Напоминание

"Дидактические игры в обучении детей основам математики"


Автор: Тужилина Дина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия №6
Населённый пункт: Город Ивантеевка Московская область
Наименование материала: Презентация-доклад
Тема: "Дидактические игры в обучении детей основам математики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия №6»

Дидактические игры в

обучении детей основам

математики

Воспитатель:

Тужилина Д.А.

Ивантеевка 2025г.

“Без игры нет и не может быть

полноценного

умственного развития. Игра – это огромное

светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается

живительный поток представлений,

понятий.

Игра – это

искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности. ”

В. А. Сухомлинский.

Математика обладает уникальным

развивающим эффектом. «Она приводит в

порядок ум», т.е. наилучшим образом

формирует приемы мыслительной

деятельности и качества ума, но не только.

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в

своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,

а следовательно, предсказуем для человека.

Дидактическая игра – такая деятельность,

смысл и цель которой дать детям

определенные знания и навыки, развитие

умственных способностей.

Дидактические игры – это игры,

предназначенные для обучения.

Основными задачами математического развития

детей дошкольного возраста являются:

Основными задачами математического развития

детей дошкольного возраста являются:

развитие у детей логико-математических представлений (о математических свойствах и

отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и

закономерностях);

- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и

отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического

содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ,

абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация);

- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение,

простейшие вычисления;

- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки,

сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

- развитие активности и инициативности детей;

- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности,

настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук,

умений самоконтроля и самооценки.

Виды дидактических игр для ФЭМП:

Виды дидактических игр для ФЭМП:

Игры с цифрами и числами

Игры на ориентировки в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

Игры на ориентировку во времени

Игры на упражнения в количественном счете

Игры на упражнения в количественном счете

Изучение количественных отношений – процесс

сложный, поэтому неудивительно, что их усвоение

вызывает у детей значительные трудности. Очень

часто дети не понимают, для чего нужно считать,

измерять, при чем не приближенно, а точно.

В этих целях можно использовать такие

дидактические игры:

«Не зевай», «Сколько?», «Назови соседей», «Найди

столько же», Отгадай, какое число пропущено»,

«Живые числа», «Вставь пропущенные числа» и

другие.

Игры для упражнения в порядковом счете

Игры для упражнения в порядковом счете

Благодаря этим играм ребенок поймет, что такое счет и

зачем он нужен. А, кроме того, ему не нужно будет

потом напрягать память, т.к. цифры он уже знает.

Процесс счета должен войти в привычку. Научить

малыша обратному счету, этим мы даем ему

представление о вычитании.

«Матрешки», «Встань на свое место», «Не ошибись»,

«Кто следует за тобой», «Сосчитай правильно»,

«Разговор чисел» и другие

Игры на упражнения в составе числа

Игры на упражнения в составе числа

В старшей группе начинают углублять представление

о числе. Детей начинают, знакомят с составом из

единиц чисел первого пятка. (5- это 1,1,1,1 и еще 1).

Для того чтобы подчеркнуть состав множества (из

элементов) и на этой основе дать детям

представление о составе числа (из единиц, подбирают

такие совокупности, в которых каждый предмет

отличается от других.

«Составь так же», «Молчанка», «Ручеек», «Пройди в

ворота», «Быстро сложи», «Магазин», «Найди число»,

«Найди свое место», «Математическая эстафета»,

«Занимательный счет» и другие

Игры на ориентировки в пространстве

Игры на ориентировки в пространстве

Пространственные представления детей постоянно

расширяются и закрепляются в процессе всех видов

деятельности

.

Сюда входят игры на формирование

ориентировки «на себе», на ориентировку в замкнутом

и открытом пространстве

«Найди игрушку», «Скажи наоборот», «Далеко –

близко», «Скульптор», «Кто больше?», «Волшебный

сундучок», «Разноцветное путешествие», «Скок –

перескок», «Найди место», «Что за чем» и т.д.

Игры с геометрическими фигурами

Игры с геометрическими фигурами

Одним из самых главных свойств, которые дают ребёнку

представление об окружающем мире, является форма

предметов. Знание фигур необходимо для развития логики,

пространственного мышления и математических

способностей. Знакомство с геометрическими фигурами

начинается в возрасте 2 – 3 лет и продолжается в течении

всего дошкольного возраста.

В работе педагогов ДОУ используются такие игры:

«Большие и маленькие круги», «Найди свой домик»,

«Чудесный мешочек», «Кто больше назовет», «Лото»,

«Найди лишнюю фигуру», «Геометрическая мозаика»,

«Сложи фигуру» и т. д.

Игры на развитие логического мышления

Игры на развитие логического мышления

Эти игры помогут детям закрепить понятия «цвет и

форма», повторить геометрические фигуры, делают

детей внимательнее и учат логически мыслить.

Здесь можно использовать такие игры: «Платье для

мамы», «Разложи карточки», «Цветы на клумбах»,

«Кто что любит?», «Найди лишнюю картинку»,

«Классификация», «Найди варианты», и другие.

Игры на ориентировку во времени

Игры на ориентировку во времени

Восприятие времени – отражение в сознании человека

продолжительности, последовательности, быстроты и

частоты протекания процессов, явлений, действий.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно

необходимо научиться самим ориентироваться во

времени: определять, изменять время (правильно

обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы

регулировать и планировать деятельность во

времени), менять темп и ритм своих действий в

зависимости от наличия времени.

«Когда это бывает», «Вчера, сегодня, завтра»,

«Круглый год», «Что наступило», «Что за чем?» и

другие

Рекомендации по использованию дидактических игр

Рекомендации по использованию дидактических игр

Игры необходимо проводить в определенной системе, с учетом индивидуальных и

возрастных особенностей детей.

Подать игру детям так, чтобы вызвать у них интерес, повысить их активность,

эмоциональность.

Готовить игры совместно с детьми, с целью повышения интереса ребенка к игре, воспитания

трудолюбия, бережного отношения к игровому материалу.

Использовать в игре материал, не требующий длительной и трудоемкой подготовки.

Принимать участие в играх, быть объективным, справедливым в оценке результатов, не

"подыгрывать" детям.

Использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста словесные игры, так как они

не требуют особых усилий для их проведения и способствуют развитию математической речи.

Продумать варианты усложнения дидактической игры и меры помощи.

Предлагать дидактические игры для самостоятельной деятельности детей, продумав их

размещение в игровом уголке и сменяемость (не менее двух раз в месяц).

Провести работу с родителями, направленную на использование дидактических игр, с целью

развитие количественных представлений у детей в условиях семьи.

Таким образом,

дидактические игры разнообразные по своему

содержанию, целевому назначению и возрастным

возможностям.

Они являются важным средством развития

элементарных

математических представлений у детей

дошкольного возраста.

УЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАДОСТНЫМ!!!!



В раздел образования