Автор: Колясникова Мария Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №182"
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОКУЗНЕЦК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование трудовых умений в разных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе в младшей группе. Картотека игр.
Раздел: дошкольное образование
Формирование трудовых умений в разных видах труда:
самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе
в младшей группе.
Картотека игр.
Самообслуживание
Игровая ситуация «Научим куклу мыть руки»
Цель: закреплять
знания
о предметах личной гигиены для
мытья
и
умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к
опрятности.
Оборудование: различные предметы
и предметы личной гигиены для
мытья
и
умывания, куклы.
Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик
с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня
собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на
платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит:
«Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать?
(Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе
руки».
Д/и «Правила гигиены»
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка
зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при
помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они
умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения
данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он
делает, а дети отгадывают.
Упражнение «Мыльные перчатки»
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до
образования пузырей.
Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход игры: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а
сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно
объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования
белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам
круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них
получились модные «белые перчатки». В работе целесообразно использовать
различные стихи и потешки.
Например:
«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Умывается сама (имя ребенка)»
Игровая ситуация «Сделаем куклам разные прически»
Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для
этого предметов, формировать понятие «опрятный» внешний вид.
Оборудование: куклы, расчёски, заколки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.
Д/и « Подбери пару»
Цели: соотносить
предметы
на
картинках
с
действиями;
закреплять
навыки
самообслуживания; развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, мыло, шкаф для игрушек;
сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.
Ход игры: дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и
подбирают пары, объясняют свой выбор.
Д/и « Что сначала, что потом»
Цели: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь
вспомогательным средством; учить составлять небольшие рассказы.
Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом,
разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ.
Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается
полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.
Игровая ситуация «Таня простудилась»
Цель: способствовать
формированию
навыка
пользования
носовым
платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать
рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться
Оборудование: носовой платок
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с
малышами:
– Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.
Д/и «Правила гигиены»
Цель: уточнить
представления
детей о навыках гигиены, формировать
навыки
здорового образа жизни
Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы.
Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего
приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и
мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов,
причёсывание, купание.
Упражнение «Выверни колготки»
Цель: учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность,
бережное отношение к вещам.
Упражнение «Наши вещи ложатся спать»
Цель: учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное
отношение к вещам.
Обучающая ситуация «Почистим зубки»
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом
обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их
чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает,
как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
«Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты
щечка? Будет чистенькая дочка!»
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая
чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и
ребенка.
Упражнение «Мы заправим наши майки»
Цель: учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за
своим внешним видом.
Упражнение «Все мы делаем по порядку»
Цель: учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.
Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу
соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о
здоровье.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей
одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому
варианту обуви, одежды – правый.
Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки,
варежки, кукла Маша.
Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала
свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок
нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.».
Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви.
Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать
левый. При этом дается инструкция: «Найди пару».
Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»
Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и
девочек, последовательно одевать куклу.
Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол
девочки и мальчика.
Ход игры.
Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться,
они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им
разобраться, где, чьи вещи».
Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети
выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю.
Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания.
Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.
Хозяйственно-бытовой труд
Игровая ситуация «Накроем стол для кукол»
Цель: учить
детей
сервировать
стол,
называть
предметы,
необходимые
для
сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков,
приглашение к столу, поведение за столом).
Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её,
называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к
ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол
(используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы
деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с
цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а
рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах,
инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши:
– Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
– Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит
дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла
хочет варить кашу.) Как называется каша?
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых
необходимы соответствующие предметы.
Игровая ситуация «Вымоем посуду»
Цель: формировать у ребенка желание мыть посуду.
Оборудование: кукла, посуда (тарелки), подносы, губка, два тазика.
Ход игры: взрослый привлекает внимание детей к кукле, которая сидит за накрытым
столом, показывает стол с грязной посудой, просит детей помочь кукле вымыть
посуду.
Дети
складывают
грязную
посуду
на
один
поднос.
Воспитатель
демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой
губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки
на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель: расширять представления детей о трудовых действиях.
Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга
выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова:
Мы с тобой трудиться будем,
Порученье не забудем.
Не зевай, выполняй
И за мною повторяй!
Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по
возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь,
пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова,
трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и
угадывают его.
Игра «Убери со стола»
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать
крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает
детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: «Мы кладем
на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д.». Затем показывает, как сметать крошки со
стола, комментирует свои действия: «Крошки со стола сметем и совочком уберем!»
Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
Проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Коли»
Цель: воспитывать привычку убирать за собой игрушки, воспитывать бережное
отношение к ним.
Содержание игры: заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но
ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему
стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот
если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли
слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил
аккуратно.
Игровая ситуация «Купаем кукол»
Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за
куклами.
Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на грязную куклу. Просит помочь
ее вымыть.
Трудовые поручения «Расставлять игрушки, книжки»
«Раскладывать на столах материал к занятиям»
Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно
поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к
занятиям.
Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики»
Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание
доводить начатое дело до конца.
Ход: Стук в дверь, приходит зайка. Приветствует детей: «Здравствуйте, ребята!» Он
входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас пыльные
стульчики, давайте поможем няне их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите,
как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы
напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: - «А сейчас
снимайте фартуки и вымойте руки».
Обучающая ситуация «Стирка кукольной одежды»
Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки:
учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые
принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться
мылом.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязной одежде, просит
помочь ей постирать ее. Спрашивает: «Помогали ли маме стирать?», «Что нужно для
стирки?», «С чего нужно начать стирку?»
Организация труда в природе в младшей группе
В групповом помещении
1.
Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями. Работа в
уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений
воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на
место и т. п.
2.
Рассматривание алгоритма «Уход за комнатными растениями».
3.
Чтение детям экологической сказки «Зеленый друг».
4.
Игровая
ситуация
«Покажем
Незнайке,
как
ухаживать
за
растениями».
Воспитатель обращает внимание детей на Незнайку, говорит, что у него тоже
очень много растений, но они почему- то пыльные и грустные. Покажем
Незнайке, как ухаживать за растениями. Воспитатель напоминает правила ухода
за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал.
Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом,
беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения.
5.
Труд в уголке природы: полив растений.
6.
Труд: посадка лука в уголке природы. В гости к детям приходит дед из сказки
«Репка» и просит помочь ему вырастить лук.
7.
Труд: помыть листья растений.
8.
Наблюдение – опыт «С водой и без воды».
9.
Наблюдение за рассаживанием цветка.
На участке
1.
Уборка овощей на огороде (помощь взрослых).
2.
Наблюдение за сбором крупных семян цветов.
3.
Сбор мусора, листьев в определенное место.
4.
Уборка сухих веток с участка.
5.
Смести снег со скамеек, построек на участке.
6.
Подметание дорожек на участке.
7.
Сгребание снега к деревьям.
8.
Разбрасывание снега для быстрого таяния.
9.
Вынос игрушек и уборка их после игры.
10.Наблюдение за перекопкой грядок, клумб.
11.Наблюдение за трудом взрослых (посильная помощь):
прополка сорняков на огороде;
рыхление грядок, клумб;
полив.