Напоминание

Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста.


Автор: Псянчина Назгуль Ульфатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 65"
Населённый пункт: Воркута
Наименование материала: статья
Тема: Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В РАБОТЕ С

ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

Современная дошкольная педагогика уделяет особое внимание

сенсорному и экологическому развитию детей через взаимодействие с

окружающей средой. Одним из наиболее эффективных средств в этом

процессе

выступает

природный

материал,

который

обладает

значительным образовательным и развивающим потенциалом. Его

использование способствует не только формированию познавательной

активности, но и развитию творческих способностей, мелкой моторики,

экологического сознания у детей 3-7 лет.

В

данной

статье

рассматриваются

методические

аспекты

применения природных материалов в дошкольном образовании, их

влияние на развитие детей, а также практические рекомендации по

организации

работы

с

ними.

Особое

внимание

уделяется

классификации

природных

материалов,

способам

их

обработки

и

включению в различные виды детской деятельности.

1.

Теоретические

основы

использования

природного

материала в дошкольной педагогике

1.1.

Психолого-педагогическое

значение

природных

материалов

Природные материалы (шишки, листья, камни, песок, глина и др.)

обладают

уникальными

свойствами,

которые

делают

их

ценным

инструментом в работе с дошкольниками:

Полифункциональность

могут

использоваться

в

играх,

конструировании, изобразительной деятельности.

Сенсорная насыщенность – разнообразная фактура, цвет, форма

стимулируют тактильное и зрительное восприятие.

Экологическая

направленность

формируют

бережное

отношение к природе.

Доступность

большинство

материалов

можно

собрать

бесплатно в любой местности.

Исследования (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков) подтверждают, что

работа с природными материалами способствует развитию:

мелкой моторики и координации движений;

воображения и творческого мышления;

познавательного интереса к окружающему миру;

эмоциональной

сферы

(снижение

тревожности,

развитие

эмпатии).

1.2. Классификация природных материалов

Условно природные материалы можно разделить на несколько

групп:

Растительные:

Листья, ветки, шишки, семена, кора.

Характеризуются легкостью, разнообразием форм.

Минеральные:

Камни, песок, глина, ракушки.

Отличаются прочностью, устойчивостью к деформации.

Комбинированные (сочетающие свойства нескольких групп):

Мох, перья, солома.

Обладают особой фактурой и пластичностью.

Каждая

группа

требует

специфических

методов

работы,

что

необходимо учитывать при планировании занятий.

2. Методика работы с природными материалами в ДОУ

2.1. Основные принципы организации деятельности

Для

эффективного

использования

природных

материалов

следует руководствоваться следующими принципами:

Доступность – соответствие возрасту и возможностям детей.

Безопасность

материалы

не

должны

иметь

острых

краев,

токсичных свойств.

Систематичность – постепенное усложнение заданий.

Интеграция – сочетание с другими видами деятельности (речь,

математика, окружающий мир).

2.2. Формы работы с природным материалом

В

дошкольном

образовании

применяются

различные

формы

взаимодействия с природными материалами:

Игровая деятельность:

Сюжетные игры с песком, камешками.

Дидактические игры ("Найди такой же лист", "Сортировка семян").

Продуктивная деятельность:

Аппликации из листьев и семян.

Конструирование из шишек и веток.

Лепка из глины и соленого теста.

Экспериментирование:

Изучение свойств материалов (плавучесть, прочность).

Наблюдение за изменениями (высыхание листьев, затвердевание

глины).

2.3. Этапы обучения работе с природными материалами

Процесс освоения детьми работы с природными материалами

включает три этапа:

Ознакомительный (3-4 года):

Тактильное исследование.

Простые манипуляции (пересыпание, составление узоров).

Репродуктивный (4-5 лет):

Создание простых поделок по образцу.

Освоение основных техник (наклеивание, соединение деталей).

Творческий (6-7 лет):

Самостоятельное создание композиций.

Комбинирование различных материалов.

3.

Практические

аспекты

использования

природных

материалов

3.1. Организация рабочего пространства

Для продуктивной работы необходимо:

Выделить

зону

хранения

материалов

(открытые

полки,

контейнеры).

Обеспечить

безопасные

инструменты

(пластиковые

ножницы,

клей-карандаш).

Использовать защитные покрытия для столов (клеенки, доски).

3.2. Примеры занятий с разными возрастными группами

Младшая группа (3-4 года):

"Чудесные

листочки"

создание

отпечатков

листьев

на

пластилине.

"Дождик

из

песка"

рисование

пальчиками

на

песчаной

поверхности.

Средняя группа (4-5 лет):

"Лесные жители" – конструирование животных из шишек.

"Волшебные камешки" – раскрашивание гладких камней.

Старшая группа (6-7 лет):

"Картина

из

природных

материалов"

создание

сюжетных

композиций.

"Глиняная сказка" – лепка и роспись фигурок.

3.3. Оценка эффективности работы

Критериями успешности использования природных материалов

служат:

Повышение интереса детей к творческой деятельности.

Развитие точности движений (по результатам диагностики мелкой

моторики).

Формирование

экологических

представлений

(умение

классифицировать материалы, знание их происхождения).

Заключение

Использование природных материалов в работе с дошкольниками

представляет собой эффективный метод разностороннего развития

ребенка. Его преимущества заключаются в доступности, экологической

направленности и широких возможностях для творчества. Правильно

организованная работа с природными материалами способствует не

только

художественно-эстетическому,

но

и

познавательному,

речевому, социально-коммуникативному развитию.

Перспективными

направлениями

дальнейшего

исследования

могут стать:

разработка

инновационных

техник

работы

с

природными

материалами;

создание

методик

комплексного

использования

разных видов

материалов;

изучение

влияния

природных

материалов

на

эмоциональное

развитие дошкольников.

Внедрение систематической работы с природными материалами

в практику ДОУ позволит значительно обогатить образовательный

процесс

и

создать

условия

для

гармоничного

развития

личности

ребенка.



В раздел образования