Авторы: Алиева Умукусум Магомедовна, Гасанова Загидат Зайнулабидовна
Должность: Студент и К.п.н., доцент
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Населённый пункт: Г. Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: Психокоррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста
Раздел: высшее образование
Психокоррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического
спектра дошкольного и младшего школьного возраста
Введение
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой комплекс
нарушений нейроразвития, характеризующихся качественными изменениями
в социальном взаимодействии, коммуникации и стереотипными формами
поведения. Психокоррекционная работа с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста с РАС требует особого подхода, учитывающего их
специфические потребности и особенности развития.
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС
1.1. Основные признаки РАС у детей
- Нарушения социального взаимодействия
- Трудности вербальной и невербальной коммуникации
- Ограниченные, повторяющиеся интересы и поведение
- Сенсорные особенности восприятия
1.2. Возрастные особенности проявления
Дошкольный возраст:
- Отсутствие или задержка речевого развития
- Трудности установления зрительного контакта
- Отсутствие сюжетно-ролевых игр
- Стереотипные движения
Младший школьный возраст:
- Трудности социальной адаптации
- Проблемы обучения в группе
- Эмоциональная нестабильность
- Ригидность мышления
2. Принципы психокоррекционной работы
2.1. Основополагающие принципы
1. Индивидуализация- учет особенностей каждого ребенка
2. Системность- комплексный подход к коррекции
3. Поэтапность- последовательное введение новых навыков
4. Визуальная поддержка- использование наглядных материалов
5. Мотивационная направленность- опора на интересы ребенка
2.2. Специфические принципы работы с РАС
- Предсказуемость и структурированность среды
- Четкое определение границ и правил
- Использование специальных коммуникативных систем
- Учет сенсорных особенностей
3. Основные направления психокоррекции
3.1. Развитие социальных навыков
- Формирование зрительного контакта
- Обучение совместному вниманию
- Развитие навыков подражания
- Тренировка социального взаимодействия
3.2. Коррекция коммуникативных нарушений
- Развитие вербальной коммуникации
- Альтернативные системы общения (PECS, жесты)
- Обучение пониманию эмоций
- Формирование диалогической речи
3.3. Коррекция поведения
- Работа со стереотипиями
- Формирование адаптивных форм поведения
- Профилактика агрессивного поведения
- Обучение саморегуляции
3.4. Когнитивное развитие
- Развитие целенаправленной деятельности
- Формирование игровых навыков
- Развитие мышления и воображения
- Подготовка к учебной деятельности
4. Методы и техники психокоррекции
4.1. Поведенческие методы (АВА-терапия)
- Дискретное обучение
- Формирование цепочек поведения
- Метод случайного обучения
- Система поощрений
4.2. Сенсорная интеграция
- Сенсорные диеты
- Упражнения на вестибулярную стимуляцию
- Тактильная стимуляция
- Проприоцептивные упражнения
4.3. Игровая терапия
- Флортайм
- DIR-модель
- Сюжетно-ролевые игры
- Игры с правилами
4.4. Арт-терапевтические методы
- Рисование
- Музыкальная терапия
- Песочная терапия
- Куклотерапия
4.5. Телесно-ориентированные методы
- Кинезиотерапия
- Массаж
- Двигательные упражнения
- Дыхательные техники
5. Организация коррекционного процесса
5.1. Условия эффективной работы
- Специально организованная среда
- Четкий режим и расписание
- Использование визуальных подсказок
- Постоянство требований
5.2. Этапы коррекционной работы
1. Диагностический- оценка уровня развития
2. Адаптационный- установление контакта
3. Основной- формирование целевых навыков
4. Закрепляющий- автоматизация навыков
5. Оценочный- анализ динамики
6. Работа с родителями и педагогами
6.1. Психологическое сопровождение семьи
- Обучение методам взаимодействия
- Психологическая поддержка
- Тренинги родительских навыков
- Создание домашней коррекционной среды
6.2. Подготовка педагогов
- Обучение особенностям работы с РАС
- Разработка адаптированных программ
- Создание инклюзивной среды
- Методическая поддержка
7. Современные подходы и технологии
7.1. Инновационные методы
- Социальные истории
- Видеомоделирование
- Компьютерные обучающие программы
- Робототерапия
7.2. Инклюзивные практики
- Ресурсные классы
- Тьюторское сопровождение
- Адаптация учебных материалов
- Группы социальных навыков
Заключение
Эффективная психокоррекционная работа с детьми с РАС дошкольного и
младшего школьного возраста требует комплексного подхода, сочетающего
различные
методы
и
техники.
Важнейшими
условиями
успешности
коррекции
являются
раннее
начало
работы,
систематичность,
междисциплинарное взаимодействие специалистов и активное включение
семьи
в
коррекционный
процесс.
Современные
подходы
позволяют
значительно
улучшить
адаптационные
возможности
детей
с
РАС
и
способствуют их успешной социализации.
Литература
1. Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи
2. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма
3. Гринспен С. На ты с аутизмом
4. Морозов С.А. Комплексное сопровождение детей с аутизмом
5. Хаустов А.В. Организация образовательной среды для детей с РАС