Автор: Марина Татьяна Владимировна
Должность: учитель труда (технологии)
Учебное заведение: МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
Населённый пункт: г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский
Наименование материала: доклад
Тема: Система подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по труду (технологии)
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»
муниципального образования город Ноябрьск
Доклад
Система подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по
труду (технологии)
Подготовил: Марина Т.В.,
учитель труда (технологии)
2024-2025 учебный год
0
Одним из направлений развития общего образования, предлагаемых в
национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является
создание системы поиска и поддержки одаренных детей.
Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одаренными
школьниками.
В системе подготовки учащихся к олимпиадам можно выделить два
подхода:
поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для
решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны
задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый
способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных
учебников)
и
поощрение
интереса
к
изучению
внепрограммного
материала;
индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное
выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник
может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки,
дать ссылку в сети Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и
развитии личности участника олимпиады, а также формирование у
подопечного методологических знаний.
При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и
поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий
поиск является самой эффективной формой подготовки учащихся к
олимпиаде.
Что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?
Во-первых,
желание
учителя
этим
заниматься.
Нельзя
добиться
результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.
1
Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными
науками
школьников.
А такие дети есть! Система подготовки включает несколько этапов:
Диагностический
-
работа
по
подготовке
учащихся
к
олимпиаде
начинается
с
выявления
наиболее
подготовленных,
одаренных
и
заинтересованных школьников. Основной формой организации учебного
процесса в школах остается урок. В обычные контрольные или
проверочные работы вносятся задания олимпиадного уровня, что и
позволяет выявить учащихся с нестандартным мышлением.
Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию
одаренных учащихся, различные формы работы, такие как предметные
недели, кружки, проектная деятельность учащихся.
Планирование -
ключевым аспектом подготовки является наглядное
планирование учебного процесса. Разработка четкого плана занятий,
который будет включать в себя как теоретические, так и практические
задачи, позволит создать систему непрерывного обучения. Важно, чтобы
задания были разнообразными, с различными уровнями сложности, что
даст возможность каждому учащемуся найти для себя подходящие
внутренние вызовы. Доброжелательное, поддерживающее окружение на
занятиях помогает ребятам не бояться ошибок, а воспринимать их как
возможность для роста.
Практический
-
это активная работа над развитием навыков, необходимых
для успешного выполнения заданий олимпиады. Учителю следует уделять
внимание различным проектам, позволяющим применять теоретические
знания на практике. Например, создание мини-проектов, которые требуют
инженерного мышления, креативности и предпринимательских навыков,
дают возможность учащимся не только применять знания, но и выявлять
свои сильные стороны. Работа в группах или парах позволяет ученикам
2
обмениваться мнениями, что расшатывает "одиночную" позицию и
способствует развитию социального интеллекта.
Что касается теоретических знаний, следует формировать у учащихся
навыки работы с литературой и современными источниками информации.
Организация
исследовательских
работ
позволяет
выработать
умения
самостоятельно анализировать материал, работать с информацией, что
необходимо не только для Олимпиады, но и для будущей профессиональной
деятельности. Уроки могут быть дополнены элементами критического
мышления, чтобы ученики научились не только принимать информацию на
веру, но и ставить вопросы, анализировать и делать выводы.
Тактика подготовки должна учитывать индивидуальные особенности
каждого ученика. Некоторые учащиеся могут нуждаться в дополнительной
помощи при освоении какой-либо темы, в то время как другим может быть
интересно углублённое изучение более сложных вопросов. Индивидуальные
занятия, дополнительные консультации, а также использование онлайн-
ресурсов могут стать эффективным инструментом для поддержания этих
интересов.
Важной частью подготовки становится и взаимодействие с родителями.
Сообщение им информации о целях и задачах подготовки к олимпиаде,
обмен опытом, предоставление рекомендаций по созданию поддерживающей
атмосферы
дома
будет
способствовать
общему
успеху.
Организация
родительских собраний, на которых обсуждаются успехи детей, планы на
будущее, укрепит связь между учителем и родителями, создавая общую
платформу для совместной работы.
К организации практических туров следует подойти с особым
вниманием. Желательно заранее создать варианты задач, которые будут
наиболее типичны для олимпиады, и тренировать ребят в их выполнении.
Практические занятия могут быть проведены на базе учебных мастерских,
где школьники смогут на практике повторить основные этапы работы. Важно
также обучить детей, как правильно представлять свои работы, оформлять их
3
и защищать, поскольку успешная защита проекта — это не только результат,
но и важный навык, который пригодится в будущем.
Важно осознавать, что участие в олимпиаде — это не только про
победы и призовые места, но и про личностный рост. Командный дух,
взаимодействие, нахождение общего языка в коллективе, умение работать в
условиях ограниченного времени — это все аспекты, которые могут
существенно повлиять на жизнь учащихся в дальнейшем. Поэтому стоит
уделять внимание не только подготовке к заданиям, но и общей атмосфере,
создавая условия для комфортной и продуктивной работы.
В заключение можно отметить, что скоординированный подход к
подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по труду
(технологии) должен включать в себя многоуровневую систему ожиданий,
межличностное взаимодействие и индивидуальный подход к каждому
участнику.
Создание
мотивирующей
среды,
поддержка
в
обучении,
вовлечение родителей и социума способны положительно сказаться на
итогах и подготовить учащихся не только к олимпиаде, но и к будущему в
целом.
4