Автор: Сотникова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Кочетовский центр помощи детям
Населённый пункт: ст. Кочетовская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Совместная деятельность педагога с детьми
Раздел: дополнительное образование
Совместная деятельность педагога с детьми.
Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель
организации
образовательного
процесса
детей
дошкольного
возраста; деятельность двух
и
более
участников
образовательного
процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на
одном пространстве и в одно и то же время отличается наличием
партнёрской (равноправной) позиции
взрослого
и
партнерской
формой
организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в
процессе образовательной деятельности).
ФОРМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ
индивидуальная
подгрупповая
фронтальная
ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
•
Непосредственно
образовательная деятельность,
реализуемая
в
ходе совместной деятельности взрослого и детей.
• Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе
режимных моментов и направленная на решение образовательных задач.
ТИПЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
игровая
коммуникативная
двигательная
познавательно-исследовательская
продуктивная
Схема
развития
любого
вида деятельности
такова: деятельность сначала осуществляется в совместной деятельности
со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и,
наконец,
становится
самостоятельной деятельностью
ребёнка-
дошкольника.
Характеристики совместной партнерской деятельности взрослого с
детьми:
–
добровольное
присоединение
детей
к деятельности (без
психологического и дисциплинарного принуждения);
– открытый временной промежуток (каждый работает в своём темпе);
– свободное общение и перемещение детей;
– педагогическая поддержка.
С
учетом
вышеназванных
сущностных
признаков
организация совместной деятельности должна распространяться как на
проводимые
режимные
моменты,
так
и
на
всю
непосредственно-
образовательную деятельность.
Достичь дисциплины, действуя в рамках совместной деятельности
педагогу придётся не формальным авторитетом взрослого человека, а через
создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и
значимой для ребёнка тематики образовательного процесса.
Приведём пример организации совместной деятельности в ДОУ.
«Вечер загадок» (старший дошкольный возраст).
Педагог загадывает детям загадки о сказочных героях. После каждой
правильной отгадки картинка с изображением данного героя крепится на
мольберт, проводится игра-беседа «Расскажи о сказочном герое» («Кто
это?», «Что он делает?»). Далее ребята делают несложные поделки по
принципу «оригами» или рисуют портрет сказочного героя. Проводится
викторина «В
гостях
у
сказки» (задаются вопросы:
«Почему
в
сказке «Рукавичка» медведь не впал в спячку?» и т. п.) Отдельные задания
требуют самостоятельно проанализировать ситуацию и прокомментировать
результат.
Планируя совместную
деятельность,
необходимо
определить
её
структуру. Например, для старших дошкольников структура будет такой:
1. Постановка педагогом задачи и принятие и её всеми участниками.
2. Анализ задачи, детьми осуществляется выдвижение и выбор способов
решения задачи.
3. Обсуждение и оценка результатов совместной деятельности.
Планирование совместной
и
самостоятельной
деятельности
осуществляется
Процесс совместной
деятельности включает
в
себя
игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию или задачу.
Совместная
деятельность планируется
и
прослеживается
в
следующих формах:
• Целевая прогулка;
• Наблюдение;
• Обследование;
• Экспериментирование;
• Творческая деятельность.
В настоящее время актуальной является реализация в совместной
деятельности детей, педагогов и родителей различных проектов, в которых
родители должны быть активными участниками образовательного процесса,
а не просто сторонними наблюдателями.
Итак, совместная
деятельность
педагога и
детей
–
одна
из
перспективных
форм
развивающего
обучения.
Образовательные
ситуации совместного
взаимодействия
педагога и
детей
становятся
ситуациями
соразвития
и
сореализации
взрослого
и
ребёнка
в
образовательном пространстве детского сада.