З» -
зелёного и синего цвета; две – с буквами «М» - синего и зеленого цвета;
снежинки с буквами «И», «А» - красного цвета); Изображение зимних забав;
Снежинки на ниточке; Изображение признаков зимы;
Ход занятия:
1.Организационный момент:
1. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного
фона, развитие мышления, закрепление понятия «твердый – мягкий» звук.
Логопед:
Ребята, сегодня на крыльце нашего сада я нашла снежинки.
Снежинки эти не обычные. На них написаны буквы вам нужно их них
составить слово. Раздает снежинки (Приложение 1) загадывает загадку:
Лес укрыла одеялом,
Льдом озера заковала,
Застудила все дома,
Это к нам пришла… (Зима)
Логопед: Какое слово получилось из снежинок?
Дети. Слово «Зима».
Логопед. Для составления этого слова вы выбрали «З» зелёного цвета, а
«М»- синего, почему?
Дети. Потому что в слове «Зима», звук «З» - мягкий, обозначаем зеленым
цветом; а звук «М» - твердый, обозначаем синим цветом.
Логопед: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о зиме, о ее признаках и
зимних забавах.
2. Составление словосочетаний о зиме по картинкам (Приложение 2)
Логопед: Ребята, сколько зимних месяцев в году? Давайте назовем их.
Дети: В году три зимних месяца. Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Какие признаки зимы вы знаете?
На столе перед детьми лежат картинки изображениями вниз. Дети
переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к
магнитной доске, прикрепляют на неё свою картинку и рассказывают о той
примете зимы, которая изображена на ней. Каждое предложение должно
начинаться со слова «зимой»
2.Основная часть:
Логопед читает стихотворение:
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
1. Упражнение «Снежинки».
Логопед: Дети, пока мы с вами читали стих, на улице пошел снег, и к нам
прилетели настоящие снежинки, Посмотрите, какие они?
Дети: Белые, сверкающие, хрупкие, пушистые
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке. Давайте заставим
наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не
надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Следить,
чтобы дети не поднимали плечи во время выполнения упражнения.
Повторить 3-5 раз).
2. Упражнение в образовании прилагательных с помощью падежей.
Логопед: Любо-дорого взглянуть,
Птичка — красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь)
Дети должны подсказать слово:
- Дети в парке увидели (кого?)...снегиря.
- Повесили кормушку для (кого?) ...для снегиря.
- Дали хлебные крошки (кому?)...снегирю.
- Любовались (кем?)...снегирем.
- Рассказали маме (о ком?)...о снегире.
- Все восхищались (кем?)...снегирем.
3. Физминутка "Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.)
Он превратится в снежный ком,
(«Рисуют» руками большой круг.)
И станет ком снеговиком.
(«Рисуют» снеговика из трех комков.)
Его улыбка так светла!
(Широко улыбаются.)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Показывают глаза. Прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до
носа.)
4. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными и
причастиями.
Логопед: Ребята, а из чего мы лепим снеговика?
Дети: Из снега
Логопед: Ребята, давайте мы с вами поговорим о свойствах снега.
⁻
Снег на солнышке искрится, значит, он какой?
(Искристый,
искрящийся.)
⁻
Снег сверкает, значит он какой? (Сверкающий снег.)
⁻
Хрустит под ногами, он какой? (Хрустящий снег.)
⁻
Снег рассыпается в руках, он какой? (Рассыпчатый снег.)
⁻
Липнет в руках. Он какой? (Липкий снег.)
5. Составление рассказа по картине.
Логопед: Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки, а вам нужно отгадать
какую зимнюю забаву я загадала.
1. Говорят для детворы
Веселее нет игры,
Чем катание с высокой,
Ледяной, крутой… (Горы)
2. Во дворе катали ком, шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг получился … (Снеговик)
3. В небе солнышко смеётся,
Длинный след по снегу вьётся.
Радость жизни вдвое ближе,
Если мы встаём на …(Лыжи).
4. Есть зимой, а летом тает.
Нас коньки по льду катают.
В лед, как в зеркало, гляжусь,
Ох, сейчас я закружусь!
Эй, мороз, ударь чуток,
Чтоб не таял наш…… (Каток)
5. За веревочку коня
В горку я тащу.
Ну а с горки быстро я
На коне лечу! (Санки)
6. Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как «снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)
Логопед:
Я приготовила вам картинку-подсказку. Она поможет вам
составить рассказ о зимних играх. ( Приложение 3)
Дети: Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Деревья, дома, дороги
укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки,
шапки, варежки и побежали на улицу. Ребята лепили снеговика. Мальчики
играли в снежки. Дети катались на лыжах, санках и коньках. Весело зимой!
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Самоанализ
фронтального
логопедического
занятия
по
формированию связной речи в подготовительной группе для детей с
общим недоразвитием речи.
При постановке целей занятия и его планировании мной были учтены
возрастные и индивидуальные особенности детей. Структура занятия
соответствует целям обучения, воспитания и коррекции, прослеживается
логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия, четкость
перехода от одного этапа к другому. Наличие плана занятия и организация
его выполнения соответствует фактическому ходу занятия. Мной был
выработан свой собственный стиль и система работы. Для перевода детей к
более деятельному состоянию я совместила индивидуальную работу с
фронтальной. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство
интонаций, выразительная мимика способствуют росту интереса детей к
занятию. Материал занятия соответствует возрастным и индивидуальным
особенностям детей, занимающихся в данной возрастной группе.
В структуре занятия прослеживается использование словесных,
наглядных и практических методов обучения. Все использованные методы
полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой.
Использованная наглядность полностью соответствует структуре и
содержанию занятия. На всех этапах занятия контролируется произношение,
словарный запас и грамматический строй речи ребенка.
На занятии прослеживается адекватность предъявленных требований с
учётом речевых возможностей и особенностей личности ребёнка,
настойчивость в достижении целей, умение дозировать новый материал,
связать его с предыдущим.
При анализе занятия можно сделать вывод, что цели занятия будут
достигнуты, план выполнен, дети будут проявлять интерес к занятию, и
показывать достаточно хорошее качество выполнения заданий, умение
применять знания в различных ситуациях.