Напоминание

«Оздоровительное влияние плавания на организм человека»


Автор: Муратова Елена Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ "СПБГДТЮ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Оздоровительное влияние плавания на организм человека»
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

“Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных”

«Оздоровительное влияние плавания на организм человека»

Эссе Муратовой Елены Сергеевны

Педагога дополнительного образования

Учебно-оздоровительный отдел

Санкт-Петербург

2025г.

Плавание

относится

к

числу

наиболее

эффективных

средств

оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем здоровым

людям любого возраста.

Древнеиндийские философы выделили 10 преимуществ плавания,

которые дают человеку: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу,

красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых

женщин.

Плавание оказывает своеобразное, присущее только этому виду спорта,

влияние на организм человека. Находясь в воде, человек испытывает

ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поскольку

плотность воды в 769 раз больше плотности воздуха. Это обстоятельство

позволяет

человеку

находиться

в

ней

в

расслабленном

антигравитационном

состоянии,

причём

в

своеобразном

горизонтальном — положении. Чтобы удержаться на поверхности воды и

преодолеть

вплавь

некоторое

расстояние,

приходится

выполнять

специфические движения, подобных которым нет ни в каком другом виде

спорта. Вода обладает высокой теплопроводностью (в

30 раз больше

воздуха), что требует от организма повышенных затрат

энергии при

выполнении даже

лёгких

физических нагрузок. Поэтому

плавание,

безусловно, является одним из самых эффективных в оздоровительном

отношении видов спорта, мощным средством предупреждения и даже

исправления начинающихся нарушений телосложения.

Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления

здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев

жизни и до старости.

Так известный американский специалист в области оздоровительных

технологий Кеннет Купер, называет плавание вторым (после бега на

лыжах)

по эффективности видом аэробной нагрузки, которое также

вовлекает в работу все основные мышцы.

Плавание благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему. Гори-

зонтальное положение тела, а также циклические движение, связанные с

работой мышц, давление воды на подкожное русло, глубокое диафраг-

мальное дыхание и взвешенное состояние тела – все это способствует при-

току крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работы. В ре-

зультате занятий плаванием снижается систолическое давление,повышает-

ся эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца. У система-

тически занимающихся плаванием отмечаетсяфизиологическое урежение

пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работа-

ет мощно и экономно.

Таким образом, в результате занятий плаванием в сердечно-сосудистой

системе происходят положительные изменения (в виде усиления сократи-

тельной способности мышечной стенки сосудов и улучшение работы серд-

ца), которые ведут к более быстрому транспортированию крови,насыщен-

ной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам,

что способствует активизации общего обмена веществ.

Механизм положительного воздействия плавания на органы дыхания за-

ключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры, увеличении

подвижности грудной клетки, лёгочной вентиляции, жизненной ёмкости

лёгких, потребления кислорода кровью. При плавании в дыхании участву-

ют самые отдалённые участки лёгких, и в результате исключаются застой-

ные явления в них.

Кроме того, плавание с задержкой дыхания, ныряние, погружение под

воду тренируют устойчивость к гипоксии.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что плавание является

эффективным средством укрепления и развития дыхательной системы.

При

плавании

человек

находится

в

состоянии

гидростатической

невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на

него веса тела - это создаёт условия для нормирования нарушений осанки,

увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию.

Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно

выше,

чем

у

спортсменов

других

специализаций.

Выполнение

плавательных движений руками и ногами вовлекают в работу почти все

мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры.

Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически

отсутствует опасность травмирования опорно-двигательного аппарата.

По своим динамическим характеристикам плавание является одним из

доступных средств физической культуры занимающихся различного

возраста и подготовленности.

Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия

на нервную высшую деятельность человека.

Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и

торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение

мозга.

Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах

нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную

систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче

засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память.

Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием,

положительно

сказываются

на

состоянии

психики,

способствуют

формированию положительного эмоционального фона, так необходимого

в повседневной жизни.

Рассмотрев оздоровительное воздействие занятий, плавание на сердечно-

сосудистую,

дыхательную,

нервную

системы,

опорно-двигательный

аппарат, безусловно, необходимо отметить, что кроме этого

плавание

является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости

к простудным заболеваниям и воздействию низких температур.

К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные

свойства

иммунной

системы,

увеличивая

сопротивляемость

инфекционным и простудным заболеваниям.

Итак, в результате занятий плаванием на организм человека оказывается

разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных

целях

плавание доступно и полезно практически всем возрастным категориям.

Список литературы:

1.

Булах, И.М. Научите меня плавать / И.М. Булах. - М.: Книга по

Требованию, 2012. - 150 c.

2.

Кардамонова, Н. Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н. Кардамонова. -

М.: Феникс, 2001. - 320 c

3.

Федулова, А. А. Раннее плавание для малышей. Новорожденные и

груднички / А.А. Федулова. - М.: Интеллект, 2011. - 736 c.

4.

Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание / Н. Ж. Булгакова. – М.:

ООО «Издательство АСТ», 2002. – 160 с.

5.

Оздоровительное,

лечебное

и

адаптивное

плавание:

Учебное

пособие для студентов высш. учеб. завелений / Под ред. Н. Ж.

Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432с.

6.

Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении

осанки и сколиоза у детей. - Киев: Здоров¢я, 1980. - 144 с.

7.

Каптелин А.Ф. Плавание в лечебных целях //Здоровье. - 1980. - № 7.

-

С. 26-27



В раздел образования