Автор: Елена Викторовна Коршунова
Должность: Учитель истории, обществознания, права
Учебное заведение: ГБНОУ
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии в практической деятельности на уроках истории
Раздел: полное образование
Современные педагогические технологии в практической
деятельности на уроках истории
Достаточно часто в начале изучения какой-либо сложной темы
необходимо, чтобы учащиеся вспомнили и повторили основополагающие
компоненты ранее изученного материала, без которого усвоение новой
информации не будет успешной. При этом организовать полное повторение
невозможно
из-за
ограниченного
времени.
Тогда
при
организации
повторения
я
использую
метод
эвристической
беседы.
Характерной
особенностью этого метода является то, что учащихся можно направлять на
приобретение новых знаний при помощи заранее подобранных вопросов.
При этом в начале беседы вопросы касаются исключительно пройденного
материала. Однако я всегда стараюсь, чтобы ответ на поставленный вопрос
опирался у учащегося на уже сформированную базу знаний, при этом не
содержался в уже имеющихся знаниях. Например, при беседе относительно
причин неудачи РККА в первые годы Великой отечественной войны первая
группа вопросов касается положения в армии накануне войны, а вторая
непосредственно спрашивает о конкретных причинах отступления армии,
исходя из уже имеющихся знаний. Можно привести два подобных вопроса:
1) Какая военная доктрина существовала в СССР накануне начала
войны?
2) Как данная
доктрина могла повлиять на подготовку армии и
общества к войне?
В данном методе важно добиться полного внимания учащихся, не
перебивать их и внимательно выслушивать, а затем предлагать продолжить.
Если ученик и затрудняются с ответом или начинают уходить в сторону от
верного пути, я с помощью подсказки, которая, как правило, является
дополнительным вопросом, направляю их по верному руслу. Например,
используя уже описанную ситуацию, можно задать наводящий вопрос.
Вспомните слова известной песни «Если завтра война, если завтра в поход»
и скажите, какую доктрину имела советская армия накануне войны и как это
повлияло на действия РККА
в первые недели и месяцы Великой
Отечественной. Как правило, данную технологию можно использовать как в
классах с достаточно хорошей подготовкой и степенью мотивации к
обучению, так и среди учащихся, не привыкших досконально вникать в
учебный процесс. В последнем случае вопросы должны быть проще и
понятнее, а также иметь большую направленность на воспроизведение уже
имеющихся знаний. Однако не нужно забывать, что в результате беседы
учащиеся должны прийти к постижению новых истин, пусть даже они будут
достаточно простыми. Если выделять сильные стороны данной методики, то
можно отметить:
1)
не отнимает много времени урока;
2)
позволяет оперативно повторить изученный материал;
3)
можно применять в классах с разным уровнем подготовки;
4)
активизирует познавательную активность учащихся.
Если говорить о сложностях при использовании данной методики, то,
прежде всего, нужно сказать, что она требует от учителя высокого
мастерства и достаточно большого количества времени. Ведь эвристическая
беседа должна строиться на основе заранее подготовленных вопросов и
планируемых ответов учащихся. Экспромт тоже допустим, но лучше быть
готовым к различным ситуациям и готовиться к развитию беседы в разных
направлениях. Данная методика используется мной для всех возрастных
групп.
С
методом
эвристической
беседы
перекликается
технология
проблемного
обучения.
Данная
технология
хороша
для
активизации
познавательной деятельности учащихся 10-11 классов. Старшие школьники
изучают историю на более глубоком уровне, и проблемный подход
позволяет это сделать более эффективно
На мой взгляд, проблемное обучение основано на создании особого
вида
мотивации
-
проблемной,
поэтому
требует
адекватного
конструирования дидактического содержания материала урока,
который
должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Обычно в таком
случае и согласуясь с рекомендациями А. В. Хуторского урок делится на
четыре этапа:
1)
постановка проблемного вопроса или создание проблемной
ситуации
(Русское дворянство в начале 19 века крайне негативно
воспринимало идею политического союза с Францией. Вместе с тем
Александр I, будучи выразителем интересов русского дворянства, в 1907
году пошёл на заключение Тильзитского мира);
2)
выдвижение гипотезы по решению проблемной ситуации (Союз с
Наполеоном отвечал экономическим интересам России или Поражение
России при Аустерлице и состояние её армии делали войну с Францией на
том этапе невозможной);
3)
поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического
материала,
источниковой
базы,
осмысление
проблемы,
обобщение
материала
(изучение
литературы
и
источников,
систематизация
накопленного материала в защиту той или иной точки зрения, выдвижение
новых гипотез, подготовка к защите своей гипотезы);
4)
дискуссия. Аргументированные выступления, синтез гипотез,
обобщение, выводы.
