Автор: Бондарь Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №25 "Светлячок"
Населённый пункт: г. Зеленокумск, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе
Тема: «Сказочное приключение Колобка» с использованием ИКТ технологии
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка по формированию звуковой культуры речи в
подготовительной группе «Сказочное приключение Колобка» с
использованием ИКТ технологии.
Разработала: Бондарь Е.В. воспитатель
МДОУ «Детский сад комбинированного вида
№25 «Светлячок» города Зеленокумска
Советского района».
Цель: развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста
средствами
театрализованной
деятельности
через
игру-путешествие
с
использованием ИКТ.
Программное содержание:
1.
учить детей различать на слух и называть слова со звуком «Л».
2.
закрепить звук «Л», упражнять в правильном, отчетливом произнесении
звука «Л» (в слогах, словах, фразах), умение регулировать речевое
дыхание;
3.
способствовать развитию фонематического слуха, упражняя детей в
умении определять наличие звука «Л» в словах;
4.
развивать звуковой и слоговой анализ и синтез слова, артикуляционную
моторику,
интонационную
выразительность
речи,
творческую
инициативу, фантазию.
5.
воспитывать
интерес
к
речевой
деятельности,
самостоятельность,
инициативу в решении речевых задач, умение взаимодействовать друг с
другом, бережное отношение к природе.
Предшествующая работа:
Использование в совместной деятельности упражнений на развитие
артикуляционного аппарата для звука «Л» («Накажи язычок», «Лопатка»,
«Маляр», «Пароход» и т.д.) Развитие звукового-слогового анализа и синтеза
слова; автоматизация звука «Л» (изолированно, в слогах, словах); развитие
речевого дыхания; интонационной выразительности.
Чтение текста русской народной сказки «Колобок», чтение потешек,
чистоговорок. Изобразительная деятельность: лепка, рисование сценок из р. н.
сказки, рассматривание иллюстраций по сказке: распределение героев и
заучивание текста сказки: настолько - печатные, дидактические и подвижные
игры по р.н сказкам.
Оборудование: декорации леса, костюм деда и бабы, шапочки сказочных
героев
(колобок,
заяц.волк,
медведь,
лиса),трубочки
для
дыхательной
гимнастики, голубые и белые снежинки, ноутбук, мультимедийная установка
для показа презентации с заданиями по развитию звуковой культуры речи.
Методы и приемы:
дидактические игры и упражнения с включением заданий детям:
метод упражнений;
хоровые и индивидуальные повторения;
обоснование необходимости выполнить задание сказочного персонажа;
индивидуальная мотивировка задания;
совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь;
образец правильного произношения, выполнения задания, который дает
воспитатель;
краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или
движений речедвигательного аппарата;
Ход занятия
Дети с воспитателем входят в зал, здороваются с гостями и садятся полукругом
на стульчики.
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сказки? Что вы любите больше всего: слушать,
рассказывать или показывать сказки? Сегодня мы сыграем с вами свою сказку о
приключениях Колобка.
Сейчас я превращу вас в сказочных героев (на детей одевают шапочки
персонажей Колобок)
Воспитатель:
- День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое.
Мы отправимся сейчас.
Путешествовать мы будем со сказочным персонажем, а с каким, вы
должны отгадать.
Круглый, румяный.
На сметане мешен.
На окошке стужен,
Он от бабушки ушел
?
Он от дедушки ушел.... (коЛобок)
Какой звук я выделила голосом, произнося слово коЛобок? (Звук [Л]).
Сегодня мы вместе с Колобком отправимся в путешествие и будем
продолжать учиться правильно произносить звук [Л].
Уточнение артикуляции звука [Л] (развитие артикуляционного аппарата).
Воспитатель:
Что надо помнить, когда мы произносим звук [Л]?
Дети: рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик широкого языка
упирается в горочку за верхние зубы.
Воспитатель:
Язычок принимает свое положение и произносим звук [Л].
Что вы знаете о звуке [Л]? (согласный, звонкий).
Играет музыкальная композиция «В гостях у сказки» (слова: Ю. Ким,
музыка В. Дашкевич).
Воспитатель:
- Жили-были дед да бабка. Как-то сидел дед и есть захотел, говорит
бабке.
Дед:
- Испеки, бабка, колобок.
Бабка:
- Дед, а муки-то нет.
Дед:
- А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки
и наберётся (Бабка заходит в дам).
Воспитатель:
- Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, помела, и набралось
муки пригоршни с 2-3.
- Давайте поможем бабе испечь колобок.
Артикуляционная гимнастика
Тесто жмём, жмём, жмём, (покусываем язычок зубами: та-та-та)
После скалочку возьмём (проталкиваем язык сквозь зубы)
Тесто раскатаем,
Выпекать колобок поставим (упражнение "Лопаточка")
Раз, 2,3,4,5 - не пора ли вынимать?
Славный вышел Колобок,
Пышный и румяный (упражнение "Горка")
Воспитатель:
- Положила бабка колобок на стол остывать. Давайте поможем остудить
колобок, тихонько подуйте:
Дыхательная гимнастика
(дети дуют тихо)
Наш веселый колобок,
У тебя румяный бок.
Поскорее остывай,
И от нас не убегай.
