Напоминание

Психокоррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста


Авторы: Алиева Умукусум Магомедовна, Гасанова Загидат Зайнулабидовна
Должность: Студент и К.п.н., доцент
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Населённый пункт: Г. Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: Психокоррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста
Раздел: высшее образование





Назад




Психокоррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического

спектра дошкольного и младшего школьного возраста

Введение

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой комплекс

нарушений нейроразвития, характеризующихся качественными изменениями

в социальном взаимодействии, коммуникации и стереотипными формами

поведения. Психокоррекционная работа с детьми дошкольного и младшего

школьного возраста с РАС требует особого подхода, учитывающего их

специфические потребности и особенности развития.

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС

1.1. Основные признаки РАС у детей

- Нарушения социального взаимодействия

- Трудности вербальной и невербальной коммуникации

- Ограниченные, повторяющиеся интересы и поведение

- Сенсорные особенности восприятия

1.2. Возрастные особенности проявления

Дошкольный возраст:

- Отсутствие или задержка речевого развития

- Трудности установления зрительного контакта

- Отсутствие сюжетно-ролевых игр

- Стереотипные движения

Младший школьный возраст:

- Трудности социальной адаптации

- Проблемы обучения в группе

- Эмоциональная нестабильность

- Ригидность мышления

2. Принципы психокоррекционной работы

2.1. Основополагающие принципы

1. Индивидуализация- учет особенностей каждого ребенка

2. Системность- комплексный подход к коррекции

3. Поэтапность- последовательное введение новых навыков

4. Визуальная поддержка- использование наглядных материалов

5. Мотивационная направленность- опора на интересы ребенка

2.2. Специфические принципы работы с РАС

- Предсказуемость и структурированность среды

- Четкое определение границ и правил

- Использование специальных коммуникативных систем

- Учет сенсорных особенностей

3. Основные направления психокоррекции

3.1. Развитие социальных навыков

- Формирование зрительного контакта

- Обучение совместному вниманию

- Развитие навыков подражания

- Тренировка социального взаимодействия

3.2. Коррекция коммуникативных нарушений

- Развитие вербальной коммуникации

- Альтернативные системы общения (PECS, жесты)

- Обучение пониманию эмоций

- Формирование диалогической речи

3.3. Коррекция поведения

- Работа со стереотипиями

- Формирование адаптивных форм поведения

- Профилактика агрессивного поведения

- Обучение саморегуляции

3.4. Когнитивное развитие

- Развитие целенаправленной деятельности

- Формирование игровых навыков

- Развитие мышления и воображения

- Подготовка к учебной деятельности

4. Методы и техники психокоррекции

4.1. Поведенческие методы (АВА-терапия)

- Дискретное обучение

- Формирование цепочек поведения

- Метод случайного обучения

- Система поощрений

4.2. Сенсорная интеграция

- Сенсорные диеты

- Упражнения на вестибулярную стимуляцию

- Тактильная стимуляция

- Проприоцептивные упражнения

4.3. Игровая терапия

- Флортайм

- DIR-модель

- Сюжетно-ролевые игры

- Игры с правилами

4.4. Арт-терапевтические методы

- Рисование

- Музыкальная терапия

- Песочная терапия

- Куклотерапия

4.5. Телесно-ориентированные методы

- Кинезиотерапия

- Массаж

- Двигательные упражнения

- Дыхательные техники

5. Организация коррекционного процесса

5.1. Условия эффективной работы

- Специально организованная среда

- Четкий режим и расписание

- Использование визуальных подсказок

- Постоянство требований

5.2. Этапы коррекционной работы

1. Диагностический- оценка уровня развития

2. Адаптационный- установление контакта

3. Основной- формирование целевых навыков

4. Закрепляющий- автоматизация навыков

5. Оценочный- анализ динамики

6. Работа с родителями и педагогами

6.1. Психологическое сопровождение семьи

- Обучение методам взаимодействия

- Психологическая поддержка

- Тренинги родительских навыков

- Создание домашней коррекционной среды

6.2. Подготовка педагогов

- Обучение особенностям работы с РАС

- Разработка адаптированных программ

- Создание инклюзивной среды

- Методическая поддержка

7. Современные подходы и технологии

7.1. Инновационные методы

- Социальные истории

- Видеомоделирование

- Компьютерные обучающие программы

- Робототерапия

7.2. Инклюзивные практики

- Ресурсные классы

- Тьюторское сопровождение

- Адаптация учебных материалов

- Группы социальных навыков

Заключение

Эффективная психокоррекционная работа с детьми с РАС дошкольного и

младшего школьного возраста требует комплексного подхода, сочетающего

различные

методы

и

техники.

Важнейшими

условиями

успешности

коррекции

являются

раннее

начало

работы,

систематичность,

междисциплинарное взаимодействие специалистов и активное включение

семьи

в

коррекционный

процесс.

Современные

подходы

позволяют

значительно

улучшить

адаптационные

возможности

детей

с

РАС

и

способствуют их успешной социализации.

Литература

1. Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи

2. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма

3. Гринспен С. На ты с аутизмом

4. Морозов С.А. Комплексное сопровождение детей с аутизмом

5. Хаустов А.В. Организация образовательной среды для детей с РАС



В раздел образования