Напоминание

МОРДОВСКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР.


Автор: Видманкина Любовь Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: МОРДОВСКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Видманкина Любовь Павловна,

воспитатель высшей квалификации

категории

МДОУ «Детский сад №32

комбинированного вида» (Саранск)

МОРДОВСКОЕ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО

ИСТОЧНИК

ФОРМИРОВАНИЯДУХОВНОЙ СФЕРЫЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР.

Современное

дошкольное

образование

постоянно

нуждается

в

обновлении.

Существующие традиционные и вариативные образовательные программы не могут

отразить всего разнообразия национальных культур и предусмотреть возможность их

использования в работе дошкольных учреждений. С этой целью была разработана

программа, которая предполагает следующие направления работы по реализации

национально-регионального компонента в дошкольных учреждениях Республики

Мордовия: художественно-творческое развитие детей на материале устно-поэтического

и

музыкального

фольклора,

произведений

поэтов,

писателей

и

композиторов

Мордовии, мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

историко-культурное

образование

дошкольников

в

процессе

знакомства

с

республиканской

символикой,

гербом

и

флагом

Мордовии,

историческими

достопримечательностями Мордовского края; физическое развитие детей через

использование национальных подвижных игр.

Программа «Мы в Мордовии живем» формирует чувство гордости за достижения

народов, проживающих на территории Мордовии, творческое развитие детей в

различных видах деятельности,. Развитию интереса у детей к культуре мордовского

народа будет способствовать разучивание народных песен, подвижных игр, широкое

использование их на занятиях, так и в свободной деятельности. Ознакомление детей с

малыми фольклорными жанрами и декоративно-прикладным искусством направлено

на формирование основ эстетической культуры личности дошкольника.

Построение педагогического процесса по реализации национально-регионального

образовательного

компонента

в

дошкольном

учреждении

предполагает

преимущественное использование подлинных образцов национальной культуры. Такой

подход потребует создания специальных условий, где произведения искусства и

народного творчества будут гармонично встроены в современную образовательную

среду, будут дополнять ее, отражая неповторимый колорит мордовской национальной

культуры.

Мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство является одним

из важнейших источников формирования духовной сферы личности. Уникальные

образцы народного искусства имеют большое значение для подрастающих поколений

не только как продукты человеческой деятельности отдельной эпохи или народа, но и

являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного

этноса. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные

мордовскому народу, его культуре. Это неповторимая вышивка и национальный

костюм, многообразные орнаментальные мотивы и традиционные предметы быта,

мордовская

керамика

и

изделия

игрушечных

промыслов.

Все

это

доступно

восприятию детей дошкольного возраста. Различаются только цели и задачи, которые

ставятся перед детьми разных возрастных групп.

У детей второй младшей группы старалась воспитать интерес к произведениям

мордовского

декоративно-прикладного

искусства.

Учила

выделять

изделия

мордовского декоративно-прикладного искусства из группы изделий и предметов

быта.

Знакомила

с

мордовской

народной

игрушкой:

птичкой-свистулькой,

стилизованной матрешкой-мордовочкой.

Воспитывала интерес к аппликации по мотивам мордовского орнамента. Учила

создавать узоры из геометрических форм на квадрате, круге, полосе.

В средней группе давала, более расширенное, представление об изделиях

мордовского декоративно-прикладного искусства, учила узнавать их характерные

особенности. Знакомились с книжной графикой художников Мордовии и со

скульптурой малых форм мастеров Мордовии (деревянной игрушкой с. Подлесная

Тавла). На занятиях по декоративному рисованию учились изображать элементы

мордовского узора («крест», «галочка», «елочка», «ромб»), ритмично располагать их.

Учились подбирать цвета и гармонично сочетать их. В декоративной аппликации

создавали более сложные комбинации узоров из готовых деталей орнамента способом

последовательного наклеивания. Учила вырезать по готовой разметке элементы

мордовского орнамента («крест», «галочка», «елочка»), составляли разнообразные

узоры на квадрате, круге, полосе и других геометрических формах, ритмично чередуя

их по цвету, форме, величине.

