Автор: Ларикова Татьяна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ «Центральный»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игр по развитию пространственной ориентировки в коррекционной работе с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни каждого ребенка.
Развитие ориентировки в пространстве является важным условием общего
развития ребенка, поэтому в раннем возрасте ребенку необходимо
накапливать опыт восприятия ближайшего пространственного окружения.
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а
постепенно учится этому. Если по каким-то причинам, например, вследствие
неблагополучных семейных обстоятельств, этот этап развития был пропущен
или ему не уделили должного внимания, это может вызвать в дальнейшем
большие проблемы при усвоении детьми различных знаний. Тогда эта работа
ложится на педагогов-специалистов, которые планомерно восстанавливают
эти «пробелы».
В раннем возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой
смутностью и нечеткостью. Несмотря на то, что ребенок с самого рождения
может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить
рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм
восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. Развитие
пространственных восприятий начинает формироваться у ребенка
постепенно. Самым первым и главным этапом в структуре формирования
пространственных представлений является восприятие ребенком
собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и
расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним
пространством, от взаимодействия ребенка с взрослым. Далее ребёнок учится
показывать, где у него глазки, ручки, ножки, а после этого начинает
соотносить положение частей тела с положением в пространстве. Например,
внизу находятся ноги, вверху — голова, сзади — спина, спереди — живот.
Позднее ребёнок запоминает название правой и левой руки. На основе знания
своего тела он осваивает пространственные направления: впереди — там, где
лицо, позади — там, где спина, вверху — там, где голова, внизу — там, где
ноги.
Любая деятельность детей, так или иначе, связана с ориентировкой в
пространстве. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является
свое тело, то к шести-семи годам дети учатся ориентироваться в
пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки
отсчета.
Учитель-дефектолог систематически проводит работу с детьми по
формированию пространственных представлений, активно использует игры и
упражнения на ориентировку в пространстве с детьми раннего возраста. В
методических рекомендациях воспитателям групп советует их для
закрепления усвоенных знаний:
• «Повторяй за мной». Взрослый показывает движения руками, ногами или
головой, а ребёнок их повторяет.
• «Найди клад». Взрослый прячет в комнате какой-нибудь предмет, а
ребёнок должен его отыскать, следуя подсказкам.
• «Построй по образцу». Ребёнок повторяет нарисованный или построенный
из конструктора дом.
• «Что изменилось?» Ребёнок запоминает расположение нескольких
предметов, затем закрывает глаза, а взрослый меняет местами два предмета.
Ребёнок должен ответить, что поменялось.
• «Рассели жильцов». Ребёнок помогает игрушкам найти свой домик,
например, ёжик живёт в доме слева, а медведь — во втором справа.
Для развития пространственной ориентировки важно регулярно
практиковать навыки в повседневной жизни.