Напоминание

Система подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по труду (технологии)


Автор: Марина Татьяна Владимировна
Должность: учитель труда (технологии)
Учебное заведение: МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
Населённый пункт: г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский
Наименование материала: доклад
Тема: Система подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по труду (технологии)
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»

муниципального образования город Ноябрьск

Доклад

Система подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по

труду (технологии)

Подготовил: Марина Т.В.,

учитель труда (технологии)

2024-2025 учебный год

0

Одним из направлений развития общего образования, предлагаемых в

национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является

создание системы поиска и поддержки одаренных детей.

Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одаренными

школьниками.

В системе подготовки учащихся к олимпиадам можно выделить два

подхода:

поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для

решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны

задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый

способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных

учебников)

и

поощрение

интереса

к

изучению

внепрограммного

материала;

индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное

выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник

может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки,

дать ссылку в сети Интернет и т.д.), помощь в самоопределении и

развитии личности участника олимпиады, а также формирование у

подопечного методологических знаний.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и

поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий

поиск является самой эффективной формой подготовки учащихся к

олимпиаде.

Что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?

Во-первых,

желание

учителя

этим

заниматься.

Нельзя

добиться

результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.

1

Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными

науками

школьников.

А такие дети есть! Система подготовки включает несколько этапов:

Диагностический

-

работа

по

подготовке

учащихся

к

олимпиаде

начинается

с

выявления

наиболее

подготовленных,

одаренных

и

заинтересованных школьников. Основной формой организации учебного

процесса в школах остается урок. В обычные контрольные или

проверочные работы вносятся задания олимпиадного уровня, что и

позволяет выявить учащихся с нестандартным мышлением.

Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию

одаренных учащихся, различные формы работы, такие как предметные

недели, кружки, проектная деятельность учащихся.

Планирование -

ключевым аспектом подготовки является наглядное

планирование учебного процесса. Разработка четкого плана занятий,

который будет включать в себя как теоретические, так и практические

задачи, позволит создать систему непрерывного обучения. Важно, чтобы

задания были разнообразными, с различными уровнями сложности, что

даст возможность каждому учащемуся найти для себя подходящие

внутренние вызовы. Доброжелательное, поддерживающее окружение на

занятиях помогает ребятам не бояться ошибок, а воспринимать их как

возможность для роста.

Практический

-

это активная работа над развитием навыков, необходимых

для успешного выполнения заданий олимпиады. Учителю следует уделять

внимание различным проектам, позволяющим применять теоретические

знания на практике. Например, создание мини-проектов, которые требуют

инженерного мышления, креативности и предпринимательских навыков,

дают возможность учащимся не только применять знания, но и выявлять

свои сильные стороны. Работа в группах или парах позволяет ученикам

2

обмениваться мнениями, что расшатывает "одиночную" позицию и

способствует развитию социального интеллекта.

Что касается теоретических знаний, следует формировать у учащихся

навыки работы с литературой и современными источниками информации.

Организация

исследовательских

работ

позволяет

выработать

умения

самостоятельно анализировать материал, работать с информацией, что

необходимо не только для Олимпиады, но и для будущей профессиональной

деятельности. Уроки могут быть дополнены элементами критического

мышления, чтобы ученики научились не только принимать информацию на

веру, но и ставить вопросы, анализировать и делать выводы.

Тактика подготовки должна учитывать индивидуальные особенности

каждого ученика. Некоторые учащиеся могут нуждаться в дополнительной

помощи при освоении какой-либо темы, в то время как другим может быть

интересно углублённое изучение более сложных вопросов. Индивидуальные

занятия, дополнительные консультации, а также использование онлайн-

ресурсов могут стать эффективным инструментом для поддержания этих

интересов.

Важной частью подготовки становится и взаимодействие с родителями.

Сообщение им информации о целях и задачах подготовки к олимпиаде,

обмен опытом, предоставление рекомендаций по созданию поддерживающей

атмосферы

дома

будет

способствовать

общему

успеху.

Организация

родительских собраний, на которых обсуждаются успехи детей, планы на

будущее, укрепит связь между учителем и родителями, создавая общую

платформу для совместной работы.

К организации практических туров следует подойти с особым

вниманием. Желательно заранее создать варианты задач, которые будут

наиболее типичны для олимпиады, и тренировать ребят в их выполнении.

Практические занятия могут быть проведены на базе учебных мастерских,

где школьники смогут на практике повторить основные этапы работы. Важно

также обучить детей, как правильно представлять свои работы, оформлять их

3

и защищать, поскольку успешная защита проекта — это не только результат,

но и важный навык, который пригодится в будущем.

Важно осознавать, что участие в олимпиаде — это не только про

победы и призовые места, но и про личностный рост. Командный дух,

взаимодействие, нахождение общего языка в коллективе, умение работать в

условиях ограниченного времени — это все аспекты, которые могут

существенно повлиять на жизнь учащихся в дальнейшем. Поэтому стоит

уделять внимание не только подготовке к заданиям, но и общей атмосфере,

создавая условия для комфортной и продуктивной работы.

В заключение можно отметить, что скоординированный подход к

подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по труду

(технологии) должен включать в себя многоуровневую систему ожиданий,

межличностное взаимодействие и индивидуальный подход к каждому

участнику.

Создание

мотивирующей

среды,

поддержка

в

обучении,

вовлечение родителей и социума способны положительно сказаться на

итогах и подготовить учащихся не только к олимпиаде, но и к будущему в

целом.

4



В раздел образования