Сейчас мои дошколята в старшей группе. Теперь углубляю представления детей об

изделиях мордовского декоративно-прикладного искусства, развиваю художественный

вкус, творческие способности в процессе изобразительной деятельности. Знакомились

с

произведениями

живописи

художника

Ф.В.Сычкова.

При

ознакомлении

с

произведениями

мордовского

декоративно-прикладного

искусства

продолжаю

знакомить с мордовской народной игрушкой, изображающей различных птиц,

животных, человека; с народным костюмом и его основными элементами (рубаха,

передник, головной убор); с изделиями, изготовленными на территории Мордовии:

керамической посудой (ваза, чаша, кувшин, кубышка, молочник), деревянной посудой

(ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка,

лошкарница). В декоративном рисовании продолжаю знакомить с характерными

особенностями мордовской вышивки, учимся составлять (рисовать) узоры по ее

мотивам на бумаге разной формы. Совершенствую технические навыки в декоративной

аппликации. Создаем композиции по мотивам мордовского орнамента, учу вырезать

элементы

узора

по

готовой

разметке

(«крест

с

продленными

сторонами»,

«восьмиконечная

звезда»,

«ступеньки»),

составлять

узоры.

Формирую

композиционные умения, учимся ритмично располагать элементы узора на листе

бумаги, выделяя центр, стороны и углы.

На следующий год, в подготовительной к школе группе, думаю особое внимание

обратить самостоятельности, чтобы дети сами передавали характерные особенности

мордовской вышивки в рисунках (ритм, цветовые сочетания при выполнении

декоративного узора). Познакомимся с частями национальной одежды мокшан и эрзян.

Будем учиться оформлять силуэты кукол в национальных костюмах и украшать в

технике аппликации части национальной одежды.

Современная культура Мордовии имеет свои истоки – многонациональное народное

искусство. Человек всегда стремился понять себя и окружающий мир, его могущество,

красоту и таинственность. Ощущая свою зависимость от природы, он поклонялся

земле и солнцу, воде и огню, растениям и животным. И поэтично воспевал свое

восхищение ими в легендах и сказаниях, самобытном орнаменте разных украшений

жилища (по дереву), в затейливых узорах вышивки одежды.

Сохранение исторических ценностей национального наследия мордовского народа –

задача каждого педагога. Ведь ни в коем случае нельзя допустить, чтобы растворился

язык народа, ассимилировалась его культура, ушли в прошлое образцы прикладного

искусства.

Приобщение детей к национальной культуре следует начинать с раннего возраста.

Песенный и танцевальный, эпический фольклор, образцы декоративно-прикладного

искусства оказывают развивающее воздействие на ребенка, воспитывают бережное

отношение к прошлому народа, уважение и сохранение его целостности.

Свою работу по ознакомлению детей с национальным искусством мы начали с того,

что подобрали научно – популярную и художественную литературу о мордовском крае,

о его талантливых умельцах. С педагогами детского сада провели ряд семинаров,

экскурсий. По крупицам собирали старинную бытовую утварь, мордовскую одежду,

предметы быта (полотенца, салфетки, панно), обувь, деревенскую мебель игрушки

народных умельцев. Со временем, в фойе нашего детского сада, силами сотрудников и

родителей оформили музей быта мордовского народа. В «Избе быта» разместили

печку с домашней утварью, предметы быта, одежду; поставили кровать – качалку,

зыбку для младенца. В музее имеются стилизованные куклы, облачённые в

национальную одежду, собрана библиотека мордовской литературы. В этом учебном

году планируем обновить некоторые экспонаты, пополнить картотеку. Кроме того, в

каждой возрастной группе оформлен небольшой национальный уголок, в нём ещё

имеются различные национальные украшения: бусы, пояски, воротнички, браслеты.

Дети старшей и подготовительной групп охотно используют эти украшения в своих

играх.

В «Избе быта» постоянно проходят интересные занятия, беседы об искусстве

мордовского народа. Использование в быту детского сада изделий национального

искусства Мордовии формирует у дошкольников патриотические чувства, любовь к

родному краю, к городу, к Родине.

