Напоминание

"Управленческие подходы по созданию рабочей группы педагогов дошкольного учреждения - как эффективного средства повышения качества образования"


Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Управленческие подходы по созданию рабочей группы педагогов дошкольного учреждения - как эффективного средства повышения качества образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 94 «Забава» города Калуги

(МБДОУ № 94 г. Калуги)

Статья

«Управленческие подходы по созданию рабочей

группы педагогов дошкольного учреждения - как

эффективного средства повышения качества

образования»

Подготовила: заведующий Антонова Л.Г.

г. Калуга

2025 г.

2

Современное

дошкольное

образование

требует

постоянного

повышения

квалификации педагогов, внедрения инновационных методик и обмена опытом. В

условиях

динамично

меняющихся

образовательных

стандартов

и

требований

к

качеству

воспитательно-образовательного

процесса

создание

рабочих

групп

педагогов становится одной из эффективных форм профессионального развития.

Рабочая группа способствует систематической работе над актуальными проблемами,

стимулирует творческую активность и укрепляет коллектив.

Почему мы пришли к решению создать в нашем дошкольном учреждении

рабочую группу педагогов? Мы проанализировали проблемы, которые существуют в

нашем дошкольном учреждении и получили такой результат:

Рассмотрим некоторые из них подробнее:

Недостаток времени для

самостоятельного

повышения

квалификации

Отсутствие системного

подхода к обмену

опытом и внедрению

инноваций

Слабая мотивация

педагогов к

саморазвитию без

поддержки коллектива

Недостаточная

координация действий

внутри педагогического

коллектива

Ограниченные

возможности для

обсуждения и решения

профессиональных

проблем

3

Отсутствие системного подхода к обмену опытом и внедрению

инноваций.

Отсутствие системного подхода к обмену опытом и внедрению инноваций в

дошкольных

учреждениях

является

одной

из

ключевых

проблем,

с

которой

сталкиваются педагоги и руководители. Эта проблема имеет несколько аспектов,

которые

влияют

на

качество

образовательного

процесса

и

профессиональное

развитие педагогов.

1. Фрагментарность обмена опытом.

В большинстве случаев обмен опытом между нашими педагогами происходил

спонтанно и

не

организованно. Педагоги могли делиться своими

находками и

методиками на неформальных встречах или в ходе случайных бесед, но это не

приводило к систематизации знаний и практик. В результате мы получили:

- неэффективное использование ресурсов: наши педагоги могли повторять одни

и те же ошибки или не использовать уже разработанные успешные методики;

- отсутствие единого подхода: наши педагоги применяли различные методы

работы, что затрудняло координацию действий и создание единой образовательной

среды.

2.

Недостаток времени для профессионального общения.

Современные

требования

к

работе

педагогов

часто

приводят

к

нехватке

времени для общения и обмена опытом. Педагоги перегружены административными

задачами, что ограничивает их возможность участвовать в совместных мероприятиях,

семинарах или тренингах. Это приводит к:

- изоляции педагогов: каждый работает в своем "информационном пузыре", что

снижает уровень коллективного интеллекта;

-

снижению мотивации:

отсутствие

поддержки со

стороны коллег

может

привести к выгоранию и снижению интереса к профессиональному развитию.

3. Неопределенность в внедрении инноваций

Инновации в образовании требуют не только новых идей, но и четкого плана

их внедрения. Без системного подхода мы получаем:

4

- непоследовательность действий: педагоги могут внедрять новые методики без

предварительного

анализа

их

эффективности

или

без

учета

контекста

работы

учреждения;

-

отсутствие

мониторинга

результатов:

без

системы

оценки

внедренных

инноваций сложно понять, какие из них действительно работают, а какие требуют

доработки или замены.

4. Недостаток поддержки со стороны руководства

Руководители дошкольных учреждений часто не уделяют должного внимания

созданию

условий

для

обмена

опытом

и

внедрения

инноваций.

Это

может

проявляться в следующих аспектах:

- отсутствие стратегического планирования: необходимость создания системы

обмена опытом не прописана в стратегических документах учреждения;

- нехватка ресурсов: отсутствие финансирования на обучение, семинары или

другие формы профессионального развития.

5. Сложности с адаптацией новых технологий

Современные технологии открывают новые горизонты для образования, однако

их внедрение требует системного подхода:

- необходимость обучения: педагоги должны быть готовы осваивать новые

инструменты, что требует времени и ресурсов.

