Напоминание

«Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»


Автор: Букунович Адрианна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЗАТО г.Североморск " СОШ №1"
Населённый пункт: г.Североморск
Наименование материала: статья
Тема: «Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОКЛАД

На тему: «Реализация интегрированного подхода в экологическом

воспитании дошкольников»

Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 47 Букунович Адрианна

Владимировна.

Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической

культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из

окружающей

среды,

у

него

развивается

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающему,

формируются

основы

нравственно-

экологических позиций личности.

Формирование экологической культуры, является главной целью

экологического

образования,

под

которой

понимается

совокупность

экологического

создания,

экологических

чувств

и

экологической

деятельности.

Основные задачи экологического образования дошкольников:

-

формирование

целостного

представления

о

природном

и

социальном окружении как среды жизни человека.

- формирование экологического сознания и мышления, нравственно-

этического восприятия природы.

- совершенствовать воспитательно-образовательную работу через

интеграцию всех видов деятельности.

- непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к

окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.

- пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к

вопросам экологического воспитания детей в семье.

Пути реализации задач экологического образования

- экологизация предметно – развивающей среды;

- применение принципа интеграции во всех видах деятельности

детей;

-

экологизации

различных

видов

деятельности

ребенка

в

повседневной жизни.

Интегрированный метод обучения направлен на развития личности

ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий

объединена основной проблемой. Главная задача педагога заключается в

том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей

интеграции.

Форма проведения должна:

-

вовлекать

детей

в

решение

проблемно-поисковых

задач,

сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать

его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;

-стимулировать

умственную

деятельность

(процессы

анализа,

синтеза, сравнения, обобщения и классификации);

- повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Это:

-

учебно-игровая

деятельность:

исследования,

путешествия,

развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных

особенностей развития ребёнка и его возможностей;

-

наглядно-практические

методы:

наблюдения,

экскурсии,

элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;

- игры: дидактические, словесные, подвижные.

При отборе содержания учитываются научность и доступность

понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются,

насыщаются содержанием, постоянно переходя в понятия, которые

превращаются в знания.

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие:

Знакомлю детей со средой обитания домашних животных, птиц,

насекомых, с экосистемой города и деревни (сходство и различие);

формирую представления о влиянии человека на домашних животных,

птиц

(заботится

о

них,

кормит,

лечит);

безопасное

поведение

в

окружающем мире.

Использую Дидактические игры: «Рассели животных», «Найди

домик», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Накорми животное»,

«Построй домик», «Выбери нужное», «Береги природу», «Что лишнее»,

«Кому нужны деревья в лесу?».

Словесные игры: «Похожи – не похожи», «Цепочка», «Игра в слова»,

«Да – нет», «Что было бы, если…».

Образовательная область: Речевое развитие.

Расширяем словарный запас детей (животное, ферма, корм, двор,

подворье, детеныши), птицы, кормушка, зимовать, дерево, ствол, корни;

ветер, дождь, снег, лужи;

- развиваем память (заучивание стихов, потешек, песенок);

Образовательная область: Познавательное развитие:

Формирование

представлений

о

домашних

животных

и

их

детенышах, птиц,; воспитания бережного отношения к животным и птицам,

трудолюбия;

необходимость

домашних

животных

для

человека,

формирование представления об окружающей среде.

Дидактические игры: «Подбери пару», «Что изменилось», «Чудесный

мешочек», «Поможем козе с козлятами», «Найди маму», «Назови

животное», «Весёлая ферма», «Помоги Незнайке», «Найди что покажу

(назову)», «Лото».

Словесные игры: «Кто как кричит?», «Узнай по описанию», «Так

бывает или нет», «Угадай по голосу».

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие:

Знакомимся с художественной литературой (чтение «Курочка ряба»,

слушаем «Козленок» С. Буранбаева, заучивание Кисонька – Мурысенька);

развиваем

мышление (разгадываем загадки о животных, птицах).

Закрепляем эмоционально - эстетические чувства при встрече с книгой;

поощряем желания детей делиться впечатлениями.

Играем с детьми в дидактические игры: «Назови самое высокое

(низкое) животное», «Кто больше?», «Кто какого цвета?», «Подбери по

цвету», «На что похоже», «Кого сколько?».