Мы наладили крепкие связи с краеведческим музеем нашего города, чтобы лучше

познакомить детей с изделиями народных умельцев, бытом мордовского народа. Один

раз в квартал старшие дошкольники бывают на экскурсии в музее. Для детей

проводится цикл занятий:

Как жили древние люди.

Старое фото.

Мордовский национальный костюм.

Народная игрушка.

Очень доступно, в интересной, игровой форме работники музея знакомят детей с

народно-прикладным творчеством мордвы. Дети бывают на выставках в арт-салоне

МГУ «Сюлгамо». После экскурсий дети полны впечатлений и обмениваются

мнениями несколько дней.

Работа по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством проводится в

течение года. Будь то игра, экскурсия или занятие. В детском саду работает кружок

«Толне»

по

обучению

декоративно-орнаментальной

деятельности

на

основе

ознакомления

с

семантикой

мордовского

орнамента.

План

работы

кружка

прилагается/Приложение1/.

Декоративное оформление группы, фойе детского сада эмоционально воздействует

на ребенка и на взрослого. Сочетание цветов заставляет остановиться и полюбоваться

на панно, на посуду, вышивку, увидеть красоту мордовского орнамента.

Проводя цикл занятий по знакомству с символикой в мордовском национальном

костюме, использую считалки, поговорки, припевки, загадки, стихи. Дети не только

узнают много интересного, нового, но и пополняют свой словарь. В работе по

ознакомлению детей с произведениями народно-прикладного искусства использую

музыку, художественное слово, репродукции картин знаменитых мордовских

художников Сычкова, Попкова и др.

Любовь к прекрасному воспитываю у детей при ознакомлении с предметами

народно-прикладного искусства. Яркие красочные глиняные мордовские игрушки,

деревянные матрешки вызывают у детей радость. В старших группах знакомлю с

особенностями мордовской игрушки, а предварительно выставляю в группе работы –

образцы.

Для закрепления элементов узора подготовила дидактические игры «Отгадай и

назови», «Магазин игрушек».

В эстетическом воспитании дошкольников широко использую вышивку. Чтобы

облегчить детям восприятие сложного орнамента, использую образцы, мозаику из

картона. Она представляет собой отдельные элементы мордовского орнамента. Эта

игра дает детям возможность находить удачные варианты. На первом занятии детям

даю сведения о том, как жили люди раньше, что им приходилось для себя все

изготавливать самим. На последующих занятиях рассказываю о том, что в рисунках –

орнаментах мордвы народ придерживался своих привычных цветов: черный и

различные оттенки красного, яркие квадраты и полоски желтого и зеленого. Дети

рассматривают, как украшены рубахи, платья, пояски. Дошкольники усваивают, что в

мордовском узоре имеются бессюжетные(точки, штрихи, кружочки, полоски) и

сюжетные(крестики, квадратики, треугольники) орнаменты. Даю детям и понятие о

том, что для праздничной одежды используются обычно яркие цвета(красный,

черный, желтый), а для повседневного национального платья или рубахи – светлые,

теплые тона(зеленый, желтый и немного красного с черным).

При отборе произведений народного творчества руководствуюсь общими

принципами:

соответствие

задачам

воспитания;

доступность

по

форме

и

содержанию, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность.

Приведу примеры занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным и устным

творчеством мордовского и русского народов. Образное восприятие пословиц, сказок

углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными

изделиями народного быта, национальным костюмом. И наоборот: восприятие

произведений декоративного искусства углубляется, когда оно сопровождается

приобщением к малым формам поэтического творчества, отображающим народный

быт, обычаи и традиции.

Все занятия, знакомящие детей с декоративным искусством, группируются по трем

темам: «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство русского народа»,

«Декоративно- прикладное и изобразительное искусство мордовского народа»,

«Сравнение произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства

двух народов». Ведущими задачами при этом являются: обогащение знаний детей о

народном декоративном искусстве; подведение детей к пониманию роли искусства в

жизни

человека;

формирование

умения

отмечать

своеобразие

национального

декоративного искусства, его характерные особенности, а также общие черты.

