Напоминание

"Гармоничное развитие ребенка через ниточный дизайн"


Автор: Емшанова Светлана Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО "ЦДТ"
Населённый пункт: пгт Санчурск Кировской обл.
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Гармоничное развитие ребенка через ниточный дизайн"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Гармоничное развитие ребенка через

ниточный дизайн»

Педагог дополнительного образования Емшанова Светлана Николаевна.

Прекрасное не может быть познано,

Его необходимо чувствовать или создавать.

И.В. Гете

Во все времена, сегодняшнее не исключение, большую роль в развитии

цивилизации играли творческие люди. Люди, умеющие фантазировать и

воплощать свои фантазии в реальность, всегда востребованы в обществе.

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Педагогическая

мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы

возникновения детского творчества. Именно поэтому, для развития

творческих способностей детей я организовала в ДОУ кружок по обучению

технике изонити «Рукодельница»

Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании

художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта

техника может быть использована с детьми, начиная с дошкольного возраста.

Я разработала программу по дополнительному образованию по технике

изонити для дошкольников. Программа направлена на использование новых

технологий по развитию творческих способностей у детей. Она включает в

себя обучение индивидуальных и коллективных работ.

Именно на занятии по технике изонити – у детей развивается

любознательность к различным сферам бытия, миру людей, природы,

предметному миру. Занятия позволяют детям удовлетворить свои

познавательные интересы и приобрести умения, осуществляя свою

продуктивную деятельность.

У детей, занимающихся по данной программе, хорошо развита мелкая

моторика пальцев рук, сенсорное восприятие, глазомер, память, внимание,

логическое мышление, воображение, волевые качества (усидчивость,

терпение, умение доводить работу до конца), художественные способности и

эстетический вкус.

Чтобы дети научились технике вышивания, поставила перед собой цель:

художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения

элементарными приемами техники изонити, как художественного способа

вышивания на картоне, самореализация детей в своем творчестве.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

познакомить детей с новым художественным видом деятельности;

обучать детей технике работы с изонитью;

знакомить с основными понятиями и закрепить их в технике вышивания;

научить детей владеть инструментами: иглой, нитью, шилом,

трафаретами, простым и цветными карандашами;

развивать у детей внимание, память, абстрактное мышление;

развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, координацию движения рук под

контролем глаз;

развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности

детей;

воспитывать интерес к искусству «изонити»;

формировать и совершенствовать трудовые навыки детей;

совершенствовать объяснительную и доказательную речь детей.

Работу веду в кружке 2 раз в неделю. Длительность занятия 35 - 45 минут.

Разработала цикл занятий, который разделила на 2 раздела:

углы;

окружности.

Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем

окружности, поэтому - начинаю занятия именно с изображений углов.

Сначала учу детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех

отдельных углов. Постепенно, когда навык выполнения углов становится

устойчивым, усложняю задания. Дети знакомятся с двумя смежными углами,

тремя и четырьмя углами, имеющими одну общую вершину, осваивают

выполнение этих углов в технике изонити. При этом расстояние между

отверстиями на сторонах углов уменьшается до 0,5 см.

Дети должны хорошо усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонити,

что количество отверстий на обеих сторонах углов, должно быть

одинаковым, откуда бы ни начинался отсчет.

На первом этапе постепенно подвожу детей к умению самостоятельно

рассматривать и анализировать образец. Это очень важно, для развития

творческого мышления ребенка.

После того, как дети научились самостоятельно и безошибочно заполнять

углы геометрических фигур пересечением и переплетением ниточного

дизайна на цветном картоне, перехожу ко второму разделу – окружности.

Техника вышивания по кругу предлагает сначала знакомить детей с

самыми простейшими изделиями это: «Мячи большие, маленькие»,

«Снежные комочки», «Воздушные шары» - круглой, овальной формы,

«Солнышко лучистое» и т.д. Далее идет усложнение в работе: объединение

отдельных частей геометрических фигур (острого, прямого, тупого угла и

окружности - в общую композицию). «Морковка», «Грибы», «Подсолнух»,

«Мышонок». Также создаем сюжетные композиции: «Бравые солдаты»,

«Цыплята в траве», «Паруса, кораблики в море», сюжеты по сказкам: «Лис и

мышонок», «Заюшкина избушка», «Фрукты в вазе»

Учу детей различать лицевую, изнаночную сторону изделия, чем они

отличаются. Знакомлю их с хордой и ее длиной, направлением.

На занятиях широко применяю игровые приемы, сюжетные моменты,

загадки, этюды и т.д.. В процессе обучения использую методы:

словесный (это художественное слово, рассказ, беседа);

наглядный (показ образца, показ выполнения рисунка ниточного дизайна);

практический (вышивание работ по схеме-образцу).

Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их

характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и

умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих

работ детьми и педагогом, помогает ребенку видеть мир не только со своей

собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и

понимать интересы другого человека.

Благодаря целенаправленному систематическому планированию занятий и

продуктивной творческой деятельности к концу года дети умеют:

самостоятельно наносить одинаковое количество отверстий по обеим

сторонам данного изделия по шаблону, на глаз;

вышивать изделия острого, прямого, тупого угла;

работать с необходимыми инструментами в процессе продуктивной

деятельности;

выполнять узелок, заполнять закрепку, подобрать необходимый тон

цветной нити для данного вида труда;

знают и умеют выполнять ажурный рисунок ниточного дизайна угла и

окружности (объединяя части в общую композицию);

выполнить сюжетные композиции по разным сказкам;

свободно общаться в группе, осуществляют взаимоподдержку,

взаимопомощь.

Диагностика результатов освоения программы на конец учебного года

показала, что 80% детей усвоили программный материал с высоким

уровнем, а 20% - со средним. При этом оценивались следующие умения

детей:

I полугодие - умение сделать изделие, следя за показом педагога, слушая

устные пояснения.

II полугодие - умение сделать несложные и сложные изделия

самостоятельно по схеме – образцу.

Высокий уровень: ребенок выполняет работу самостоятельно; изделие

отличается ярко выраженной индивидуальностью.

Средний уровень: ребенок делает работу с помощью взрослого; изделие

соответствует общему уровню группы.

Низкий уровень: ребенок не может выполнить работу сам; изделие

выполнено на недостаточном уровне.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что занятия в кружке

«Рукодельница» положительно влияют на развитие творческих

способностей у детей старшего дошкольного возраста и мотивацию в

достижении успеха



В раздел образования