Напоминание

Интеллектуально-личностное и речевое развитие детей с дисграфией


Авторы: Муртазалиева Патимат Юсуповна, Маллаев Джафар Михайлович
Должность: Студент и К.п.н., профессор
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Населённый пункт: Г. Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуально-личностное и речевое развитие детей с дисграфией
Раздел: высшее образование





Назад




Интеллектуально-личностное и речевое развитие детей с дисграфией

Введение

Дисграфия

-

специфическое

нарушение

письменной

речи,

характеризующееся стойкими ошибками письма при сохранном интеллекте и

нормальном развитии устной речи. У детей младшего школьного возраста с

дисграфией наблюдаются комплексные трудности в интеллектуально-

личностной

и

речевой

сферах,

требующие

особого

психолого-

педагогического подхода.

В данной статье рассматриваются:

- психолого-педагогическая характеристика детей с дисграфией;

- особенности их интеллектуального, личностного и речевого развития;

- современные методы диагностики и коррекции.

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с дисграфией

1.1. Этиология и механизмы дисграфии

Дисграфия обусловлена:

- недостаточной сформированностью высших психических функций;

-

нарушениями

в

работе

анализаторных

систем

(речеслуховой,

речедвигательной, зрительной);

- особенностями межполушарного взаимодействия.

1.2. Основные виды дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая - связана с дефектами звукопроизношения

2. Акустическая- нарушение дифференциации фонем

3. Оптическая- трудности зрительного образа букв

4. Аграмматическая- несформированность грамматического строя

5. На почве нарушения языкового анализа и синтеза

2. Особенности интеллектуального развития

2.1. Когнитивные характеристики

- Неравномерность развития психических функций

- Трудности произвольного внимания

- Снижение объема оперативной памяти

- Особенности зрительно-пространственного восприятия

2.2. Мышление

- Замедленное формирование логических операций

- Трудности установления причинно-следственных связей

- Преобладание наглядно-образного мышления

3. Личностные особенности

3.1. Эмоционально-волевая сфера

- Повышенная тревожность

- Неуверенность в своих силах

- Эмоциональная лабильность

- Низкая учебная мотивация

3.2. Самооценка

- Заниженная самооценка

- Страх неудачи

- Избегание сложных заданий

4. Речевое развитие

4.1. Устная речь

- Фонематические нарушения

- Лексико-грамматические трудности

- Недостаточная связность высказываний

4.2. Письменная речь

- Стойкие специфические ошибки

- Нарушение звуко-буквенного анализа

- Трудности программирования письменного высказывания

5. Диагностика дисграфии

5.1. Основные направления обследования

1. Исследование устной речи

2. Анализ письменных работ

3. Оценка высших психических функций

4. Изучение эмоционально-личностной сферы

5.2. Критерии диагностики

- Специфический характер ошибок

- Стойкость нарушений

- Отсутствие связи с орфографической безграмотностью

6. Коррекционная работа

6.1. Основные принципы коррекции

1. Комплексность

2. Системность

3. Индивидуальный подход

4. Опора на сохранные функции

6.2. Направления коррекции

1. Развитие фонематических процессов

2. Совершенствование языкового анализа

3. Формирование зрительно-пространственных представлений

4. Обогащение словарного запаса

5. Развитие связной речи

6.3. Методы и приемы работы

- Игровые технологии

- Кинезиологические упражнения

- Нейропсихологические методы

- Мультисенсорные подходы

- Компьютерные технологии

7. Психолого-педагогическое сопровождение

7.1. Работа с семьей

- Психологическое просвещение родителей

- Обучение приемам помощи ребенку

- Создание благоприятного микроклимата

7.2. Взаимодействие со школой

- Адаптация учебного процесса

- Индивидуализация обучения

- Профилактика школьной дезадаптации

Заключение

Комплексный подход к развитию детей с дисграфией, включающий

коррекцию речевых нарушений, развитие познавательных процессов и

психологическую поддержку, позволяет преодолеть трудности обучения и

способствует их успешной социализации. Своевременная диагностика и

систематическая коррекционная работа являются залогом эффективной

помощи этим детям.

Литература:

1. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей

3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление

4. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика и коррекция



В раздел образования