Занятия, предлагаемые детям, группируются условно следующим образом:

1.

Характерные мотивы в русских и мордовских орнаментальных узорах,

особенности их компоновки и колорита.

2.

Специфические особенности русских и мордовских орнаментов: полихромность,

наличие асимметричных узоров (отсутствие зооморфных мотивов).

3.

Вариативность орнаментации на традиционных мордовских изделиях (панар,

фартук, пулай и др.) и русских (платки, сарафан, рубаха и др.)

4.

Эстетическая

ценность

произведений

народно-прикладного

искусства:

нарядность,

красота,

яркость,

привлекательность,

утилитарное

значение

декоративных изделий.

Эта серия занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным и

изобразительным искусством мордовского (русского) народа помогла подвести

детей к пониманию:

самобытности, своеобразия русского (мордовского) народного декоративного

искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение);

связи содержания орнамента с окружающей природой;

связи искусства с бытом и жизнью народа;

преемственности традиций народного искусства.

Использование данного метода способствует, с одной стороны, углублению

представлений о специфике национального в искусстве, а с другой – подчеркивает

общие черты.

Организуя работу по декоративному рисованию, воспитатель имеет возможность

из сложных орнаментов выбрать более простой, подходящий для данного возраста и

занятия. Внимание детей привлекает внесение на занятие альбома «Мордовское

народное искусство», экспозиции народных деревянных игрушек и других

материалов.

Однако при всем сказанном следует помнить об одном: знакомство с элементами

мордовской культуры идет в сочетании с народными произведениями других

национальностей, проживающих на территории нашей республики (историческая

судьба мордовского народа тесно связана с русским, татарским народом).

Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с

произведениями народного декоративно – прикладного искусства является метод

творческих заданий, позволяющий органически сочетать процесс восприятия

народных образцов детьми и участия их в декоративном творчестве. Сами названия

заданий «Весёлые коврики», «Волшебные птицы» достаточно полно раскрывают

образную сторону и вызывают у детей определённые ассоциации, творчески

настраивают на выполнение той или иной темы. Тематические задания позволяют

знакомить дошкольников с такими выразительными художественными признаками

народного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность,

цветовая, пластическая и графическая выразительность. Участие детей в разборе

художественной оценке выполненных ими работ следует рассмотреть как одно из

действенных средств повышения их творческой активности и как одну из важных

предпосылок успеха в их художественном развитии.

Затронуть душу ребёнка помогают встречи с интересными людьми, с чем-то

необычным.

Недавно в старшей группе прошла встреча с известными вышивальщицами

Мордовии. Была оформлена выставка работ. Мастерицы рассказывали необычные

истории создания своих работ. Знакомили детей с техникой вышивания, нанесения

узора на ткань, с элементами плетения узора из бисера. Дети рассматривали эти

работы с огромным интересом. Они могли их трогать руками, а некоторые из них

даже примерить.

Огромное значение в воспитании патриотических чувств у дошкольников имеют

развлечения. Интересно прошел вечер развлечений на тему «Люблю тебя

Мордовский край родной». Оформили зал в национальном стиле, на столиках

разложили предметы мордовского быта: полотенца, куклы в национальных

костюмах и т.д.

Рассказала детям о красоте нашего края, его озерах, реках, о талантливом

мордовском народе, его искусстве.

На вечере вместе с детьми играли в национальные мордовские игры, исполняли

песни и танцы мордовского народа.

В результате знакомства с произведениями искусства дети научились видеть

красоту и воссоздают ее в рисунках, лепке, аппликации. Дети научились

сравнивать, анализировать, значительно обогатилась их речь. Они в своей речи

стали употреблять такие понятия, как орнамент, колорит и др.

Самое главное, чтобы дети поняли богатство самобытного искусства

мордовского народа – в его людях, талантливые руки которых умножают, развивают

и сохраняют от забвения мордовскую национальную культуру.



В раздел образования