Автор: Букунович Адрианна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЗАТО г.Североморск " СОШ №1"
Населённый пункт: г.Североморск
Наименование материала: статья
Тема: «Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
На тему: «Реализация интегрированного подхода в экологическом
воспитании дошкольников»
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 47 Букунович Адрианна
Владимировна.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической
культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из
окружающей
среды,
у
него
развивается
эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающему,
формируются
основы
нравственно-
экологических позиций личности.
Формирование экологической культуры, является главной целью
экологического
образования,
под
которой
понимается
совокупность
экологического
создания,
экологических
чувств
и
экологической
деятельности.
Основные задачи экологического образования дошкольников:
-
формирование
целостного
представления
о
природном
и
социальном окружении как среды жизни человека.
- формирование экологического сознания и мышления, нравственно-
этического восприятия природы.
- совершенствовать воспитательно-образовательную работу через
интеграцию всех видов деятельности.
- непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к
окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.
- пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к
вопросам экологического воспитания детей в семье.
Пути реализации задач экологического образования
- экологизация предметно – развивающей среды;
- применение принципа интеграции во всех видах деятельности
детей;
-
экологизации
различных
видов
деятельности
ребенка
в
повседневной жизни.
Интегрированный метод обучения направлен на развития личности
ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий
объединена основной проблемой. Главная задача педагога заключается в
том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей
интеграции.
Форма проведения должна:
-
вовлекать
детей
в
решение
проблемно-поисковых
задач,
сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать
его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;
-стимулировать
умственную
деятельность
(процессы
анализа,
синтеза, сравнения, обобщения и классификации);
- повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Это:
-
учебно-игровая
деятельность:
исследования,
путешествия,
развлечения, которые формируются по принципам индивидуальных
особенностей развития ребёнка и его возможностей;
-
наглядно-практические
методы:
наблюдения,
экскурсии,
элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;
- игры: дидактические, словесные, подвижные.
При отборе содержания учитываются научность и доступность
понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются,
насыщаются содержанием, постоянно переходя в понятия, которые
превращаются в знания.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие:
Знакомлю детей со средой обитания домашних животных, птиц,
насекомых, с экосистемой города и деревни (сходство и различие);
формирую представления о влиянии человека на домашних животных,
птиц
(заботится
о
них,
кормит,
лечит);
безопасное
поведение
в
окружающем мире.
Использую Дидактические игры: «Рассели животных», «Найди
домик», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Накорми животное»,
«Построй домик», «Выбери нужное», «Береги природу», «Что лишнее»,
«Кому нужны деревья в лесу?».
Словесные игры: «Похожи – не похожи», «Цепочка», «Игра в слова»,
«Да – нет», «Что было бы, если…».
Образовательная область: Речевое развитие.
Расширяем словарный запас детей (животное, ферма, корм, двор,
подворье, детеныши), птицы, кормушка, зимовать, дерево, ствол, корни;
ветер, дождь, снег, лужи;
- развиваем память (заучивание стихов, потешек, песенок);
Образовательная область: Познавательное развитие:
Формирование
представлений
о
домашних
животных
и
их
детенышах, птиц,; воспитания бережного отношения к животным и птицам,
трудолюбия;
необходимость
домашних
животных
для
человека,
формирование представления об окружающей среде.
Дидактические игры: «Подбери пару», «Что изменилось», «Чудесный
мешочек», «Поможем козе с козлятами», «Найди маму», «Назови
животное», «Весёлая ферма», «Помоги Незнайке», «Найди что покажу
(назову)», «Лото».
Словесные игры: «Кто как кричит?», «Узнай по описанию», «Так
бывает или нет», «Угадай по голосу».
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие:
Знакомимся с художественной литературой (чтение «Курочка ряба»,
слушаем «Козленок» С. Буранбаева, заучивание Кисонька – Мурысенька);
развиваем
мышление (разгадываем загадки о животных, птицах).
Закрепляем эмоционально - эстетические чувства при встрече с книгой;
поощряем желания детей делиться впечатлениями.
Играем с детьми в дидактические игры: «Назови самое высокое
(низкое) животное», «Кто больше?», «Кто какого цвета?», «Подбери по
цвету», «На что похоже», «Кого сколько?».