-

риск

технологической

зависимости:

без

четкого

понимания

целей

использования технологий можно столкнуться с ситуацией, когда они используются

лишь ради использования, а не для повышения качества образования.

Таким образом, такая проблема как отсутствие системного подхода к обмену

опытом и внедрению инноваций в дошкольном учреждении создает множество

препятствий для эффективной работы педагогического коллектива. Для решения этой

проблемы

необходимо

разработать

четкие

стратегии

взаимодействия

между

педагогами,

создать

условия

для

регулярного

обмена

опытом

и

обеспечить

поддержку со стороны руководства. Это позволит не только повысить качество

образовательного

процесса,

но

и

создать

мотивирующую

среду

для

профессионального роста каждого педагога.

5

Недостаточная координация действий внутри педагогического коллектива

Недостаточная

координация

действий

внутри

педагогического

коллектива

в

дошкольном учреждении является серьезной проблемой, которая может негативно

сказаться на качестве образовательного процесса и развитии детей. Эта проблема

имеет

множество

аспектов,

которые

взаимосвязаны

и

влияют

на

общую

эффективность работы учреждения.

1. Отсутствие единой образовательной стратегии

Одной из основных причин недостаточной координации является отсутствие

четкой и согласованной образовательной стратегии. В результате:

-

Разные подходы к обучению: педагоги могут использовать различные методики и

подходы, что приводит к несоответствию в образовательном процессе. Например,

один педагог может акцентировать внимание на игровой деятельности, в то время

как другой — на формальных занятиях.

-

Непоследовательность в оценивании: разные критерии оценки успехов детей могут

вызвать путаницу как у педагогов, так и у родителей.

2. Коммуникационные барьеры

Недостаточная координация часто связана с проблемами в коммуникации между

членами коллектива:

- Неэффективные каналы связи: если информация не передается должным образом

(например, через устные сообщения или неформальные беседы), это может привести

к недопониманию и ошибкам.

- Отсутствие регулярных встреч: без регулярных собраний или обсуждений педагоги

могут не быть в курсе изменений в программе или новых инициатив.

3.

Изоляция педагогов

Педагоги могут работать в изоляции друг от друга, что затрудняет обмен

опытом и совместное решение проблем:

- Отсутствие командной работы: каждый педагог может сосредоточиться на своих

задачах, не обращая внимания на общие цели учреждения.

6

- Нехватка поддержки: педагоги могут чувствовать себя одинокими в своих усилиях,

что снижает мотивацию и приводит к выгоранию.

4. Неопределенность ролей и обязанностей

Недостаточная

координация

может

быть

следствием

неопределенности

в

распределении ролей и обязанностей внутри коллектива:

1.

- Перекрытие функций: педагоги могут дублировать свои усилия или, наоборот,

упускать важные аспекты работы из-за неясности в распределении задач.

2.

- Конфликты интересов: разные педагоги могут иметь разные приоритеты и

цели, что приводит к конфликтам и недопониманию.

5. Сложности с внедрением новых инициатив

Когда

отсутствует

координация

действий,

внедрение

новых

инициатив

становится сложным процессом:

- Сопротивление изменениям: педагоги могут быть не готовы принимать новые идеи

или методики без предварительного обсуждения и согласования.

- Нехватка ресурсов для реализации изменений: без четкого плана действий сложно

определить необходимые ресурсы для успешного внедрения новшеств.

6. Влияние на детей

Недостаточная

координация

внутри

педагогического

коллектива

непосредственно влияет на качество образования и развитие детей:

- Несогласованность в подходах к воспитанию: дети могут получать противоречивые

сообщения от разных педагогов, что затрудняет их понимание правил поведения и

ожиданий.

- Снижение качества образовательного процесса: отсутствие единого подхода может

привести к тому, что дети не получают полноценного образования и развития.

Таким образом, недостаточная координация действий внутри педагогического

коллектива является многогранной проблемой, требующей комплексного подхода к

решению. Для улучшения ситуации необходимо создать условия для открытой

коммуникации между педагогами, разработать четкие стратегии взаимодействия и

регулярно

проводить

совместные

мероприятия.

Это

позволит

повысить

эффективность работы коллектива, улучшить качество образовательного процесса и

создать более гармоничную среду для развития детей.

