Напоминание

Эмоциональное развитие детей с нарушением зрения: особенности, проблемы и пути коррекции


Авторы: Абасова Лейла Нариковна, Маллаев Джафар Михайлович
Должность: Студент и к.п.н., профессор
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональное развитие детей с нарушением зрения: особенности, проблемы и пути коррекции
Раздел: высшее образование





Назад




Эмоциональное развитие детей с нарушением зрения: особенности,

проблемы и пути коррекции

Введение

Эмоциональное развитие ребенка играет ключевую роль в формировании его

личности, социальной адаптации и познавательной деятельности. У детей с

нарушениями

зрения

этот

процесс

протекает

иначе,

чем

у

зрячих

сверстников, из-за ограниченного доступа к визуальной информации,

которая является основным источником эмоционального опыта в раннем

возрасте.

Данная статья рассматривает особенности эмоционального развития детей с

нарушением зрения, факторы, влияющие на их эмоциональную сферу,

возможные трудности и методы психолого-педагогической поддержки.

1. Особенности эмоционального развития детей с нарушением зрения

1.1. Влияние зрительной депривации на эмоциональную сферу

Зрение – важнейший канал восприятия эмоций. Дети с нарушением зрения

(слабовидящие и тотально слепые) лишены возможности:

- видеть мимику, жесты, эмоциональные реакции окружающих;

- наблюдать социальные ситуации и учиться на зрительных примерах;

- получать мгновенную визуальную обратную связь.

Это приводит к:

- замедленному распознаванию эмоций (как своих, так и чужих);

-

трудностям

в

выражении

чувств

(мимика

может

быть

менее

выразительной);

- повышенной тревожности из-за неопределенности окружающей среды.

1.2. Эмоциональные реакции и их специфика

- Страхи и тревожность чаще связаны с неизвестностью пространства,

неожиданными тактильными контактами, громкими звуками.

- Эмоциональная зависимость от взрослых – ребенок больше полагается на

словесные подсказки родителей и педагогов.

- Задержка формирования эмоционального интеллекта – трудности в

понимании сложных эмоций (ирония, сарказм, двойственные чувства).

1.3. Влияние типа нарушения зрения

- Слепые от рождения дети испытывают наибольшие трудности в понимании

абстрактных эмоций (например, "гордость", "стыд").

- Слабовидящие дети могут частично воспринимать мимику, но часто

ошибаются в интерпретации.

- Дети с приобретенной слепотой переживают психологическую травму,

связанную с утратой зрения, что может вызывать депрессивные состояния.

2. Проблемы эмоционального развития и их последствия

2.1. Социальная дезадаптация

- Трудности в установлении контактов со сверстниками.

- Непонимание норм эмоционального поведения в группе.

- Риск изоляции или гиперопеки со стороны окружающих.

2.2. Эмоциональная нестабильность

- Повышенная ранимость, обидчивость.

- Склонность к фрустрации при неудачах.

-

Проблемы

с

саморегуляцией

(импульсивность

или,

наоборот,

заторможенность).

2.3. Влияние на познавательное развитие

Эмоции тесно связаны с мотивацией. У детей с нарушением зрения может

снижаться интерес к обучению из-за:

- страха перед новым;

- недостатка положительного подкрепления (похвала через мимику и жесты

менее доступна).

3. Коррекция и поддержка эмоционального развития

3.1. Роль семьи

- Эмоциональное проговаривание – взрослые должны вербально описывать

свои и детские эмоции ("Я вижу, ты расстроен", "Мама сейчас улыбается").

- Тактильно-аудиальное знакомство с эмоциями – использование рельефных

изображений лиц, "эмоциональных" игрушек, аудиозаписей с разными

интонациями.

- Создание безопасной среды – постепенное расширение круга общения,

поощрение самостоятельности.

3.2. Работа педагогов и психологов

- Социальные истории – обучение через сценарии ("Как поздороваться?",

"Как попросить помощь?").

- Игры и тренинги на распознавание эмоций по голосу, тактильным

ощущениям.

- Арт-терапия (лепка, музыка, танцы) – помогает выражать чувства

невербально.

- Сказкотерапия – обсуждение эмоций героев, проигрывание ситуаций.

3.3. Технические и методические средства

- Адаптированные книги с тактильными иллюстрациями.

- Аудио- и видеоматериалы с подробным описанием эмоций.

- Использование гаджетов с голосовыми помощниками для тренировки

социальных навыков.

Заключение

Эмоциональное развитие детей с нарушением зрения требует особого

внимания со стороны родителей, педагогов и психологов. Несмотря на

трудности, при правильной поддержке эти дети могут успешно осваивать

эмоциональные и социальные навыки. Ключевыми факторами являются:

- компенсация недостатка визуальной информации через другие каналы

восприятия;

- создание доверительной среды, где ребенок чувствует себя безопасно;

- систематическая работа по развитию эмоционального интеллекта.

Своевременная коррекция позволяет минимизировать риски социальной

изоляции и способствует гармоничному развитию личности ребенка с

нарушением зрения.

Список литературы:

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной

психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с.

2.Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И. Н.

Андреева

//

Социально-психологические

проблемы

ментальности:

6-я

Международная научно-практическая конференция, 26 - 27 ноября 2004 года,

Смоленск. - в 2 ч. - Смоленск : Изд-во СГПУ, 2004. - 4. 1. - C. 22-26.

3. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих : сб. науч. трудов

/ под ред. А. Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.

4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань,

2003. - 654 с.

5.Гаврилко, Т. И. Динамика понимания эмоционального состояния других

людей слабовидящими младшими школьниками: автореф. дис. / Т. И.

Гаврилко. - Мн., 2002. - 25 с.



В раздел образования