Авторы: Абасова Лейла Нариковна, Омарова Патимат Омаровна
Должность: К.п.н., профессор
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Населённый пункт: Г. Махачкала
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекция эмоционального развития детей с нарушениями зрения младшего школьного возраста
Раздел: высшее образование
Коррекция эмоционального развития детей с
нарушениями зрения младшего школьного возраста
Нарушение зрения - снижение способности видеть до
такой степени, что вызывает проблемы, не устраняемые
обычными способами, такими как очки или лекарства. Это
может быть из-за болезни, травмы, врождённых или
дегенеративных заболеваний.
У детей с нарушениями зрения ограничена возможность
формирования образов воображения, памяти и
психологических систем, структур, связей и функций в
связи со снижением или отсутствием зрительных
ощущений, восприятий, представлений в области
чувственного мира. Характерной особенностью
восприятия людей с нарушениями зрения является
существенное снижение общего количества получаемой
информации и изменение её качества
Коррекция эмоционального развития детей с
нарушениями зрения младшего школьного возраста может
включать в себя ряд методов и подход. Важно
предоставлять детям возможность общаться, участвовать в
социальных играх и активностях. Также полезны методы
творческого выражения, такие как рисование или создание
различных поделок. Существенную роль играют
специализированные программы и индивидуальных
занятия, которые помогают развивать навыки
саморегуляции эмоций и социальной адаптации. Конечно,
важна также работа с педагогами и психологами для
создания благоприятной обучающей среды для детей с
нарушениями зрения.
Работа педагогов и психологов имеет ключевое значение
для коррекции эмоционального развития детей с
нарушениями зрения в младшем школьном возрасте. Вот
некоторые аспекты и методы, которые могут быть
использованы в их работе:
1. Индивидуальный подход: Педагоги и психологи
должны учитывать индивидуальные потребности каждого
ребенка с нарушением зрения. Это включает адаптацию
учебных материалов, методов обучения и поддержку в
соответствии с особенностями каждого ребенка.
2. Обучение социальным навыкам: Педагоги и психологи
могут работать над развитием социальных навыков у
детей, таких как умение общаться, устанавливать
контакты с другими людьми, разрешать конфликты и
справляться со стрессом.
3. Поддержка саморегуляции: Работа над развитием
навыков саморегуляции эмоций поможет детям более
эффективно управлять своими чувствами и поведением в
различных ситуациях.
4. Создание безопасной среды: Педагоги и психологи
должны создавать благоприятную и безопасную
обучающую среду для детей с нарушениями зрения, где
они могут чувствовать себя комфортно и поддерживаемо.
5. Сотрудничество с родителями: Важно вовлечение
родителей в процесс коррекции эмоционального развития
ребенка. Педагоги и психологи могут работать с
родителями, чтобы обеспечить последовательную
поддержку дома и в школе.
6. Мониторинг и оценка: Педагоги и психологи должны
регулярно отслеживать прогресс ребенка в развитии
эмоциональных навыков и корректировать программу
работы в зависимости от его потребностей. Совместная
работа педагогов и психологов играет важную роль в
успешной коррекции эмоционального развития детей с
нарушениями зрения, помогая им развивать навыки
саморегуляции, социального взаимодействия и адаптации
к окружающей среде.
Проблема эмоционального развития детей по праву
признана одной из самых значимых и дискуссионных, что
связано с терминологическими расхождениями, наличием
альтернативных концепций и теорий в данной сфере
исследований. Проявляясь в ответ на воздействие
жизненно значимых событий, эмоции способствуют либо
мобилизации, либо торможению внутренней и внешней
деятельности. Характер и интенсивность эмоциональных
проявлений оказывают воздействие на содержание и
динамику всех познавательных психических процессов
(восприятие, внимание, воображение, память, мышление);
в свою очередь, на развитие эмоциональной сферы влияют
все структурные компоненты психики (познавательные
процессы, мотивационно-потребностная сфера,
самосознание)
Индивидуальные программы для коррекции
эмоционального развития детей с нарушением зрения
младшего школьного возраста должны быть адаптированы
под конкретные потребности каждого ребенка. Вот
несколько методов, которые могут быть включены в такие
программы:
1. Терапия через игру: Игровая терапия может быть
эффективным способом помочь детям с нарушениями
зрения развивать социальные навыки, управление
эмоциями и общение.
2. Использование мультисенсорных методов: Учитывая
ограничения в зрении, программы могут включать
использование других сенсорных систем, таких как слух,
осязание и обоняние, для стимуляции эмоционального
развития.
3. Индивидуальные занятия с психологом: Регулярные
индивидуальные занятия с психологом могут помочь
ребенку развивать навыки саморегуляции, адаптации к
социальным ситуациям и управления стрессом.
4. Творческие методики: Включение творческих методик,
таких как рисование, лепка или музыка, может
способствовать выражению эмоций и развитию
творческого мышления.
5. Работа с педагогами и родителями: Важно вовлечение
педагогов и родителей в процесс коррекции
эмоционального развития, чтобы создать благоприятную
обучающую среду и поддержку для ребенка. Эффективная
индивидуальная программа должна учитывать
специфические потребности каждого ребенка с
нарушением зрения и строиться на основе комплексного
подхода к их эмоциональному развитию.
Развитие социально-эмоциональной компетентности в
младше школьном возрасте играет ключевую роль в
успешной адаптации детей в обществе и их личностном
росте. Предоставление возможностей для расширения
знаний об эмоциях, развитие навыков распознавания и
управления своими эмоциями, а также понимание эмоций
других людей способствует формированию эмпатии,
улучшению коммуникационных навыков и созданию
позитивного самоотношения у детей. Эти навыки не
только помогают детям лучше понимать себя и
окружающих, но и способствуют успешной учебе,
социальной адаптации и развитию личности в целом.
Образовательные учреждения и специалисты, работающие
с детьми со зрительными нарушениями, играют важную
роль в создании подходящих условий для развития
эмоциональной сферы учащихся. Использование
инновационных методик, индивидуальный подход к
каждому ребенку и партнерство с родителями могут
значительно улучшить процесс развития социально-
эмоциональных навыков и повысить общую успешность
детей со зрительными патологиями. Ребенок с патологией
зрения, овладевая способностью воспринимать и
истолковывать передаваемые другими людьми
аффективные сообщения в ситуативном контексте и
использовать эту информацию в процессе взаимодействия,
формирует основу для собственной полноценной
социализации в настоящем и будущем.
Список литературы:
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен
современной психологии [Текст] / И. Н. Андреева. -
Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с. 2.Андреева, И. Н.
Понятие и структура эмоционального интеллекта [Текст] /
И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы
ментальности: 6-я Международная научно-практическая
конференция, 26 - 27 ноября 2004 года, Смоленск. - в 2 ч. -
Смоленск : Изд-во СГПУ, 2004. - 4. 1. - C. 22-26. 3.
Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих
[Текст) : сб. науч. трудов / под ред. А. Г. Литвака. - Л.,
1981. - 122 с. 4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии
[Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
5.Гаврилко, Т. И. Динамика понимания эмоционального
состояния других людей слабовидящими младшими
школьниками [Текст]: автореф. дис. / Т. И. Гаврилко. -
Мн., 2002. - 25 с.