Технология проблемного обучения на уроках истории является
объективной необходимостью современного исторического образования, на
это есть ряд причин:
1)
в современной исторической науке продолжаются дискуссии по
ряду проблем, так нет единства по вопросу
формирования Киевского
государства (норманнская теория), спор «западников» и «славянофилов» об
оценках деятельности Петра I. , альтернативы развития российского
общества после Февральской (1917 г.) революции; революция или переворот
(октябрь 1917 г.) и др.
Такие вопросы встречаются в материалах ЕГЭ практически
повсеместно.
2)
применение
в
преподавании
истории
в
старших
классах
концентрической системы требует отхода от дублирования материала,
изучавшегося в 5-9 классах, и работы по основным ключевым, узловым
проблемам. Обучение строится на выявлении сущности исторических
явлений, причинно-следственных связей. Большое значение отводится
исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений
на основе исторических источников.
Создавая проблемную ситуацию на уроке, я определяю пути выхода из
нее:
1)проблемное изложение (выдвигаю проблему и, разъясняя материал, с
помощью логической цепочки решаю проблему по ходу урока, обучая
учащихся логике мышления). Например, при изучении темы «Первая
революция в России 1905-1907 гг.», я предлагаю школьникам следующее
задание: «По ходу изучения темы проследите причинно-следственные связи,
определяя причины, задачи, характер, движущие силы первой русской
революции».
2) создавая проблемную ситуацию, я высказываю противоположные,
полярные мнения ученых, очевидцев, современников исторических событий
и предлагаю детям принять ту или иную точку зрения и объяснить свою
позицию. Например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-
1907гг.» я формулирую перед классом проблему: «В годы первой русской
революции большевики считали, что поддержка политики реформ может
ослабить силу непосредственного предстоящего революционного взрыва.
Какой путь – революционного взрыва или реформ – вы считаете более
реальным
в
1906-1907
гг.,
более
предпочтительным
как
средство
преобразования действительности?».
При организации проблемной ситуации
я использую следующие
приемы:
1) знакомлю детей с предположением о том, что событие развивалось
иначе (высказываю или зачитываю фрагмент документа, в котором есть
неожиданный поворот в оценке событий, например, «превентивный удар
СССР»...);
2) указываю на несоответствие оценки исторического деятеля или
события ( личность Ивана Калиты);
3) показываю неопределенность в сущности исторических явлений
(события 1991 г. в СССР).
Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах процесса
обучения:
при
объяснении,
закреплении,
контроле.
Например,
на
контрольном уроке по теме: «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.» я
формулирую
проблемное
задание:
«Одна
из
точек
зрения
западной
историографии состоит в утверждении, что война Германии против СССР
носила превентивный характер: Гитлер был вынужден начать войну против
СССР, так как Советы угрожали Германии войной». Как вы относитесь к
этому утверждению? Свой ответ обоснуйте.
Для реализации проблемной технологии я обращаю внимание на:
1) отбор самых актуальных, сущностных задач;
2) определение особенностей проблемного обучения в различных видах
учебной работы;
3) проблемное изложение;
4) эвристическая беседа;
5) проблемная демонстрация видеофрагментов;
6)построение оптимальной системы проблемного обучения, создание
учебных и методических руководств.
Используя данную технологию в старшей школе, я в основном
применяю её при подготовке учащихся к ЕГЭ. Как правило, я раздаю
учащимся несколько документов, где высказываются различные точки
зрения
на определённые события или
даётся оценка исторических
личностей. Детям нужно выбрать одну из точек зрения и аргументировать
фактами правоту автора. Как правило, предлагаю привести в защиту своей
точки зрения не менее трёх аргументов. Затем, учащиеся выбирают
документ,
противоречащий их первоначальному мнению,
и пытаются
защитить точку зрения уже другого автора. Моя практика показала, что
использование данного
метода даёт хороший результат на экзаменах,
особенно при решении заданий 2 части.
