Напоминание

«Сказочное приключение Колобка» с использованием ИКТ технологии


Автор: Бондарь Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №25 "Светлячок"
Населённый пункт: г. Зеленокумск, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе
Тема: «Сказочное приключение Колобка» с использованием ИКТ технологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка по формированию звуковой культуры речи в

подготовительной группе «Сказочное приключение Колобка» с

использованием ИКТ технологии.

Разработала: Бондарь Е.В. воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида

№25 «Светлячок» города Зеленокумска

Советского района».

Цель: развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста

средствами

театрализованной

деятельности

через

игру-путешествие

с

использованием ИКТ.

Программное содержание:

1.

учить детей различать на слух и называть слова со звуком «Л».

2.

закрепить звук «Л», упражнять в правильном, отчетливом произнесении

звука «Л» (в слогах, словах, фразах), умение регулировать речевое

дыхание;

3.

способствовать развитию фонематического слуха, упражняя детей в

умении определять наличие звука «Л» в словах;

4.

развивать звуковой и слоговой анализ и синтез слова, артикуляционную

моторику,

интонационную

выразительность

речи,

творческую

инициативу, фантазию.

5.

воспитывать

интерес

к

речевой

деятельности,

самостоятельность,

инициативу в решении речевых задач, умение взаимодействовать друг с

другом, бережное отношение к природе.

Предшествующая работа:

Использование в совместной деятельности упражнений на развитие

артикуляционного аппарата для звука «Л» («Накажи язычок», «Лопатка»,

«Маляр», «Пароход» и т.д.) Развитие звукового-слогового анализа и синтеза

слова; автоматизация звука «Л» (изолированно, в слогах, словах); развитие

речевого дыхания; интонационной выразительности.

Чтение текста русской народной сказки «Колобок», чтение потешек,

чистоговорок. Изобразительная деятельность: лепка, рисование сценок из р. н.

сказки, рассматривание иллюстраций по сказке: распределение героев и

заучивание текста сказки: настолько - печатные, дидактические и подвижные

игры по р.н сказкам.

Оборудование: декорации леса, костюм деда и бабы, шапочки сказочных

героев

(колобок,

заяц.волк,

медведь,

лиса),трубочки

для

дыхательной

гимнастики, голубые и белые снежинки, ноутбук, мультимедийная установка

для показа презентации с заданиями по развитию звуковой культуры речи.

Методы и приемы:

дидактические игры и упражнения с включением заданий детям:

метод упражнений;

хоровые и индивидуальные повторения;

обоснование необходимости выполнить задание сказочного персонажа;

индивидуальная мотивировка задания;

совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь;

образец правильного произношения, выполнения задания, который дает

воспитатель;

краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или

движений речедвигательного аппарата;

Ход занятия

Дети с воспитателем входят в зал, здороваются с гостями и садятся полукругом

на стульчики.

Воспитатель:

- Ребята, а вы любите сказки? Что вы любите больше всего: слушать,

рассказывать или показывать сказки? Сегодня мы сыграем с вами свою сказку о

приключениях Колобка.

Сейчас я превращу вас в сказочных героев (на детей одевают шапочки

персонажей Колобок)

Воспитатель:

- День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое.

Мы отправимся сейчас.

Путешествовать мы будем со сказочным персонажем, а с каким, вы

должны отгадать.

Круглый, румяный.

На сметане мешен.

На окошке стужен,

Он от бабушки ушел

?

Он от дедушки ушел.... (коЛобок)

Какой звук я выделила голосом, произнося слово коЛобок? (Звук [Л]).

Сегодня мы вместе с Колобком отправимся в путешествие и будем

продолжать учиться правильно произносить звук [Л].

Уточнение артикуляции звука [Л] (развитие артикуляционного аппарата).

Воспитатель:

Что надо помнить, когда мы произносим звук [Л]?

Дети: рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик широкого языка

упирается в горочку за верхние зубы.

Воспитатель:

Язычок принимает свое положение и произносим звук [Л].

Что вы знаете о звуке [Л]? (согласный, звонкий).

Играет музыкальная композиция «В гостях у сказки» (слова: Ю. Ким,

музыка В. Дашкевич).

Воспитатель:

- Жили-были дед да бабка. Как-то сидел дед и есть захотел, говорит

бабке.

Дед:

- Испеки, бабка, колобок.

Бабка:

- Дед, а муки-то нет.

Дед:

- А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки

и наберётся (Бабка заходит в дам).

Воспитатель:

- Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, помела, и набралось

муки пригоршни с 2-3.

- Давайте поможем бабе испечь колобок.

Артикуляционная гимнастика

Тесто жмём, жмём, жмём, (покусываем язычок зубами: та-та-та)

После скалочку возьмём (проталкиваем язык сквозь зубы)

Тесто раскатаем,

Выпекать колобок поставим (упражнение "Лопаточка")

Раз, 2,3,4,5 - не пора ли вынимать?

Славный вышел Колобок,

Пышный и румяный (упражнение "Горка")

Воспитатель:

- Положила бабка колобок на стол остывать. Давайте поможем остудить

колобок, тихонько подуйте:

Дыхательная гимнастика

(дети дуют тихо)

Наш веселый колобок,

У тебя румяный бок.

Поскорее остывай,

И от нас не убегай.

- Наберите в легкие воздуха побольше и подуйте сильно.

Как хорошо вы дули, наш колобок совсем остыл и покатился себе по тропинке

в лес.

