Напоминание

Открытый урок


Автор: Лесная Татьяна Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЧОУ СОШ "Ломоносовская"
Населённый пункт: пос.Тельмана, Раменский го, Московская область
Наименование материала: Технологическая карта урока по теме "Орфограммы в корне слова"
Тема: Открытый урок
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие орфографической зоркости

Орфографическая

грамотность

один

из

критериев

социальной

полноценности личности. Освоение грамотного письма в начальном звене

необходимо – для дальнейшего успешного обучения в школе, для жизни и

общения в дальнейшем, для получения профессии.

С точки зрения фонематической концепции русского правописания,

орфографическая

зоркость

это

умение

фонологически

(позиционно)

оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а

какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а

какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении

обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит

орфографическая зоркость.

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен прой-ти

школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой

грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида)

орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е.

составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по

алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением задачи.

Класс

3

Тема:

Орфограммы в корне слова

Тип урока:

Урок методологической направленности

Цель:

Развитие орфографической зоркости, навыков нахождения и применения орфограмм «Правописание слов с парным

по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным», «Правописание слов с буквами

безударных гласных звуков в корне слова» с применением нестандартных приемов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить знания обучающегося по теме «Правописание слов с парным по

глухости - звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным», «Правописание слов с буквами

безударных гласных звуков в корне слова»; научить видеть и применять орфограммы в словах; закрепить умения

формулировать связное высказывание; закрепить умение давать полный ответ на вопрос.

Коррекционно-развивающие: развивать умение работать по алгоритму; развивать внимание, память; развивать

умение рефлексии результатов своей деятельности; развивать интерес к обучению (применением игровых моментов);

Воспитательные: воспитывать умение слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда; аккуратность,

ответственность; воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Планируемый

результат

Предметные: уметь обнаруживать орфограммы в слове (буквы безударных гласных в корне слова и буквы парных

согласных по звонкости и глухости)

Метапредметные: познавательные: находить опасные места в слове, подбирать проверочные слова; регулятивные:

учиться принимать и удерживать учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной

задачей, контролировать свои действия, коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, уметь

строить понятные для высказывания предложения.

Личностные: оценивать собственные умения в нахождении орфограмм и применении правил, сопоставлять оценку

своей деятельности с оценкой учителя-логопеда.

Межпредметные

связи

Русский язык

Форма организации

Индивидуальное занятие

Технологии

Технология коррекции нарушений письма

Игровая технология

Диалоговая технология

Продолжительность

30 минут

Этап урока.

Цель данного

этапа

Деятельность учителя-

логопеда

Деятельность обучающегося

Задания для обучающегося, выполнение

которых приведёт к достижению

планируемых результатов

I. Организационный этап

1 мин

Настрой

на

занятие,

активизация

внимания.

Контролирует и оценивает

свою готовность к уроку.

Активное участие в диалоге.

- Добрый день.

- Какое у тебя сейчас настроение. Какие

отметки сегодня получил?

- Ты любишь играть? А хочешь мы сегодня

поиграем? (Ответ ребенка). У каждой игры

есть свои правила, необходимо набирать

очки, у нас они тоже будут. Только мы будем

набирать не очки, а снежки. Максимально в

нашей игре можно набрать 11 снежков.

II. Этап подготовки

(мотивация)

5 мин

Создает атмосферу

дружелюбия и условий для

осознанного вхождения

обучающегося в пространство

деятельности на уроке.

Воспринимает инструкцию на

слух. Вступает в диалог с

учителем-логопедом.

- Смотри, какое я придумала первое задание.

Мы будем собирать снежки.

Ты закроешь глаза. Если я дотронусь до

левого плеча, делай шаг влево. Если

дотронусь до правого плеча – шаг вправо.

Если прикоснусь к голове, шаг вперед. До

кисти – наклоняешься и берешь снежок.

(Модульный коврик. Ребенок по заданию

собирает снежки).

- У тебя в руках снежки. Помнишь я тебе

говорила, что мы будем играть? Поэтому

снежки нам тоже нужны для игры. Они

необычные. Давай посмотрим, что в них

спрятано. (Снежки сделаны из фольги.

Ребенок разворачивает, достает снежинку-

карточку, приклеенную на плотную основу,

на которой написаны слова).

Приложение 1

1 снежок

III. Целеполагание

4 мин

Ставит перед обучающимся

проблему.

Воспринимает инструкцию на

слух. Вступает в диалог с

- Посмотри на снежинки. На них написаны

слова. В какие две группы можно

Подводит в ходе решения

данной проблемы к теме урока.

Организует работу

обучающегося по

самостоятельному или с

помощью учителя-логопеда

формулированию цели

занятия.

учителем-логопедом,

высказывает свои

предположения.

объединить слова по наличию орфограмм.

Отметь эти орфограммы на бланке.

Карточка

з…ма сне…ки

сн….говик сугро…

к…рмушка моро…

Приложение 2.

- С этими орфограммами мы будем сегодня

работать. Поэтому цель занятия научиться

находить и проверять их. Назови

орфограммы. (Правописание слов с парным

по глухости - звонкости согласным звуком

на конце слова или перед согласным.

Правописание слов с буквами безударных

гласных звуков в корне слова)

Буквы безударных гласных в корне слова и

буквы парных согласных по звонкости и

глухости)

2 снежка

IV. Актуализация знаний

6 мин

Организует работу

обучающегося по выполнению

задания.

