Напоминание

Речевая готовность дошкольника к школе


Автор: Лукконен Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 16 "Дубок"
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Речевая готовность дошкольника к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Речевая готовность детей к школе»

Консультация для родителей

Ваш ребенок готовится стать школьником.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному

общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не

испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг

связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,

вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный

статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению

ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть

правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать,

дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых

отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным

проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно

употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и

смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от

существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться

развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове;

-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на

слова;

-членить слова на слоги (части) ;

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и.

т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших

литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди

неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и

чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из

причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения

чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов

произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие

дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.

Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок,

связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих

практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении

грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны

разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда

сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают.

Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком

школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов

приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное

сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить

трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной

школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к

школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию

детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть

четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать

накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным

речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки

исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из

детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало

огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в

тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в

праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за

неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не

дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом

очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и

чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых,

у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе

повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе воспитателя, учителя-логопеда,

педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся

преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по

русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной

деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих

возможностях.

Желаю успехов!



В раздел образования