Напоминание

Конспект открытого занятия в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники "Путешествие в страну сказок"


Автор: Ахмедова Патимат Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/с -85 " Золотая рыбка"
Населённый пункт: Дагестан, город Махачкала
Наименование материала: конспект открытого занятия
Тема: Конспект открытого занятия в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники "Путешествие в страну сказок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

дошкольное общеобразовательное

учреждение «Центр развития ребенка д/с -85 «Золотая рыбка»

Конспект

открытого занятия в средней группе

с

элементами технологии ТРИЗ и

.

мнемотехники

«

»

Путешествие в страну сказок

Воспитатель :Ахмедова П.М.

Махачкала,2025

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами

технологии ТРИЗ и мнемотехники.

«Путешествие в страну сказок »

Воспитатель: Ахмедова П.М.

Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при

помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения

доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов

методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок).

Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный

запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать

воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей,

воспитывать любовь к сказкам.

Задачи:

- формировать умение рассказывать сказку по алгоритму;

- учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к

художественной литературе;

- способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их

пересказу;

- повышать эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный

запас детей.

Развивающие:

1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с

помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие

возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь,

вызвать у детей позитивные эмоции.

Материал к

занятию:

волшебный сундучок, клубочек ниток, записка от лисы,

письмо от колобка(аудио), колобок, лиса, рукавичка, мнемотаблица к

сказке «Заюшкина избушка».

Предварительная работа: чтение русских (дагестанских) сказок, применение в

работе элементы мнемотехники.

Ход образовательной деятельности:

1. Приветствие.

Воспитатель входит в группу вместе с детьми , ребята давайте поздороваемся с

гостями .А теперь покажем нашим гостям ,как мы умеем приветствовать друг

друга .

Приветствие: «Друг» (дети стоят в кругу держась за руки)

Собрались все дети в круг,

Я-твой друг и ты –мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся !

(Давайте пройдем и сядем на стульчики).

2 Аудио звонок 3 Аудио говорит колобок 2

картинка

Проблемная ситуация: звонит колобок и плачет .

«Здравствуйте ребята! Я, колобок - румяный бок, у меня случилась беда. Меня

хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и

бабушке, потому что лиса перепутала сказки. Я убежал и спрятался от лисы.

Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».

Воспитатель: Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?

Дети: ответы

2.Мотивация

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в сказочную страну , надо знать и любить

сказки. А вы любите сказки ?

Ребенок :

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

мяч

Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки

вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы,

дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя). Возле стульев встали

(Метод «Мозговой штурм»)

- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл? Колобок

- Кто съел козлят? Волк

- Кто пришел в гости к медведям? Маша

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? Курочка ряба

- Что выросла «Большая – пребольшая»? Репка

- Что случилось с ледяной избушкой? Растаяла

- Кто потерял в лесу рукавичку? Дед

- Кого выгнала лиса из домика? Зайца

- Что предлагала Лиса Петушку , чтобы он выглянул в окошко? Зернышко

- Кто из героев помогали тянуть репку после Жучки ? Кошка

-Кто нес корзину с пирожками дедушке и бабушке? Медведь

-

-

Воспитатель: молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем

отправиться в путь. Вы готовы? Ой, ребята, а на чем же мы отправимся в страну

сказок, пешком то не дойти.

(Ответы детей)

Воспитатель: А отправимся мы в сказочную страну на Волшебном

паровозике .Встали повернулись друг за другом и повторяйте за мной

волшебные слова:

«Раз, два, три, наш волшебный поезд в страну сказок вези!»

Аудио «Паровозик Букашко»

Вот мы попали в сказочную страну сказок ,посмотрите сколько сказок

которые лиса перепутала и сейчас мы будем помогать колобку попасть в свою

сказку .

Воспитатель: А вот и первое препятствие Лисы, которое нам нужно преодолеть,

чтобы пройти дальше. Лиса нам оставила клубочек с запиской читаю: «

Здравствуйте, ребята …Чтобы клубочек повел вас дальше по сказочной стране, вы

должны открыть волшебный сундучок».

Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит. (воспитатель заглядывает в

сундучок).

Это кто? (Колобок). Вот он, где спрятался. Колобок будет путешествовать с нами.

Мы будем помогать ему искать дорогу домой.

- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).

- А что еще бывает такое же? (метод анализа).

(шар, мяч, яблоко, булочка, часы, конфета)

- Что случилось с Колобком в сказке ? (Лиса схитрила ,попросила колобка

спеть еще разок и проглотила ).вот так колобок и попытался от нее убежать и

заблудился

- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок ) ( Я

бы надела колобку маску тигра Лиса испугается и убежит, я бы накрыла его

простыню и убежала, колобок желтый я бы прокатила его по грязи ,такого

грязного колобка Лиса не захочет съесть)

Воспитатель :Ребята тут еще задания от Лисы ( достаю с волшебного сундучка )

Воспитатель: Давайте посмотрим, что это?

Воспитатель: Правильно, это рукавичка.

(воспитатель достает из корзинки рукавичку)

- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)

- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани )

- Для чего нужна рукавичка (руки грет, взять горячее )

- А кто жил в рукавичке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик –

побегайчик, лисичка-сестричка. Волчок серый бочок, кабан- клыкан, медведюшка-

батюшка)

Воспитатель: Ребята,давайте представим себя героями из этой сказки кем бы вы

хотели быть?

(метод Эмпатии).

Разишка я зайка-побегайка ,живу в лесу,я летом серый.а зимой белый

чтобы дикие животные, охотники не заметили меня , у меня очень

много друзей ,а еще я очень боюсь волка.