Работает по алгоритму.

- А теперь давай вспомним, как проверить

буквы безударных гласных звуков в корне

слова? (Чтобы проверить безударный

гласный в корне слова, надо подобрать

Орфограммы

Правописание слов с непроизносимым

согласным звуком в корне слова

Правописание слов с парным по

глухости - звонкости согласным звуком

на конце слова или перед согласным

Правописание слов с буквами безударных

гласных звуков в корне слова

Правописание разделительного мягкого

знака

однокоренное слово или изменить форму

слова, так, чтобы безударный гласный звук

стал ударным.) Выбери из карточек те,

которые подходят для проверки этой

орфограммы Расположи карточки на доске.

- Возьми карточки на которых написаны

слова с пропущенной буквой безударного

гласногозвека и, опираясь на алгоритм,

назови, какую букву ты напишешь в этих

словах.

Например, в слове «холод» пропущена буква

0, потому что проверочное слово

«холодный». (Устно).

- А сейчас возьми оставшиеся карточки и

расскажи, как проверить написание буквы

парного согласного звука по

звонкости/глухости и выложи алгоритм.

(Чтобы проверить парный согласный звук в

корне слова, надо изменить слово или

подобрать однокоренное слово, в котором

после согласного стоял гласный звук или

непарный звонкий звук звук.)

- Возьми карточки на которых написаны

слова с пропущенной буквой парного

согласного и, опираясь на алгоритм, назови,

какую букву ты напишешь в этих словах.

Например, в слове варежка пропущена буква

ж, потому что проверочное слово

«варежечка». (Устно).

2 снежка

Приложение 3.

V. Динамическая пауза

2 мин

Организует работу.

Выполняет задания учителя-

логопеда.

- А сейчас поиграем в снежки

- У нас есть два ведра: красный и синий. Я

называю слова, а ты внимательно слушай.

Если в слове орфограмма буквы безударного

гласного звука в слове, ты кидаешь снежок в

красное ведро , а если парный согласный –

в синее

Слова

Снежки, лед, прорубь, салазки, холодный,

весело

2 снежка

VI. Этап проверки

понимания

6 мин

Организует работу.

Выполняет задания учителя-

логопеда.

- В таблице написаны слоги. Тебе надо

собрать названное слово из слогов. Покажи

слоги в таблице быстро.

(мороз, Береги, большой, в, нос.

шубка, не, Зимой, шутка.

мо

в

шой

бе

зи

ка

ка

нос

ре

роз

не

шуб

боль

шут

мой

ги

Приложение 4.

Составь из слов пословицы. На какую тему

эти пословицы?(Зима) - А как ты это решил?

Обведи красныым карандашом букву

безударного гласного звука в корне слова,

синим – букву парного согласного.

2 снежка

VII . Этап применения

нового

Игра-ходилка

4 мин

Организует работу.

Выполняет задания учителя-

логопеда.

- Перед тобой игра-ходилка. Ты должен

разгадать задуманное слово. Для этого ты

читаешь слова по стрелкам. Если в слове

встречается орфограмма с буквами

безударных гласных звуков в корне слова

или с парными согласными по звонкости и

глухости, ты выписываешь в бланк ту букву,

которую надо проверить. Если указанных

орфограмм нет, ты пропускаешь слово.

- Какое слово у тебя получилось?

(победа)

2 снежка

Приложение 5.

VII. Рефлексия.

2 мин

Создание условий для анализа

обучающимся успешности

своей деятельности.

Анализирует и оценивает свою

деятельность.

- Как ты думаешь, это слово относится к

нашему занятию? Можно к твоей работе

применить это слово? Ты победитель?

- А какие у тебя есть победы?

- Любая победа дается трудом, бывают

ошибки. А у тебя были ошибки?

- А теперь давай посчитаем, сколько у нас

снежков.

- Помнишь, сколько снежков ты мог

набрать? (11)

- У тебя…снежков. Как ты считаешь, это

хороший результат?

ПРИЗ

Приложение 1

шапка

льдина

холода

снежок

вьюга

сугроб

град

лыжи

каток

моро

сугро

сн говик

сн жки

з

ма

к

рмушка

МОРО

СУГРО

СН

К

Приложение 2

Орфограммы

Правописание слов с непроизносимым согласным

звуком в корне слова

Правописание слов с парным по глухости -

звонкости согласным звуком на конце слова или

перед согласным

Правописание слов с буквами безударных гласных

звуков в корне слова

Правописание разделительного мягкого знака

СНЕ

КИ

З

МА

Приложение 3

Л

М

Л

В

Р

Н

Приложение 4

мороз

Береги

большо

й

в

нос

шутка

шубка

не

Зимой

мо

в

шой бе

зи

ка

ка

нос

ре

роз

не

шуб

бол шут мо

й

ги

ь

Приложение 5

шапка

льдина

холода

снежок

вьюга

сугроб

град

лыжи

каток

ЧОУ СОШ «Ломоносовская»

Индивидуальное логопедическое занятие

с обучающимся 3 класса

по теме:

«Орфограммы в корне слова»

Выполнила:

Учитель-логопед: Лесная Т.Ю.

пос. имени Тельмана

2025г.



В раздел образования