Автор: Тужилина Дина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия №6
Населённый пункт: Город Ивантеевка Московская область
Наименование материала: Презентация-доклад
Тема: "Дидактические игры в обучении детей основам математики"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №6»
Дидактические игры в
обучении детей основам
математики
Воспитатель:
Тужилина Д.А.
Ивантеевка 2025г.
“Без игры нет и не может быть
полноценного
умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается
живительный поток представлений,
понятий.
Игра – это
искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности. ”
В. А. Сухомлинский.
Математика обладает уникальным
развивающим эффектом. «Она приводит в
порядок ум», т.е. наилучшим образом
формирует приемы мыслительной
деятельности и качества ума, но не только.
Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в
своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,
а следовательно, предсказуем для человека.
Дидактическая игра – такая деятельность,
смысл и цель которой дать детям
определенные знания и навыки, развитие
умственных способностей.
Дидактические игры – это игры,
предназначенные для обучения.
Основными задачами математического развития
детей дошкольного возраста являются:
Основными задачами математического развития
детей дошкольного возраста являются:
•
развитие у детей логико-математических представлений (о математических свойствах и
отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и
закономерностях);
•
- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и
отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
•
- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического
содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
•
- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ,
абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);
•
- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение,
простейшие вычисления;
•
- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки,
сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
•
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
•
- развитие активности и инициативности детей;
•
- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности,
настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук,
умений самоконтроля и самооценки.
Виды дидактических игр для ФЭМП:
Виды дидактических игр для ФЭМП:
Игры с цифрами и числами
Игры на ориентировки в пространстве
Игры с геометрическими фигурами
Игры на логическое мышление
Игры на ориентировку во времени
Игры на упражнения в количественном счете
Игры на упражнения в количественном счете
•
Изучение количественных отношений – процесс
сложный, поэтому неудивительно, что их усвоение
вызывает у детей значительные трудности. Очень
часто дети не понимают, для чего нужно считать,
измерять, при чем не приближенно, а точно.
•
В этих целях можно использовать такие
дидактические игры:
«Не зевай», «Сколько?», «Назови соседей», «Найди
столько же», Отгадай, какое число пропущено»,
«Живые числа», «Вставь пропущенные числа» и
другие.
Игры для упражнения в порядковом счете
Игры для упражнения в порядковом счете
•
Благодаря этим играм ребенок поймет, что такое счет и
зачем он нужен. А, кроме того, ему не нужно будет
потом напрягать память, т.к. цифры он уже знает.
Процесс счета должен войти в привычку. Научить
малыша обратному счету, этим мы даем ему
представление о вычитании.
•
«Матрешки», «Встань на свое место», «Не ошибись»,
«Кто следует за тобой», «Сосчитай правильно»,
«Разговор чисел» и другие
Игры на упражнения в составе числа
Игры на упражнения в составе числа
•
В старшей группе начинают углублять представление
о числе. Детей начинают, знакомят с составом из
единиц чисел первого пятка. (5- это 1,1,1,1 и еще 1).
•
Для того чтобы подчеркнуть состав множества (из
элементов) и на этой основе дать детям
представление о составе числа (из единиц, подбирают
такие совокупности, в которых каждый предмет
отличается от других.
•
«Составь так же», «Молчанка», «Ручеек», «Пройди в
ворота», «Быстро сложи», «Магазин», «Найди число»,
«Найди свое место», «Математическая эстафета»,
«Занимательный счет» и другие
Игры на ориентировки в пространстве
Игры на ориентировки в пространстве
•
Пространственные представления детей постоянно
расширяются и закрепляются в процессе всех видов
деятельности
.
Сюда входят игры на формирование
ориентировки «на себе», на ориентировку в замкнутом
и открытом пространстве
•
«Найди игрушку», «Скажи наоборот», «Далеко –
близко», «Скульптор», «Кто больше?», «Волшебный
сундучок», «Разноцветное путешествие», «Скок –
перескок», «Найди место», «Что за чем» и т.д.
Игры с геометрическими фигурами
Игры с геометрическими фигурами
•
Одним из самых главных свойств, которые дают ребёнку
представление об окружающем мире, является форма
предметов. Знание фигур необходимо для развития логики,
пространственного мышления и математических
способностей. Знакомство с геометрическими фигурами
начинается в возрасте 2 – 3 лет и продолжается в течении
всего дошкольного возраста.
•
В работе педагогов ДОУ используются такие игры:
«Большие и маленькие круги», «Найди свой домик»,
«Чудесный мешочек», «Кто больше назовет», «Лото»,
«Найди лишнюю фигуру», «Геометрическая мозаика»,
«Сложи фигуру» и т. д.
Игры на развитие логического мышления
Игры на развитие логического мышления
•
Эти игры помогут детям закрепить понятия «цвет и
форма», повторить геометрические фигуры, делают
детей внимательнее и учат логически мыслить.
•
Здесь можно использовать такие игры: «Платье для
мамы», «Разложи карточки», «Цветы на клумбах»,
«Кто что любит?», «Найди лишнюю картинку»,
«Классификация», «Найди варианты», и другие.
Игры на ориентировку во времени
Игры на ориентировку во времени
•
Восприятие времени – отражение в сознании человека
продолжительности, последовательности, быстроты и
частоты протекания процессов, явлений, действий.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно
необходимо научиться самим ориентироваться во
времени: определять, изменять время (правильно
обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы
регулировать и планировать деятельность во
времени), менять темп и ритм своих действий в
зависимости от наличия времени.
•
«Когда это бывает», «Вчера, сегодня, завтра»,
«Круглый год», «Что наступило», «Что за чем?» и
другие
Рекомендации по использованию дидактических игр
Рекомендации по использованию дидактических игр
•
Игры необходимо проводить в определенной системе, с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей детей.
•
Подать игру детям так, чтобы вызвать у них интерес, повысить их активность,
эмоциональность.
•
Готовить игры совместно с детьми, с целью повышения интереса ребенка к игре, воспитания
трудолюбия, бережного отношения к игровому материалу.
•
Использовать в игре материал, не требующий длительной и трудоемкой подготовки.
•
Принимать участие в играх, быть объективным, справедливым в оценке результатов, не
"подыгрывать" детям.
•
Использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста словесные игры, так как они
не требуют особых усилий для их проведения и способствуют развитию математической речи.
•
Продумать варианты усложнения дидактической игры и меры помощи.
•
Предлагать дидактические игры для самостоятельной деятельности детей, продумав их
размещение в игровом уголке и сменяемость (не менее двух раз в месяц).
•
Провести работу с родителями, направленную на использование дидактических игр, с целью
развитие количественных представлений у детей в условиях семьи.
Таким образом,
дидактические игры разнообразные по своему
содержанию, целевому назначению и возрастным
возможностям.
Они являются важным средством развития
элементарных
математических представлений у детей
дошкольного возраста.
УЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАДОСТНЫМ!!!!