Автор: Турова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №50 г.Шахты
Населённый пункт: Ростовской обл
Наименование материала: Консультация
Тема: Первые чувства патриотизма
Раздел: дошкольное образование
«Первые чувства патриотизма»
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте?
Можно сказать, что да, дошкольнику доступны чувства любви к своей семье,
родному краю, селу, родной природе. Это и есть начало патриотизма,
который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного
целенаправленного воспитания. На современном этапе воспитание будущего
гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно
трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях
вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются
важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое
воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы
достигнуть определенного результата, необходимо находить
нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и
нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку
скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично
наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы
новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей
действительности. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в
какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как
можно больше рассказывать детям о селе, в котором они живут; воспитывать
чувство гордости за свое село. Приучать детей бережно относиться к тому,
что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать
чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и
порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических
чувств. Это беседы о Родине, о родном селе, о природе родного края, о
хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский
фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и
стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей. Через
изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к
родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются
от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и
трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал,
формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также
стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов,
сформировать к ним дружелюбное отношение. Детям свойственны
неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов.
Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для
формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы
лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно
будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то
новое о малой или большой Родине, других странах. Дети обладают наглядно
– образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации
воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться
иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными
предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных
помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для
изучения истории и быта родной земли. Одно из проявлений патриотизма –
любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней,
выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по
выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в
поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами
бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной
страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные
в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у
ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и
гражданином своей страны. Не менее важным условием нравственно-
патриотического
воспитания детей является тесная взаимосвязь с
родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка
сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по
данному вопросу способствует бережному отношению к традициям,
сохранению вертикальных семейных связей.
Рекомендации для родителей:
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него -
родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание
ребенка на красоту родного села. Во время прогулки расскажите, что
находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте
представление о работе общественных учреждений: почты, магазина,
библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений,
отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде
по благоустройству и озеленению своего двора. Расширяйте собственный
кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки
других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре
своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок,
примерное поведение в общественных местах