- Наберите в легкие воздуха побольше и подуйте сильно.
Как хорошо вы дули, наш колобок совсем остыл и покатился себе по тропинке
в лес.
- Катится Колобок и напевает свою песенку:
Колобок:
Я колобок, колобок,
Колобок – румяный бок.
На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!
(из-за куста выходит ребенок в костюме Зайца).
Заяц:
- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок:
- Не ешь меня, Зайчик! Я выполню любое твое задание. А вы, ребята, мне
поможете?
Заяц:
- Я буду называть животных. Если вы услышите в слове звук [Л] –
хлопайте в ладоши (развитие фонематического слуха
)
(Лось, Тигр, Волк.
Белка, Медведь, Заяц, Ласка, Рысь) - ответы - картинки выводятся на экран.
Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель:
- И покатился Колобок дальше напевая свою песенку.
Колобок:
Я колобок, колобок,
Колобок – румяный бок.
На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!
(Из-за куста выходит ребенок в шапочке Волка).
Волк:
- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок:
- Не ешь меня, серый Волк! Я выполню любое твоё задание. А вы, ребята,
мне поможете?
Волк:
- Объясните, что общего в словах слон, лось, волк? (Ответы детей: в
этих словах есть согласный звук [л], есть гласный звук [о], в словах один
слог) (работа над фонематическим слухом).
- А теперь отгадайте загадку:
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь…( лук)
- Подберите схему к слову лук.
(звуко-слоговой анализ, на экране появляются 4 звуковые схемы, из них
надо выбрать только одну).
- Молодцы, справились с заданием.
ФИЗМИНУТКА
Воспитатель:
- Молодцы, вы помогли Колобку справиться с заданием. Волк отпустил
Колобка. И покатился Колобок себе дальше: только Волк его и видел! Катится
Колобок и напевает свою песенку:
Колобок:
Я колобок, колобок,
Колобок – румяный бок.
На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!
(Из-за куста выходит ребенок в шапочке медведя).
Медведь:
- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок:
- Не ешь меня, косолапый! Я выполню любое твоё задание. А вы, ребята,
мне поможете?
Медведь:
-
Предлагаю
вам
поиграть
в
игру
«Снежинка»
(закрепление
представлений о темпе речи: «быстро», «медленно»). Ребята, возьмите вот эти
снежинки. Если я буду читать стихотворение медленно, поднимайте снежинки
белого цвета, а если буду читать быстро, то голубого цвета.
(Детям
предлагается поднимать снежинки - символы в той последовательности, в
какой меняется темп речи, при чтении стихотворения):
Летают снежинки, почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку – пушистую льдинку
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо хрустальная льдинка…
На теплой ладони осталась слезинка.
(Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения
каждой строчки меняется).
Медведь:
- Молодцы ребята, справились с заданием.
Воспитатель:
- Катится Колобок, напевая свою песенку:
Колобок:
Я колобок, колобок,
Колобок – румяный бок.
На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!
(Из-за куста выходит ребенок в шапочке лисы).
Лиса:
- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок:
- Не ешь меня. Лиса! Я выполню любое твое задание. А вы ребята мне
поможете?
Лиса:
- Что то я плохо слышать стала. Подкатись ко мне поближе и задание
выполни! (развитие силы голоса)
- Пропой свою песенку с разной громкостью, если я опущу лапки вниз, то
пой тихо, если подниму вверх – пой громко.
Колобок:
Я колобок, колобок,
Колобок – румяный бок.
На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!
Лиса:
- Что-то не расслышала я тебя, подкатись-ка ближе, да спой еще разочек.
Воспитатель:
- Колобок подкатился близко-близко к хитрой лисе.
- А лисичка, его - Ам! И...Хотя...Давайте придумаем другой конец этой
сказке.
Автоматизация звука [Л] в стихах и потешках
Воспитатель:
- Пусть Колобок научит Лису правильно проговаривать потешки и стихи
со звуком [Л]. Тогда Лиса его не съест и Колобок покатится дальше, встретит
других лесных животных, о которых мы поговорим в следующем путешествии.
А вы, ребята, помогайте Колобку. Давайте все вместе произнесем
потешки, чтобы Лиса услышала, как правильно произносить слова со звуком
[Л]
1) Заяц белый, заяц белый!
-Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
Я не бегал, я скакал!
2)Дятел на дубу сидит.
Дятел клювом дуб долбит.
День долбил, два долбил –
В небо носом угодил.
Воспитатель:
- Колобку все же удалось укатиться от Лисы. Но после этого он больше
никогда не хвастался. Вот и сказочке конец! А кто слушал - молодец!
Итог занятия:
Воспитатель:
- Ребята, с каким звуком мы сегодня играли? (Звук [Л]).
- Для чего нам нужно правильно произносить звуки?
- Герою какой сказки мы сегодня помогали? (герою сказки «Колобок»).
- Ребята, что больше всего вам понравилось и запомнилось?
- Колобок и вы ребята, сегодня хорошо потрудились. МОЛОДЦЫ! У вас
всё получилось! Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу,
нам пора прощаться, а Колобку домой, к бабушке и дедушке возвращаться
(дети прощаются с Колобком). А теперь попрощаемся с нашими гостями и
скажем всем «До новых встреч!».