Учу детей изображать животных, птиц
посредством рисования,
аппликации и лепки, правильно передавать их форму, особенности
строения, воспитывать самостоятельность. С детьми на занятиях мы
рассматриваем картины с изображением домашних животных, птиц,
времен года , леса. Закрепляем знания рисуем трафаретами.
На музыкальных занятиях играем в музыкальные экологические игры,
поем песенки про дождик и солнышко, про животных, разучиваем танцы,
где превращаемся
в птичек или в разных животных. Закрепляем
представления о повадках и образе жизни животных , птиц. Закрепляем
явления природы.
Театральная деятельность.
Детская сказка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке
превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может
изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и попытается
изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие,
доброту, ласку.
Развлечения, путешествия.
Для детей проводятся экологические развлечения, путешествия, где
дети отгадывают загадки, знакомятся с правилами поведения в лесу. В
процессе
формируются
умения
узнавать,
называть
и
различать
особенности внешнего вида и образа жизни диких животных, а также
формируются знания о поведении в лесу, знания о растениях, заботе об
окружающем мире,о явлениях природы.
Работа с родителями:
Для осуществления полноценного экологического развития детей,
свою работу я сочетаю с работой семьи. Для чего оформляю папки-
передвижки на темы: «Берегите природу», «Юный исследователь»
«Интересное рядом» и т. д. В которых содержатся интересные факты из
жизни растений и животных, о явлениях природы. Родители вместе с
детьми участвуют в конкурсах поделок.
Макеты – это форма организации образовательного пространства,
способствующая
развитию
творческого
познавательного
мышления,
поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности
каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества.
Так
же
дети
проходят
маршрут
по
экологической
тропе-это
инновационная форма экологического образования.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать
обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно
для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно
посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Наблюдать
изменения, которые происходят в природе. Развивать наблюдательность,
познавательную активность, любознательность.
Прогулки
На прогулках
с детьми закрепляем полученные знания в виде
беседы, подвижных игр, загадок, наблюдений. В зимнее время мы с
детьми подкармливаем птиц, ухаживаем за кормушками. Наблюдаем за
животными и птицами, за погодой, ведем календарь наблюдения за
природой.
Участие в Экологической Акции «Сдай макулатуру-спаси дерево!»
Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в
дошкольном
учреждении
его
сотрудниками
и
детьми
с
участием
родителей.
Акция « Синичкин день», где дети совместно с родителями
изготавливали дома кормушки для птиц, с каким удовольствием они
приносили кормушки, а потом гордо вешали их на деревья и каждый день
выходя на прогулки с огромной радостью бежали смотреть на них.. Мы
кормили птиц , наблюдали за их поведением.
Совместно с детьми и родителями
мы приняли участие
в
экологической
акции:
«Сдай
макулатуру
–
спаси
дерево!».
С родителями была проведена работа (листовки, плакаты, памятки). С
детьми в группе была проведена Беседа, для чего нужно сдавать
макулатуру, для чего нужно беречь лес, деревья. Рассматривали
иллюстрации и картинки. Дети вместе с родителями принесли коробки с
макулатурой. У нас было самое большое количество кг. Наша группа
заняла 1 место и выиграла приз, колонку, а так же нам вручили грамоту!
Но это не самое главное!
Главное то, что такие акции сплотили всех нас ! Мы все были
настроены на удовольствие от совместного дела!
Вывод:
Интегрированный подход помогает решить задачи экологического
воспитания
дошкольников,
тем
самым
осуществляя
всестороннее
развитие личности: дети учатся взаимодействовать с окружающей средой
(лесом, лугом, озером) и погодно-климатическими факторами (морозом,
ветром, дождем). Во время походов, экскурсий, прогулок, учатся видеть
красоту, понимать ее в любых проявлениях. При этом расширяется их
кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба,
взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.,
укрепляется здоровье.
Работа по данной технологии позволяет формировать у ребенка
уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов
деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о
растениях,
животных,
птицах,
явлениях
природы,
прививать
им
экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде,
миру природы. Залогом успеха в экологическом образовании и воспитании
дошкольников является системный и творческий подход к решению
поставленных перед педагогами задач.