Пасихат – я мышка-норушка ,я маленькая, серая, быстрая,шустрая

хвостик длинный как шнурочек, живу в норке.

Амина кто ты? (лягушка )

С кем ты дружишь? ( с зайцем, медведем ,мышкой лисичкой )

Амин кто ты? (медведь)

Где живешь? Живу в лесу в берлоге

Алима ты кто? (Заяц)

Кого ты боишься ? я очень боюсь волка

Молодцы, дети, хорошо справились с первым испытанием. Но нам нужно

отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще

сказочные испытания,

которые нам приготовила Лиса. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в

свою сказку . ( бросает клубочек к мольбертам)

Ты, клубочек , помоги

Нам дорожку покажи .

Воспитатель: Ребята клубочек привел нас к следующему заданию Лисы.

(Беседа.)

Воспитатель: Посмотрите на картину кто это?

Дети: Лиса

Воспитатель: Амина, какая же наша Лисонька, где она живет, чем питается,?

Амина: Лиса дикое животное, живет в лесу в норке ,она всеядная, питается всем

что меньше нее самой птицы, мелкие животные, рыбы

- Что мы можем рассказать о шерстке лисы? (шерстка у лисы мягкая,

пушистая, рыжая ).

-А что мы расскажем о мордочке лисы? (мордочка у лисы острая, хитрая, ушки

острые, похожи на треугольники ).

-А какой же хвост у лисы? (хвост у лисы длинный, мягкий, рыжий с белым

кончиком , пушистый ).

- Зачем лисе такой пушистый хвост? (хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы

заметать свои следы, чтобы не нашел волк, охотники ).

- А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (лиса в сказках

хитрая, ловкая, ).

Марьям Г. покажи хитрую лису (гримаса хитрая лиса)

Воспитатель

: Ребята, а как в сказках называют Лису?

(Лисичка-сестричка,, Плутовка, Лиса-краса, Кумушка и т.д.)

Воспитатель: Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас. Давайте , мы

будем говорить чётко и громко:

СА-СА-СА с нами рыжая лиса,

СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу,

СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы,

СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе.

-Молодцы, ребята. В каких сказках мы с вами встречали лису? («Лисичка со

скалочкой», «Колобок», «Жихарка», «Заюшкина избушка»).

«Теремок», «Рукавичка, «Лисичка сестричка и серый волк», «Кот петух и лиса»

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья

прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. («Заюшкина

избушка»).

Воспитатель: - Вот Лисичка нам приготовила такую мнемотаблицу,

попробуйте с её помощью рассказать сказку. Я думаю, у вас всё получится, и вы

сможете идти дальше» (дети с помощью мнемотаблицы пересказывают

сказку «Заюшкина избушка)

- Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка».

А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми, не

обижать маленьких )

Замечательно ребята , отлично справились с заданием. У Лисы не получилось нас

запутать. И нам надо отправляться дальше- бросаем клубочек и он катится на

коврик .

Воспитатель: Лисичка видит что вы устали и предлагает немного отдохнуть

встали повторяйте вместе со мной

Физкультминутка

«Звериная зарядка»

Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)

А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)

Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)

Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)

Ну, а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч, переступать с ноги на

То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)

Долго топчется на месте.

Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь

по сказочной стране (бросает клубочек доске)

нас ждет последнее задание Лисы.

Лиса вам приготовила загадки, если вы отгадаете загадку на экране появится эта

сказка

1.Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти,

Маленькие дети?

Дети: Волк и Семеро козлят.

Молодцы дети, правильно – это сказка «Волк и Семеро козлят»

Воспитатель показывает картинки с изображением этой сказки.

- Кто же всех козляток съел? Волк

Волк ,какой? (волк, серый, злой , голодный)

- Слушайте внимательно и отгадывайте, о какой сказке говорится в этой загадке?

2. В чистом поле вырос дом,

Кто-кто проживает в нем.

Видим мышка в нем, норушка,

Да Лягушка в нем, квакушка.

Дом не низок не высок,

Как зовется?.

Дети: Теремок

Воспитатель: Молодцы дети, правильно – это сказка «Теремок»

А каких героев из этой сказки вы знаете : зайчик-побегайчик, мышка-норушка,

лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Кто развалил

теремок? (медведь)

Медведь какой? ( Медведь большой, косолапый ,бурый)

3.Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Но почему всё же с Иванушкой случилась беда? Он не послушал сестру

Следующая загадка:

4.Он в сказочке живет,

он не ёжик и не кот,

из муки он был печен,

на сметане был мешен.

На окошке он студился,

по дорожке он катился.

- Как называется сказка? (колобок)

Кого встречал на своем пути колобок? Заяц, волк, медведь, лиса.

Так вот же сказка которую искал колобок .

(Аудио колобок благодарит)

Колобок благодарит детей за помощь:

- «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря

вашим правильным ответам я снова оказался в своей сказке!

Воспитатель: пожалуйста,. Мы рады были тебе помочь .Колобок запомни

правило « Каким бы ыт не был умным ,хитрым все равно найдется тот ,кто

сумеет тебя обхитрить . Маленьким нельзя гулять одним, нужно слушаться

своих родителей ,а не чужих людей ,как бы они хорошо с тобой не говорили»

-Воспитатель: Ребята, в знак благодарности что вы помогли Колобку для вас

дедушка и бабушка приготовили вот такое угощенье ( )

Воспитатель: Ну что колобок ,а нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит Паровоз)

Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали

Колобку вернуться домой.

3.ИТОГ:

- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

- Кто запутал все сказки ? (Лиса)

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Что показалось трудным, а с чем вы справились с легкостью?

Спасибо всем за внимание ,а детям за старания



В раздел образования