- Катится Колобок и напевает свою песенку:

Колобок:

Я колобок, колобок,

Колобок – румяный бок.

На сметане я мешен,

На окошке я стужен.

Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!

(из-за куста выходит ребенок в костюме Зайца).

Заяц:

- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок:

- Не ешь меня, Зайчик! Я выполню любое твое задание. А вы, ребята, мне

поможете?

Заяц:

- Я буду называть животных. Если вы услышите в слове звук [Л] –

хлопайте в ладоши (развитие фонематического слуха

)

(Лось, Тигр, Волк.

Белка, Медведь, Заяц, Ласка, Рысь) - ответы - картинки выводятся на экран.

Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель:

- И покатился Колобок дальше напевая свою песенку.

Колобок:

Я колобок, колобок,

Колобок – румяный бок.

На сметане я мешен,

На окошке я стужен.

Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!

(Из-за куста выходит ребенок в шапочке Волка).

Волк:

- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок:

- Не ешь меня, серый Волк! Я выполню любое твоё задание. А вы, ребята,

мне поможете?

Волк:

- Объясните, что общего в словах слон, лось, волк? (Ответы детей: в

этих словах есть согласный звук [л], есть гласный звук [о], в словах один

слог) (работа над фонематическим слухом).

- А теперь отгадайте загадку:

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь…( лук)

- Подберите схему к слову лук.

(звуко-слоговой анализ, на экране появляются 4 звуковые схемы, из них

надо выбрать только одну).

- Молодцы, справились с заданием.

ФИЗМИНУТКА

Воспитатель:

- Молодцы, вы помогли Колобку справиться с заданием. Волк отпустил

Колобка. И покатился Колобок себе дальше: только Волк его и видел! Катится

Колобок и напевает свою песенку:

Колобок:

Я колобок, колобок,

Колобок – румяный бок.

На сметане я мешен,

На окошке я стужен.

Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!

(Из-за куста выходит ребенок в шапочке медведя).

Медведь:

- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок:

- Не ешь меня, косолапый! Я выполню любое твоё задание. А вы, ребята,

мне поможете?

Медведь:

-

Предлагаю

вам

поиграть

в

игру

«Снежинка»

(закрепление

представлений о темпе речи: «быстро», «медленно»). Ребята, возьмите вот эти

снежинки. Если я буду читать стихотворение медленно, поднимайте снежинки

белого цвета, а если буду читать быстро, то голубого цвета.

(Детям

предлагается поднимать снежинки - символы в той последовательности, в

какой меняется темп речи, при чтении стихотворения):

Летают снежинки, почти невидимки,

Как много всегда их зимой.

И вот я снежинку – пушистую льдинку

Поймал наконец-то рукой.

Заплакала тихо хрустальная льдинка…

На теплой ладони осталась слезинка.

(Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения

каждой строчки меняется).

Медведь:

- Молодцы ребята, справились с заданием.

Воспитатель:

- Катится Колобок, напевая свою песенку:

Колобок:

Я колобок, колобок,

Колобок – румяный бок.

На сметане я мешен,

На окошке я стужен.

Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!

(Из-за куста выходит ребенок в шапочке лисы).

Лиса:

- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок:

- Не ешь меня. Лиса! Я выполню любое твое задание. А вы ребята мне

поможете?

Лиса:

- Что то я плохо слышать стала. Подкатись ко мне поближе и задание

выполни! (развитие силы голоса)

- Пропой свою песенку с разной громкостью, если я опущу лапки вниз, то

пой тихо, если подниму вверх – пой громко.

Колобок:

Я колобок, колобок,

Колобок – румяный бок.

На сметане я мешен,

На окошке я стужен.

Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!

Лиса:

- Что-то не расслышала я тебя, подкатись-ка ближе, да спой еще разочек.

Воспитатель:

- Колобок подкатился близко-близко к хитрой лисе.

- А лисичка, его - Ам! И...Хотя...Давайте придумаем другой конец этой

сказке.

Автоматизация звука [Л] в стихах и потешках

Воспитатель:

- Пусть Колобок научит Лису правильно проговаривать потешки и стихи

со звуком [Л]. Тогда Лиса его не съест и Колобок покатится дальше, встретит

других лесных животных, о которых мы поговорим в следующем путешествии.

А вы, ребята, помогайте Колобку. Давайте все вместе произнесем

потешки, чтобы Лиса услышала, как правильно произносить слова со звуком

[Л]

1) Заяц белый, заяц белый!

-Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

Я не бегал, я скакал!

2)Дятел на дубу сидит.

Дятел клювом дуб долбит.

День долбил, два долбил –

В небо носом угодил.

Воспитатель:

- Колобку все же удалось укатиться от Лисы. Но после этого он больше

никогда не хвастался. Вот и сказочке конец! А кто слушал - молодец!

Итог занятия:

Воспитатель:

- Ребята, с каким звуком мы сегодня играли? (Звук [Л]).

- Для чего нам нужно правильно произносить звуки?

- Герою какой сказки мы сегодня помогали? (герою сказки «Колобок»).

- Ребята, что больше всего вам понравилось и запомнилось?

- Колобок и вы ребята, сегодня хорошо потрудились. МОЛОДЦЫ! У вас

всё получилось! Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу,

нам пора прощаться, а Колобку домой, к бабушке и дедушке возвращаться

(дети прощаются с Колобком). А теперь попрощаемся с нашими гостями и

скажем всем «До новых встреч!».



В раздел образования