7

Выявив проблемы, мы решили создать в нашем дошкольном учреждении

рабочую группу из активных педагогов (как опытных, так и молодых). Раньше под

каждую задачу мы утверждали новую рабочую группу, но не получали достаточно

эффективного результата. Поэтому, мы решили создать одну рабочую группу с

возможностью решать разные задачи нашего учреждения.

Управленческие действия руководителя по созданию рабочей группы в

дошкольном учреждении:

1.

Анализ

потребностей

коллектива

выявление

актуальных

тем

и

направлений для работы группы.

2. Определение целей и задач рабочей группы — формулировка конкретных

результатов, которых необходимо достичь.

3. Формирование состава группы — подбор заинтересованных и инициативных

педагогов с учетом их компетенций.

4. Разработка нормативной базы — подготовка документов, регламентирующих

деятельность группы.

5. Организация первой встречи — обсуждение плана работы, распределение

ролей и обязанностей.

6.

Обеспечение

ресурсами

предоставление

времени,

методической

литературы, технических средств, электронных ресурсов.

7. Мониторинг и поддержка деятельности группы — регулярный контроль

выполнения задач и оказание помощи.

Документы, необходимые для создания рабочей группы

- Положение о рабочей группе (цели, задачи, состав, порядок работы).

- План работы на учебный год.

- Протоколы заседаний рабочей группы.

- Индивидуальные планы развития участников (по необходимости).

- Отчеты о проделанной работе.

Рассмотрим некоторые из них подробнее:

8

План работы на учебный год

месяц

Направление деятельности

Ожидаемый результат

1

Сентябрь

Определение приоритетных

направлений деятельности;

знакомство с нормативной

базой; распределение

обязанностей

1.

Определение

приоритетных

направлений

деятельности

рабочей

группы:

-

Формирование

четкого

списка

приоритетных задач, соответствующих

целям

дошкольного

учреждения,

что

позволит

сосредоточить

усилия

на

наиболее значимых аспектах работы.

2. Знакомство с нормативной базой:

- Участники рабочей группы получат

полное представление о действующих

нормативных документах и требованиях

в сфере дошкольного образования, что

обеспечит соответствие их деятельности

законодательству и стандартам.

3. Распределение обязанностей:

-

Четкое

распределение

ролей

и

обязанностей среди участников группы,

что

повысит

эффективность

работы,

улучшит

взаимодействие

и

ответственность каждого члена команды

за выполнение поставленных задач.

2

Октябрь

Анализ текущего уровня

профессионализма; выявление

проблемных зон

1.

Анализ

текущего

уровня

профессионализма

педагогического

коллектива:

-

Получение

объективной

оценки

квалификации

и

компетенций

педагогов,

что

позволит

выявить

сильные

стороны

и

области

для

улучшения в образовательном процессе.

2. Выявление проблемных зон:

- Определение ключевых проблем и

недостатков в работе

педагогического

коллектива,

что

создаст

основу

для

разработки

целевых

мероприятий

по

повышению

качества

образования

и

профессионального роста сотрудников.

9

3

Ноябрь

Организация мастер-классов и

практических семинаров внутри

учреждения

1.

Организация

мастер-классов

и

практических семинаров:

-

повышение

уровня

профессиональных

компетенций

педагогов

через

обмен

опытом

и

внедрение новых методик работы, что

способствует

улучшению

качества

образовательного процесса.

2. Создание атмосферы сотрудничества:

-

Укрепление

командного

духа

и

взаимодействия

среди

педагогов,

что

способствует

более

эффективному

решению

общих

задач

и

повышению

мотивации

к

профессиональному

развитию.

3. Применение полученных знаний на

практике:

-

Участники

смогут

интегрировать

новые подходы и техники в свою работу,

что

приведет

к

улучшению

образовательных результатов у детей.

4

Декабрь

Обсуждение результатов

промежуточной работы;

корректировка плана

1.

Обсуждение

результатов

промежуточной работы:

-

Получение

обратной

связи

о

достигнутых результатах и выявление

успешных

практик,

что

позволит

оценить эффективность работы рабочей

группы.

2. Корректировка плана:

- Внесение необходимых изменений в

индивидуальные и коллективные планы

деятельности

на

основе

анализа

промежуточных

результатов,

что

обеспечит

более

целенаправленное

и

эффективное

выполнение

задач

в

будущем.