Существенным недостатком данной технологии является большое
количество времени, необходимого для её полной и успешной реализации.
Поэтому я в основном использую проблемный метод на уроках в
профильных классах.
Ещё одна современная технология, применяемая мной на уроках -
игровая. На мой взгляд, учебная игра продолжает оставаться одним из
наиболее широко используемых в практике преподавания средств обучения.
Игра для обучающегося важна, понятна, злободневна — это часть его
жизненного опыта. Обучение в игре происходит незаметно для обучаемого,
т.е. всё его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это
бывает при обучении на других уроках. В проведении урока-игры я
придерживаюсь всех основных структурных компонентов, рекомендованных
в работе Г. В. Партицкой :
1)постановка учебной задачи;
2)решение поставленной задачи;
3) контроль;
4)проверка знаний.
При этом выделяю следующие требования к организации игр в
процессе обучения:
1) игра должна быть увлекательна и интересна;
2) игра должна вызывать у ребёнка только положительные эмоции;
3)
игра
должна
основываться
на
свободном
творчестве
и
самостоятельной подготовке учащихся;
4)
развивать
умения,
знания
и
навыки
учащихся
в
учебной
деятельности;
5) игровой материал должен быть построен логически и должен
постоянно усложняться по мере усвоения;
6) в игре обязателен элемент соревнования между командами или
отдельными участниками.
7) учитель - активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.
По способу существования и выражения содержания в своей учебной
деятельности я использую игровые тренинги и упражнения, игровые анкеты,
вопросники, тесты, соревнования, конкурсы, эстафеты.
Но
чрезмерно
увлекаться
играми
на
уроке
не
стоит,
т.
к.
абсолютизация данного метода может привести к негативным последствиям
разного рода. Часто дети, увлекаясь игрой, трудно перестраиваются на
другие формы работы, также поддерживать дисциплину школьников,
используя данный метод, достаточно проблематично.
В
заключении
расскажу
об
использовании
информационных
технологий на своих уроках. Мой опыт работы показывает, что у учеников,
активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень
самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке
информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому
очень важна
роль
учителя истории и обществознания
в раскрытии
возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в
обучении
не
только
информатике,
но
и
на
предметных
уроках.
Информационно-коммуникационные
технологии
позволяют
по-новому
проводить уроки, позволяют мне и детям использовать самые различные
источники
информации:
текстовую,
звуковую,
графическую
и
видеоинформацию. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной
информации позволяет школьникам быть более подготовленными к уроку.
Я со своими учащимися
работаю
с мультимедийным учебно-
методическим комплексом «История Отечества. 882 – 1917», с учебным
электронным изданием «Отечественная история до начала XX века», с
библиотекой электронных наглядных пособий «История России XVII – XIX
веков», с межпредметным электронным изданием «XIX век». Результатом
этой
деятельности
стало
создание
электронных
проектов,
которые
используются мною как на занятиях, так и во внеурочное время. Так,
например, для итогового повторения я использую презентацию « Московская
Русь в XIV-XVI
вв.». При помощи данной презентации повторяется и
обобщается огромная и сложная тема возвышения Москвы и образования
централизованного государства.
С помощью информационных технологий можно организовать не
только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые
упражнения.
В своей практике использую решение с детьми разного рода тестов с
помощью
компьютера.
При
работе
с
интерактивной
доской
можно
использовать комплект дисков «История Отечества» (4 части) издательства
1С.
К положительным сторонам применения информационных технологий
в преподавании истории можно отнести:
1)
хорошее развитие познавательных навыков учащихся;
2)
формирование умения самостоятельно конструировать свои
знания и ориентироваться в информационном пространстве;
3)
формирование умения увидеть и сформулировать проблему.
В результате
дети
овладевают приемами учебной деятельности,
навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует
«компетенцию» современного школьника.
Также в своей работе я использую и другие технологии, позволяющие
мне
решить
основные
задачи,
стоящие
сегодня
перед
современным
российским учителем. Однако описать и охарактеризовать все из них в
рамках формата данной работы не представляется возможным.