Напоминание

Коррекция эмоционального развития детей с нарушениями зрения младшего школьного возраста


Авторы: Абасова Лейла Нариковна, Омарова Патимат Омаровна
Должность: К.п.н., профессор
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Населённый пункт: Г. Махачкала
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекция эмоционального развития детей с нарушениями зрения младшего школьного возраста
Раздел: высшее образование





Назад




Коррекция эмоционального развития детей с

нарушениями зрения младшего школьного возраста

Нарушение зрения - снижение способности видеть до

такой степени, что вызывает проблемы, не устраняемые

обычными способами, такими как очки или лекарства. Это

может быть из-за болезни, травмы, врождённых или

дегенеративных заболеваний.

У детей с нарушениями зрения ограничена возможность

формирования образов воображения, памяти и

психологических систем, структур, связей и функций в

связи со снижением или отсутствием зрительных

ощущений, восприятий, представлений в области

чувственного мира. Характерной особенностью

восприятия людей с нарушениями зрения является

существенное снижение общего количества получаемой

информации и изменение её качества

Коррекция эмоционального развития детей с

нарушениями зрения младшего школьного возраста может

включать в себя ряд методов и подход. Важно

предоставлять детям возможность общаться, участвовать в

социальных играх и активностях. Также полезны методы

творческого выражения, такие как рисование или создание

различных поделок. Существенную роль играют

специализированные программы и индивидуальных

занятия, которые помогают развивать навыки

саморегуляции эмоций и социальной адаптации. Конечно,

важна также работа с педагогами и психологами для

создания благоприятной обучающей среды для детей с

нарушениями зрения.

Работа педагогов и психологов имеет ключевое значение

для коррекции эмоционального развития детей с

нарушениями зрения в младшем школьном возрасте. Вот

некоторые аспекты и методы, которые могут быть

использованы в их работе:

1. Индивидуальный подход: Педагоги и психологи

должны учитывать индивидуальные потребности каждого

ребенка с нарушением зрения. Это включает адаптацию

учебных материалов, методов обучения и поддержку в

соответствии с особенностями каждого ребенка.

2. Обучение социальным навыкам: Педагоги и психологи

могут работать над развитием социальных навыков у

детей, таких как умение общаться, устанавливать

контакты с другими людьми, разрешать конфликты и

справляться со стрессом.

3. Поддержка саморегуляции: Работа над развитием

навыков саморегуляции эмоций поможет детям более

эффективно управлять своими чувствами и поведением в

различных ситуациях.

4. Создание безопасной среды: Педагоги и психологи

должны создавать благоприятную и безопасную

обучающую среду для детей с нарушениями зрения, где

они могут чувствовать себя комфортно и поддерживаемо.

5. Сотрудничество с родителями: Важно вовлечение

родителей в процесс коррекции эмоционального развития

ребенка. Педагоги и психологи могут работать с

родителями, чтобы обеспечить последовательную

поддержку дома и в школе.

6. Мониторинг и оценка: Педагоги и психологи должны

регулярно отслеживать прогресс ребенка в развитии

эмоциональных навыков и корректировать программу

работы в зависимости от его потребностей. Совместная

работа педагогов и психологов играет важную роль в

успешной коррекции эмоционального развития детей с

нарушениями зрения, помогая им развивать навыки

саморегуляции, социального взаимодействия и адаптации

к окружающей среде.

Проблема эмоционального развития детей по праву

признана одной из самых значимых и дискуссионных, что

связано с терминологическими расхождениями, наличием

альтернативных концепций и теорий в данной сфере

исследований. Проявляясь в ответ на воздействие

жизненно значимых событий, эмоции способствуют либо

мобилизации, либо торможению внутренней и внешней

деятельности. Характер и интенсивность эмоциональных

проявлений оказывают воздействие на содержание и

динамику всех познавательных психических процессов

(восприятие, внимание, воображение, память, мышление);

в свою очередь, на развитие эмоциональной сферы влияют

все структурные компоненты психики (познавательные

процессы, мотивационно-потребностная сфера,

самосознание)

Индивидуальные программы для коррекции

эмоционального развития детей с нарушением зрения

младшего школьного возраста должны быть адаптированы

под конкретные потребности каждого ребенка. Вот

несколько методов, которые могут быть включены в такие

программы:

1. Терапия через игру: Игровая терапия может быть

эффективным способом помочь детям с нарушениями

зрения развивать социальные навыки, управление

эмоциями и общение.

2. Использование мультисенсорных методов: Учитывая

ограничения в зрении, программы могут включать

использование других сенсорных систем, таких как слух,

осязание и обоняние, для стимуляции эмоционального

развития.

3. Индивидуальные занятия с психологом: Регулярные

индивидуальные занятия с психологом могут помочь

ребенку развивать навыки саморегуляции, адаптации к

социальным ситуациям и управления стрессом.

4. Творческие методики: Включение творческих методик,

таких как рисование, лепка или музыка, может

способствовать выражению эмоций и развитию

творческого мышления.

5. Работа с педагогами и родителями: Важно вовлечение

педагогов и родителей в процесс коррекции

эмоционального развития, чтобы создать благоприятную

обучающую среду и поддержку для ребенка. Эффективная

индивидуальная программа должна учитывать

специфические потребности каждого ребенка с

нарушением зрения и строиться на основе комплексного

подхода к их эмоциональному развитию.

Развитие социально-эмоциональной компетентности в

младше школьном возрасте играет ключевую роль в

успешной адаптации детей в обществе и их личностном

росте. Предоставление возможностей для расширения

знаний об эмоциях, развитие навыков распознавания и

управления своими эмоциями, а также понимание эмоций

других людей способствует формированию эмпатии,

улучшению коммуникационных навыков и созданию

позитивного самоотношения у детей. Эти навыки не

только помогают детям лучше понимать себя и

окружающих, но и способствуют успешной учебе,

социальной адаптации и развитию личности в целом.

Образовательные учреждения и специалисты, работающие

с детьми со зрительными нарушениями, играют важную

роль в создании подходящих условий для развития

эмоциональной сферы учащихся. Использование

инновационных методик, индивидуальный подход к

каждому ребенку и партнерство с родителями могут

значительно улучшить процесс развития социально-

эмоциональных навыков и повысить общую успешность

детей со зрительными патологиями. Ребенок с патологией

зрения, овладевая способностью воспринимать и

истолковывать передаваемые другими людьми

аффективные сообщения в ситуативном контексте и

использовать эту информацию в процессе взаимодействия,

формирует основу для собственной полноценной

социализации в настоящем и будущем.

Список литературы:

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен

современной психологии [Текст] / И. Н. Андреева. -

Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с. 2.Андреева, И. Н.

Понятие и структура эмоционального интеллекта [Текст] /

И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы

ментальности: 6-я Международная научно-практическая

конференция, 26 - 27 ноября 2004 года, Смоленск. - в 2 ч. -

Смоленск : Изд-во СГПУ, 2004. - 4. 1. - C. 22-26. 3.

Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих

[Текст) : сб. науч. трудов / под ред. А. Г. Литвака. - Л.,

1981. - 122 с. 4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии

[Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.

5.Гаврилко, Т. И. Динамика понимания эмоционального

состояния других людей слабовидящими младшими

школьниками [Текст]: автореф. дис. / Т. И. Гаврилко. -

Мн., 2002. - 25 с.



В раздел образования