5

Январь

Внедрение новых методик в

практику; обмен опытом

1. Внедрение новых методик:

-

Улучшение

качества

образовательного

процесса

за

счет

применения

современных

подходов

и

технологий,

что

способствует

более

эффективному развитию детей.

10

2. Обмен опытом:

-

Создание

платформы

для

обсуждения

и

распространения

успешных практик среди педагогов, что

укрепляет

профессиональное

сообщество и способствует взаимному

обучению.

6

Февраль

Совместная разработка

методических материалов

1. Совместная разработка методических

материалов:

- Создание качественных и актуальных

методических ресурсов, которые будут

способствовать

улучшению

образовательного

процесса

и

поддерживать педагогов в их работе.

2.

Укрепление

командного

взаимодействия:

- Повышение уровня сотрудничества и

обмена знаниями среди членов рабочей

группы,

что

способствует

формированию

единого

подхода

к

обучению и воспитанию детей.

7

Март

Подготовка к участию в

конкурсах или

профессиональных

мероприятиях

1. Подготовка к участию в конкурсах и

профессиональных мероприятиях:

-

Повышение

уровня

профессионализма

педагогов

через

активное

участие

в

конкурсах,

что

способствует развитию их творческих и

методических навыков.

2. Укрепление имиджа учреждения:

- Участие в конкурсах и мероприятиях

способствует

повышению

репутации

дошкольного

учреждения,

привлекая

внимание

к

его

достижениям

и

инновациям

в

образовательном

процессе.

3.

Обмен

опытом

и

лучшими

практиками:

-

Возможность

обмена

опытом

с

другими учреждениями, что обогащает

педагогический

коллектив

новыми

идеями и подходами.

11

8

Апрель

Оценка эффективности

внедренных изменений; сбор

обратной связи

1. Оценка эффективности внедренных

изменений:

-

Получение

объективной

оценки

влияния изменений на образовательный

процесс и развитие детей, что позволяет

определить

успешные

практики

и

области для дальнейшего улучшения.

2. Сбор обратной связи:

-

Активное

вовлечение

педагогов,

родителей и детей в процесс оценки, что

способствует

выявлению

мнений

и

предложений,

необходимых

для

корректировки

стратегии

работы

дошкольного учреждения.

3. Корректировка дальнейших действий:

- На основе собранной информации

разработка рекомендаций и планов по

оптимизации процессов, что обеспечит

устойчивое развитие учреждения.

9

Май

Подготовка итогового отчета;

планирование дальнейшей

деятельности

### Ожидаемый результат

1. Подготовка итогового отчета:

- Систематизация и анализ результатов

работы рабочей группы, что позволит

четко представить достигнутые цели и

выполненные задачи.

2.

Планирование

дальнейшей

деятельности:

- Разработка стратегий и конкретных

шагов

для

улучшения

работы

дошкольного

учреждения

на

основе

полученных

данных,

что

обеспечит

целенаправленное

развитие

и

реализацию новых инициатив.

3.

Укрепление

прозрачности

и

ответственности:

-

Обеспечение

открытости

в

работе

группы и вовлечение всех участников в

процесс

планирования,

что

способствует

повышению

ответственности

и

мотивации

сотрудников.

12

Индивидуальный план развития участников рабочей группы

дошкольного учреждения

Цель: создание условий для профессионального роста и развития участников

рабочей группы, улучшение качества образовательного процесса в дошкольном

учреждении.

1. Общие сведения о участниках рабочей группы

- ФИО:

- Должность:

- Стаж работы:

- Область интересов: (Направления, в которых участник хочет развиваться)

2. Анализ текущего уровня компетенций

- Профессиональные навыки: навыки, которые участник уже имеет.

- Области для улучшения: навыки или знания, которые требуют развития

3. Цели и задачи индивидуального плана развития

Краткосрочные цели (1-6 месяцев):

1. Участие в семинарах и тренингах (выбрать тему).

2. Изучение новых методик работы с детьми в возрасте (указать возраст).

3. Проведение открытого занятия для обмена опытом с коллегами.

Долгосрочные цели (6-12 месяцев):

1. Разработка и внедрение авторской программы/методики.

2. Участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства.

3. Повышение квалификации через курсы или обучение по специальности.

4.

