Напоминание

Развитие речи детей через театрализованную деятельность


Автор: Нечаева Анна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУДСОРВ Теремок
Населённый пункт: город Орлов, Кировская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Развитие речи детей через театрализованную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку

малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с

другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и

убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором

мы живем.

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых

важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в

современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и

обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и

теоретические основания утверждать, что не только

интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера,

эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от

речи».

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита

монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни,

не могут пересказать литературные произведения. Так как большую часть

времени дети проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые

отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая,

используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги,

которые прочитываются не обсуждаются. Бедная речь ведет детей к

агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет

сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения и

выразительности речи.

Поэтому, за основу своего опыта я выбрала

театрализованную деятельность способствующую развитию речи детей.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения,

перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает

черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда

торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают

трудности и наступает счастливая развязка.

Особый интерес дети проявляют к сказкам. Язык сказок отличается

большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных

выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают

ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас.

Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств,

формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его

раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и

совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи,

звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие

в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный

интерес, увлекает их.

Театрализованная деятельность - это один из эффективных способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь.

Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и

последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры,

мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Все выше

изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта

работы «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

Период дошкольного детства считается фундаментом для

дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе

во многом зависит от уровня овладениями речью. Целенаправленное

формирование речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с

детьми. Развитие речи детей в детском саду осуществляется как в процессе

разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных

моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе

организованной педагогом деятельности детей.

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления

общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение

общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое,

по - своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе

дошкольное детство.

Проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за

самостоятельной деятельностью детей и индивидуальные беседы я поняла,

что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою

мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной

речи, выразительной речи, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла

к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и

приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию

речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со

сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему,

чтобы направить развитие речи в нужное русло. Поэтому я пришла к выводу,

что более продуктивным видом деятельности для

коммуникативного развития является театрализация.

Посредством театрализации у детей совершенствуется речь.

Продолжается знакомство с художественной литературой, улучшается

грамматический строй речи. Совершенствуется диалогическая (ответы на

вопросы, беседы) и монологическая (словесное творчество) речь. Дети

активно могут использовать средства художественной выразительности

языка и его грамматических средств.

Со стороны родителей поддерживается интерес детей к театрализованной

деятельности. Активное участие в детских спектаклях. Помогают

разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. Отмечаются

достижения и определяются пути дальнейшего совершенствования

коммуникативных навыков дошкольников.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных

учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей -

длительная работа, которая требует участия родителей. Участие родителей в

качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций,

костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей

способствует интеллектуальному, эмоциональному и

эстетическому развитию детей.

Описание работы

Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной,

заключительный.

1 этап-подготовительный.

На первом подготовительном этапе своей работы, я проанализировала

базовую программу детского сада, изучила методический материал,

особенности организации предметно – развивающей среды группы.

Поскольку среда является одним из основных средств развития личности

ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, она

должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность

детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка,

своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании

предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную

деятельность детей, я учитывала:

• Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

• Особенности его эмоционально-личностного развития;

• Интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• Любознательность, исследовательский интерес и творческие

способности;

• Возрастные и поло-ролевые особенности.

Необходимость театральной деятельности в жизни и развитии ребенка

видна даже в домашней обстановке, когда ребенок, играя, пытается

подражать родителям или любимого героя из мультфильмов или сказок. Для

воссоздания этого персонажа он пытается изменить себя внешне: например

надев на себя костюм. В детском саду для воссоздания любого персонажа из

сказок дети могут использовать не только костюмы, но и игрушки или

специальные приспособления, используемые в театральной деятельности.

Сюжеты театральных представлений берутся для дошкольников не только

сказочные, но из окружающей жизни, природного мира такого понятного,

доступного ребёнку с самого раннего возраста. Содержание обогащает

малышей реальными значениями о жизни знакомых персонажей, знакомит с

новыми.

Театр имеет большое значение для развития речи детей. Поэтому во время

спектакля могут выделять отдельные моменты постановки, подчёркивая

какие-нибудь слова и фразы, сделать добавочную паузу, замедлить или

ускорить подачу текста, попросить детей то или иное слово.

Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остаётся в памяти

у детей. Дети делятся своими впечатлениями с товарищами, рассказывают

родителям о театре. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию

речи, умению выражать свои чувства.

В театрализованной деятельности дети, которые закомплексованы,

плохо развита речь, стесняются, выбирают сами себе героев, а за ширмой

преодолевают себя.

Благодаря театрализованной деятельности у детей происходит правильное

закрепление произношение всех звуков, как гласных, так и согласных,

совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний.

В театре дети учатся видеть качество своей работы, передают голосом

различные состояния: страх, жадность, удивление, ласку, идёт

поиск средств выразительности интонации, мимики, жестов.

Исходя из этого, я в группе обновила уголок театрализации, дополнила

его разными видами театра, изготовила ширмы (настольную, напольную,

вешало для костюмов, наполнила среду декорациями.

Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно

– игровых действий, формирование речи. Оформила картотеки пальчиковой,

артикуляционной и дыхательной гимнастик, театрализованные игр, этюды.

Изучив мнение родителей (через анкетирование, пришла к выводу, что

многие не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со

временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.

Пригласив родителей на консультацию с учителем – логопедом, мы убедили

их в необходимости развивать коммуникативные навыки детей.

Старалась привлечь родителей.

Был проведен конкур для родителей совместно с детьми «Моя любимая

сказка». Родители совместно с детьми сделали любимую сказку детей.

Так же дети совместно с родителями показали импровизацию сказки

«Теремок».

В организации театрализованных игр я широко использовала

практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации

(служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера,

упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки

и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы,

разучивание произведений устного народного творчества.

При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят

усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние

люди (воспитатели, родители). Большое значение имеет также

использование разнообразных технических средств. Это видео и аудио

записи.

В соответствии с требованиями к проведению театрализованных игр, я

строила их так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый

ранее опыт и знания ребят.

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка,

которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в

повседневной жизни я часто использую сказки для воспитания детей.

Моя цель реализовалась, так как у детей улучшилась речь. В совместной

деятельности я систематически проводила театрализованную деятельность.

Использовала разнообразные виды театра. Создавала условия для

самостоятельной игры детей.

Театрализованные игры способствовали развитию коммуникативных

навыков детей. В них с помощью таких выразительных средств, как

интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Благодаря театрализации, у детей развивается эмоциональная сфера,

расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и

в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит

в себе огромные возможности для общего развития детей их социализации.

В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я увидела

положительные изменения не только в речевом развитии детей, но и

социально – коммуникативном. Дети стали гораздо общительными,

раскрепощёнными, уверенными.

Работа по теме «Развитие речи детей через театрализованную

деятельность дошкольников» проходила в тесном сотрудничестве с

родителями. Использовались различные формы работы. Широко

использовалась наглядная информация для родителей. Также большую

помощь оказывали родители в подготовке театрализованных представлений,

сами активно участвовали в показе сказок, активно участвовали в

оформлении зоны театрализованных игр, изготавливали сказки своими

руками.

Для ознакомления педагогов с театрализованной деятельности в нашем

детском саду я провела консультацию «Волшебный мир театра» ,

участвовала в семинаре – практикуме «Создание

обогащённой среды способствующей художественно – эстетическому

воспитанию детей», в педагогическом совете «Особенности художественно

– эстетического воспитания в ДОУ».

III этап – обобщающий (заключительный)

Заключение:

Дети в группе в свободное время самостоятельно разыгрывают любимые

сказки, сочиняют истории от первого лица, а также сказки -

придумки. Театральная деятельность предоставляет детям возможность не

только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но

жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, способствует

раскрепощению детей, сближает их в совместной

деятельности, развивает коммуникативные навыки.

Через театрализованную игру дети освоили :

Невербальные средства общения (жесты, мимику, движения)

Речь детей стала более связной, выразительной, обогатился словарный

запас, уровень коммуникативных способностей стал выше по сравнению с

началом года

Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других.

У детей появился интерес к театру как к виду искусства.



В раздел образования