Напоминание

"Использование игр по развитию пространственной ориентировки в коррекционной работе с детьми раннего возраста"


Автор: Ларикова Татьяна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ «Центральный»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игр по развитию пространственной ориентировки в коррекционной работе с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни каждого ребенка.

Развитие ориентировки в пространстве является важным условием общего

развития ребенка, поэтому в раннем возрасте ребенку необходимо

накапливать опыт восприятия ближайшего пространственного окружения.

Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а

постепенно учится этому. Если по каким-то причинам, например, вследствие

неблагополучных семейных обстоятельств, этот этап развития был пропущен

или ему не уделили должного внимания, это может вызвать в дальнейшем

большие проблемы при усвоении детьми различных знаний. Тогда эта работа

ложится на педагогов-специалистов, которые планомерно восстанавливают

эти «пробелы».

В раннем возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой

смутностью и нечеткостью. Несмотря на то, что ребенок с самого рождения

может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить

рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм

восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. Развитие

пространственных восприятий начинает формироваться у ребенка

постепенно. Самым первым и главным этапом в структуре формирования

пространственных представлений является восприятие ребенком

собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и

расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним

пространством, от взаимодействия ребенка с взрослым. Далее ребёнок учится

показывать, где у него глазки, ручки, ножки, а после этого начинает

соотносить положение частей тела с положением в пространстве. Например,

внизу находятся ноги, вверху — голова, сзади — спина, спереди — живот.

Позднее ребёнок запоминает название правой и левой руки. На основе знания

своего тела он осваивает пространственные направления: впереди — там, где

лицо, позади — там, где спина, вверху — там, где голова, внизу — там, где

ноги.

Любая деятельность детей, так или иначе, связана с ориентировкой в

пространстве. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является

свое тело, то к шести-семи годам дети учатся ориентироваться в

пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки

отсчета.

Учитель-дефектолог систематически проводит работу с детьми по

формированию пространственных представлений, активно использует игры и

упражнения на ориентировку в пространстве с детьми раннего возраста. В

методических рекомендациях воспитателям групп советует их для

закрепления усвоенных знаний:

• «Повторяй за мной». Взрослый показывает движения руками, ногами или

головой, а ребёнок их повторяет.

• «Найди клад». Взрослый прячет в комнате какой-нибудь предмет, а

ребёнок должен его отыскать, следуя подсказкам.

• «Построй по образцу». Ребёнок повторяет нарисованный или построенный

из конструктора дом.

• «Что изменилось?» Ребёнок запоминает расположение нескольких

предметов, затем закрывает глаза, а взрослый меняет местами два предмета.

Ребёнок должен ответить, что поменялось.

• «Рассели жильцов». Ребёнок помогает игрушкам найти свой домик,

например, ёжик живёт в доме слева, а медведь — во втором справа.

Для развития пространственной ориентировки важно регулярно

практиковать навыки в повседневной жизни.



В раздел образования