Учу детей изображать животных, птиц

посредством рисования,

аппликации и лепки, правильно передавать их форму, особенности

строения, воспитывать самостоятельность. С детьми на занятиях мы

рассматриваем картины с изображением домашних животных, птиц,

времен года , леса. Закрепляем знания рисуем трафаретами.

На музыкальных занятиях играем в музыкальные экологические игры,

поем песенки про дождик и солнышко, про животных, разучиваем танцы,

где превращаемся

в птичек или в разных животных. Закрепляем

представления о повадках и образе жизни животных , птиц. Закрепляем

явления природы.

Театральная деятельность.

Детская сказка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке

превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может

изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и попытается

изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие,

доброту, ласку.

Развлечения, путешествия.

Для детей проводятся экологические развлечения, путешествия, где

дети отгадывают загадки, знакомятся с правилами поведения в лесу. В

процессе

формируются

умения

узнавать,

называть

и

различать

особенности внешнего вида и образа жизни диких животных, а также

формируются знания о поведении в лесу, знания о растениях, заботе об

окружающем мире,о явлениях природы.

Работа с родителями:

Для осуществления полноценного экологического развития детей,

свою работу я сочетаю с работой семьи. Для чего оформляю папки-

передвижки на темы: «Берегите природу», «Юный исследователь»

«Интересное рядом» и т. д. В которых содержатся интересные факты из

жизни растений и животных, о явлениях природы. Родители вместе с

детьми участвуют в конкурсах поделок.

Макеты – это форма организации образовательного пространства,

способствующая

развитию

творческого

познавательного

мышления,

поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности

каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества.

Так

же

дети

проходят

маршрут

по

экологической

тропе-это

инновационная форма экологического образования.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать

обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно

для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно

посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Наблюдать

изменения, которые происходят в природе. Развивать наблюдательность,

познавательную активность, любознательность.

Прогулки

На прогулках

с детьми закрепляем полученные знания в виде

беседы, подвижных игр, загадок, наблюдений. В зимнее время мы с

детьми подкармливаем птиц, ухаживаем за кормушками. Наблюдаем за

животными и птицами, за погодой, ведем календарь наблюдения за

природой.

Участие в Экологической Акции «Сдай макулатуру-спаси дерево!»

Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в

дошкольном

учреждении

его

сотрудниками

и

детьми

с

участием

родителей.

Акция « Синичкин день», где дети совместно с родителями

изготавливали дома кормушки для птиц, с каким удовольствием они

приносили кормушки, а потом гордо вешали их на деревья и каждый день

выходя на прогулки с огромной радостью бежали смотреть на них.. Мы

кормили птиц , наблюдали за их поведением.

Совместно с детьми и родителями

мы приняли участие

в

экологической

акции:

«Сдай

макулатуру

спаси

дерево!».

С родителями была проведена работа (листовки, плакаты, памятки). С

детьми в группе была проведена Беседа, для чего нужно сдавать

макулатуру, для чего нужно беречь лес, деревья. Рассматривали

иллюстрации и картинки. Дети вместе с родителями принесли коробки с

макулатурой. У нас было самое большое количество кг. Наша группа

заняла 1 место и выиграла приз, колонку, а так же нам вручили грамоту!

Но это не самое главное!

Главное то, что такие акции сплотили всех нас ! Мы все были

настроены на удовольствие от совместного дела!

Вывод:

Интегрированный подход помогает решить задачи экологического

воспитания

дошкольников,

тем

самым

осуществляя

всестороннее

развитие личности: дети учатся взаимодействовать с окружающей средой

(лесом, лугом, озером) и погодно-климатическими факторами (морозом,

ветром, дождем). Во время походов, экскурсий, прогулок, учатся видеть

красоту, понимать ее в любых проявлениях. При этом расширяется их

кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба,

взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.,

укрепляется здоровье.

Работа по данной технологии позволяет формировать у ребенка

уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов

деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о

растениях,

животных,

птицах,

явлениях

природы,

прививать

им

экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде,

миру природы. Залогом успеха в экологическом образовании и воспитании

дошкольников является системный и творческий подход к решению

поставленных перед педагогами задач.



В раздел образования