Автор: Лукконен Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 16 "Дубок"
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Речевая готовность дошкольника к школе
Раздел: дошкольное образование
«Речевая готовность детей к школе»
Консультация для родителей
Ваш ребенок готовится стать школьником.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному
общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не
испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг
связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,
вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный
статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению
ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть
правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать,
дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых
отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным
проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно
употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и
смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от
существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Также к началу обучения в школе дети должны уметь:
-строить сложные предложения разных видов;
-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
-находить слова с определенным звуком;
-определять место звука в слове;
-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на
слова;
-членить слова на слоги (части) ;
-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и.
т. п.
-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших
литературных текстов;
-драматизировать небольшие произведения;
-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;
-иметь представления о сезонных явлениях природы;
-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди
неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и
чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из
причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения
чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов
произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие
дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.
Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок,
связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих
практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении
грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны
разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда
сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают.
Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком
школьной программы.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов
приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное
сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить
трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной
школе.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к
школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию
детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть
четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать
накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным
речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки
исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из
детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало
огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в
тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в
праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за
неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не
дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом
очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и
чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых,
у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе
повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе воспитателя, учителя-логопеда,
педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся
преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по
русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной
деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих
возможностях.
Желаю успехов!