Напоминание

Формирование трудовых умений в разных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе в младшей группе. Картотека игр.


Автор: Колясникова Мария Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №182"
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, НОВОКУЗНЕЦК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование трудовых умений в разных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе в младшей группе. Картотека игр.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование трудовых умений в разных видах труда:

самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе

в младшей группе.

Картотека игр.

Самообслуживание

Игровая ситуация «Научим куклу мыть руки»

Цель: закреплять

знания

о предметах личной гигиены для

мытья

и

умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к

опрятности.

Оборудование: различные предметы

и предметы личной гигиены для

мытья

и

умывания, куклы.

Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик

с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня

собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на

платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит:

«Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать?

(Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе

руки».

Д/и «Правила гигиены»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка

зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при

помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они

умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения

данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он

делает, а дети отгадывают.

Упражнение «Мыльные перчатки»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до

образования пузырей.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а

сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно

объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования

белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам

круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них

получились модные «белые перчатки». В работе целесообразно использовать

различные стихи и потешки.

Например:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама (имя ребенка)»

Игровая ситуация «Сделаем куклам разные прически»

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для

этого предметов, формировать понятие «опрятный» внешний вид.

Оборудование: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

Д/и « Подбери пару»

Цели: соотносить

предметы

на

картинках

с

действиями;

закреплять

навыки

самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, мыло, шкаф для игрушек;

сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Ход игры: дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и

подбирают пары, объясняют свой выбор.

Д/и « Что сначала, что потом»

Цели: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь

вспомогательным средством; учить составлять небольшие рассказы.

Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом,

разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ.

Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается

полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

Игровая ситуация «Таня простудилась»

Цель: способствовать

формированию

навыка

пользования

носовым

платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать

рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Оборудование: носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с

малышами:

– Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

Д/и «Правила гигиены»

Цель: уточнить

представления

детей о навыках гигиены, формировать

навыки

здорового образа жизни

Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы.

Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего

приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и

мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов,

причёсывание, купание.

Упражнение «Выверни колготки»

Цель: учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность,

бережное отношение к вещам.

Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Цель: учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное

отношение к вещам.

Обучающая ситуация «Почистим зубки»

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом

обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их

чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает,

как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

«Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты

щечка? Будет чистенькая дочка!»

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая

чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и

ребенка.

Упражнение «Мы заправим наши майки»

Цель: учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за

своим внешним видом.

Упражнение «Все мы делаем по порядку»

Цель: учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.

Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу

соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о

здоровье.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей

одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому

варианту обуви, одежды – правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки,

варежки, кукла Маша.

Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала

свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок

нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.».

Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви.

Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать

левый. При этом дается инструкция: «Найди пару».

Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и

девочек, последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол

девочки и мальчика.

Ход игры.

Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться,

они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им

разобраться, где, чьи вещи».

Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети

выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю.

Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания.

Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Хозяйственно-бытовой труд

Игровая ситуация «Накроем стол для кукол»

Цель: учить

детей

сервировать

стол,

называть

предметы,

необходимые

для

сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков,

приглашение к столу, поведение за столом).

Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её,

называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к

ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол

(используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы

деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с

цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а

рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах,

инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши:

– Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

– Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит

дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла

хочет варить кашу.) Как называется каша?

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых

необходимы соответствующие предметы.

Игровая ситуация «Вымоем посуду»

Цель: формировать у ребенка желание мыть посуду.

Оборудование: кукла, посуда (тарелки), подносы, губка, два тазика.

Ход игры: взрослый привлекает внимание детей к кукле, которая сидит за накрытым

столом, показывает стол с грязной посудой, просит детей помочь кукле вымыть

посуду.

Дети

складывают

грязную

посуду

на

один

поднос.

Воспитатель

демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой

губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки

на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель: расширять представления детей о трудовых действиях.

Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга

выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова:

Мы с тобой трудиться будем,

Порученье не забудем.

Не зевай, выполняй

И за мною повторяй!

Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по

возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь,

пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова,

трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и

угадывают его.

Игра «Убери со стола»

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать

крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает

детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: «Мы кладем

на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д.». Затем показывает, как сметать крошки со

стола, комментирует свои действия: «Крошки со стола сметем и совочком уберем!»

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Коли»

Цель: воспитывать привычку убирать за собой игрушки, воспитывать бережное

отношение к ним.

Содержание игры: заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но

ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему

стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот

если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли

слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил

аккуратно.

Игровая ситуация «Купаем кукол»

Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за

куклами.

Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на грязную куклу. Просит помочь

ее вымыть.

Трудовые поручения «Расставлять игрушки, книжки»

«Раскладывать на столах материал к занятиям»

Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно

поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к

занятиям.

Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики»

Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание

доводить начатое дело до конца.

Ход: Стук в дверь, приходит зайка. Приветствует детей: «Здравствуйте, ребята!» Он

входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас пыльные

стульчики, давайте поможем няне их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите,

как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы

напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: - «А сейчас

снимайте фартуки и вымойте руки».

Обучающая ситуация «Стирка кукольной одежды»

Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки:

учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые

принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться

мылом.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязной одежде, просит

помочь ей постирать ее. Спрашивает: «Помогали ли маме стирать?», «Что нужно для

стирки?», «С чего нужно начать стирку?»

Организация труда в природе в младшей группе

В групповом помещении

1.

Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями. Работа в

уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений

воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на

место и т. п.

2.

Рассматривание алгоритма «Уход за комнатными растениями».

3.

Чтение детям экологической сказки «Зеленый друг».

4.

Игровая

ситуация

«Покажем

Незнайке,

как

ухаживать

за

растениями».

Воспитатель обращает внимание детей на Незнайку, говорит, что у него тоже

очень много растений, но они почему- то пыльные и грустные. Покажем

Незнайке, как ухаживать за растениями. Воспитатель напоминает правила ухода

за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал.

Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом,

беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения.

5.

Труд в уголке природы: полив растений.

6.

Труд: посадка лука в уголке природы. В гости к детям приходит дед из сказки

«Репка» и просит помочь ему вырастить лук.

7.

Труд: помыть листья растений.

8.

Наблюдение – опыт «С водой и без воды».

9.

Наблюдение за рассаживанием цветка.

На участке

1.

Уборка овощей на огороде (помощь взрослых).

2.

Наблюдение за сбором крупных семян цветов.

3.

Сбор мусора, листьев в определенное место.

4.

Уборка сухих веток с участка.

5.

Смести снег со скамеек, построек на участке.

6.

Подметание дорожек на участке.

7.

Сгребание снега к деревьям.

8.

Разбрасывание снега для быстрого таяния.

9.

Вынос игрушек и уборка их после игры.

10.Наблюдение за перекопкой грядок, клумб.

11.Наблюдение за трудом взрослых (посильная помощь):

прополка сорняков на огороде;

рыхление грядок, клумб;

полив.



В раздел образования