План действий

Дата

Действие

Ответственный

Ресурсы

Ожидаемый

результат

ММ.ГГГГ

Участие в семинаре

"Индивидуальные

планы развития:

ФИО

Список

литературы,

Получение

новых знаний и

навыков

13

ключ к

профессиональному

росту педагогов в

дошкольном

учреждении"

Цели семинара:

- Обсудить

важность

индивидуальных

планов развития

для повышения

квалификации

педагогов.

- Изучить методы и

подходы к

созданию

эффективных

индивидуальных

планов.

- Поделиться

успешными

примерами

реализации

индивидуальных

планов в практике

дошкольного

образования.

материалы

семинара

ММ.ГГГГ

Проведение

открытого занятия

Методические

материалы,

помощь коллег

ФИО

Обмен опытом,

получение

обратной связи

ММ.ГГГГ

Изучение

литературы

Книги, статьи,

интернет-

ресурсы

ФИО

Углубление

знаний

ММ.ГГГГ

Разработка

авторской

программы

Методические

рекомендации,

консультации с

коллегами

ФИО

Внедрение

новой

программы

5. Оценка результатов

Критерии оценки:

- Успешное участие в мероприятиях.

- Обратная связь от коллег и руководства.

14

- Применение новых знаний на практике.

Методы оценки:

- Анкеты для самооценки.

- Опросы среди коллег.

- Анализ результатов открытых занятий.

6. Поддержка и ресурсы

- Наставничество: назначить наставника из числа более опытных коллег для

поддержки и консультаций.

- Материалы: предоставить доступ к методическим материалам и литературе.

- Финансирование: определить возможность финансирования участия в курсах

повышения квалификации.

7. Корректировка плана - индивидуальный план развития будет пересматриваться

каждые полгода с учетом достигнутых результатов и изменений в профессиональных

интересах участника.

Индивидуальный план развития участников рабочей группы является важным

инструментом

для

повышения

квалификации

педагогов

и

улучшения

качества

образовательного процесса в

дошкольном учреждении. Регулярный мониторинг

выполнения плана позволит своевременно корректировать действия и достигать

поставленных целей.

Распределение обязанностей внутри рабочей группы

-

Руководитель

рабочей

группы:

координация

деятельности,

организация

встреч, связь с администрацией учреждения.

- Секретарь: ведение протоколов заседаний, оформление документации.

- Методист: подготовка методических материалов, организация обучающих

мероприятий.

-

Ответственный

за

мониторинг:

сбор

и

анализ

данных

по

результатам

внедрения новых практик.

15

- Ответственные за направления (по темам): разработка конкретных проектов

или инициатив в рамках выбранных направлений.

Распределение обязанностей должно учитывать опыт, интересы и возможности

каждого педагога.

Преимущества создания рабочей группы в дошкольном учреждении

Для дошкольного учреждения:

-

Повышение

качества

образовательного

процесса

через

систематическую

работу над улучшением методик.

- Укрепление корпоративной культуры и командного духа.

- Возможность оперативно реагировать на изменения в законодательстве и

стандартах.

Для педагогического совета:

- Получение структурированной информации о профессиональном развитии

коллектива.

- Повышение эффективности принятия управленческих решений на основе

анализа работы групп.

Для участников рабочей группы:

- Возможность профессионального роста через обмен опытом и совместную

работу.

- Развитие лидерских качеств и навыков командной работы.

- Повышение мотивации за счет участия в значимых проектах.

Созданная таким образом рабочая группа дошкольного учреждения может

представить опыт работы следующими способами:

1. Организация открытых мероприятий (семинары, мастер-классы) для коллег

из других учреждений или родителей.

2.

Публикация методических материалов или

статей в профессиональных

изданиях и на сайтах образовательных организаций.

16

3. Участие в конкурсах педагогического мастерства с презентацией результатов

деятельности группы.

4.

Проведение

отчетных

встреч

с

демонстрацией

достижений

перед

педагогическим советом и администрацией города.

Создание рабочей группы педагогов в дошкольном учреждении является

эффективным

инструментом

повышения

профессионализма

коллектива,

способствует

развитию

инновационной

среды

и

улучшению

качества

образования

воспитанников.

Системный

подход

к

организации

такой

деятельности

обеспечивает

устойчивый

рост

компетенций

педагогов

и

укрепляет позиции учреждения в образовательном пространстве.



В раздел образования