Напоминание

Развитие мышления у детей с нарушением зрения: особенности, этапы и методы коррекции


Авторы: Айвазова Лидия Гайдаровна, Маллаев Джафар Михайлович
Должность: Студент и К.п.н., профессор
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Населённый пункт: Г. Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мышления у детей с нарушением зрения: особенности, этапы и методы коррекции
Раздел: высшее образование





Назад




Развитие мышления у детей с нарушением зрения: особенности, этапы и

методы коррекции

Введение

Мышление

является

высшей

формой

познавательной

деятельности,

позволяющей человеку анализировать, обобщать и решать жизненные

задачи. У детей с нарушениями зрения этот процесс имеет специфические

особенности, обусловленные дефицитом зрительной информации, которая у

зрячих детей служит основой для формирования многих мыслительных

операций.

В данной статье рассматриваются:

- этапы развития мышления у детей с нарушением зрения;

- ключевые трудности и компенсаторные механизмы;

- эффективные методы развития познавательных процессов.

1. Особенности развития мышления у детей с нарушением зрения

1.1. Влияние зрительной депривации на когнитивные процессы

Отсутствие или серьезное ограничение зрения приводит к:

-

сужению

чувственного

опыта

ребенок

не

получает

целостного

представления о предметах и явлениях;

- замедлению формирования предметных образов – трудности в создании

мысленных схем объектов;

- особенностям в развитии видов мышления (наглядно-действенного,

наглядно-образного, словесно-логического).

1.2. Этапы развития мышления

а) Наглядно-действенное мышление (1–3 года)

- У зрячих детей формируется через манипуляции с предметами.

- У незрячих – через тактильно-кинестетическое исследование.

- Проблемы: замедленность, фрагментарность восприятия.

б) Наглядно-образное мышление (4–7 лет)

- У зрячих – опирается на зрительные образы.

- У детей с нарушением зрения – заменяется тактильными и слуховыми

схемами.

- Проблемы: трудности в создании целостных образов, абстрагировании.

в) Словесно-логическое мышление (с 7 лет)

- Развивается через речь, но может отставать из-за недостатка конкретного

опыта.

- Риски: вербализм (механическое повторение слов без понимания смысла).

2. Основные трудности в развитии мышления

2.1. Задержка формирования мыслительных операций

-Анализ и синтез – ребенок может выделять только отдельные признаки

предметов (например, форму, но не цвет).

- Сравнение – сложности в сопоставлении объектов без зрительного

контроля.

- Обобщение – тенденция к конкретности мышления.

2.2. Вербализм и формализм знаний

- Ребенок запоминает слова, но не всегда понимает их значение (например,

говорит "красный", но не связывает это с реальными объектами).

- Трудности в понимании метафор, переносных значений.

2.3. Пространственное мышление

- Проблемы с ориентацией в большом пространстве.

- Сложности в понимании схем, чертежей, графиков.

3. Методы развития мышления у детей с нарушением зрения

3.1. Сенсорное развитие как основа мышления

-

Тактильное

обследование

предметов

(использование

рельефных

изображений, 3D-моделей).

- Слуховое восприятие – обучение через звуковые аналогии (например, шум

воды – река).

- Обонятельные и вкусовые стимулы – для расширения чувственного опыта.

3.2. Формирование наглядно-образного мышления

- Использование макетов и объемных пособий (например, тактильные

глобусы, рельефные карты).

- Игры-конструирования (Лего, пазлы с выпуклыми элементами).

- Сказкотерапия с предметным моделированием (разыгрывание сценок с

игрушками).

3.3. Развитие логического мышления

- Словесные игры ("Найди лишнее", "Придумай аналогию").

- Решение задач на классификацию (сортировка предметов по тактильным

признакам).

- Обучение алгоритмам (пошаговые инструкции для выполнения действий).

3.4. Коррекция пространственного мышления

- Ориентировка в микропространстве (стол, комната) с использованием

тактильных меток.

- Изучение схем и маршрутов через рельефные планы.

- Подвижные игры с упором на двигательную память.

3.5. Технические средства и цифровые технологии

- Аудиокниги и тифлокомментарии – для расширения кругозора.

- Тактильные дисплеи и 3D-принтеры – создание объемных моделей.

- Голосовые помощники и обучающие приложения – интерактивное

обучение.

Заключение

Развитие мышления у детей с нарушением зрения требует особого подхода,

учитывающего компенсаторные возможности других анализаторов (слух,

осязание, кинестетика). Ключевые принципы работы:

- опора на практический опыт;

-постепенное усложнение задач;

- индивидуализация обучения.

При систематической коррекционной работе дети с нарушением зрения

могут достигать высокого уровня развития мышления, успешно осваивать

учебные программы и адаптироваться в социуме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский, Л.С. (1983). Мышление и речь. Москва: Издательство РАН.

2. Сухарева, Н.В. (2010). Психология и педагогика детей с нарушением

зрения. Санкт-Петербург: Питер.

3. Григорьева, О.В. (2015). Особенности развития познавательных процессов

у детей с нарушением зрения. Москва: Просвещение.

4. Волкова, Е.И. (2012). Формирование понятийного мышления у детей с

ограниченными возможностями здоровья. СПб: Алетейя.

5. Соловьева, Т.В. (2007). Психологическая коррекция и развитие детей с

нарушением зрения. Москва: Наука.



В раздел образования