Напоминание

"Почему дети лгут?"


Автор: Гуляева Антонина Борисовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №300 Дзержинского района Волгограда"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Почему дети лгут?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Почему дети лгут?

Ложь и обман является способом выживания и социального взаимодействия. Проще

принять ненужный подарок, чем объясняться с дарителем, и испортить тем самым

настроение и отношения с ним.

Зачем люди в принципе врут?

Комплименты тоже можно расценивать как своего рода ложь — ведь далеко не все

приятные слова соответствуют реальному отношению одного человека к другому.

Американский ученый Олдерт Фрай выделяет 5 причин лжи. Мы врем, чтобы:

- произвести на других положительное впечатление, защитить себя от чувства неловкости,

от неодобрения окружающих;

- получить преимущество;

- избежать наказания;

- помочь другим;

- сохранить социальные отношения.

Получается, ложь — это инструмент социального взаимодействия и во взрослой жизни

без нее не обойтись. Но у детей все происходит иначе. По словам А.И. Савенкова, до 6−7

лет дети в полной мере не осознают, на что способна ложь, и не используют ее как

взрослые. Поэтому в случае детей следует обсуждать следующие понятия:

- ложь как выдумка - непреднамеренная ложь;

- ложь-манипуляция в моменте, безобидная, без злого умысла;

- ложь как обман с целью получения выгоды, преднамеренная, умышленная.

Дети не врут — дети выдумывают.

По

словам

Александра

Савенкова,

детская

лож

является

«продуктом

богатого,

неотделимого от детской жизни творческого воображения».

Л.С. Выготский хорошо описал психологический механизм, порождающий детские

волшебные фантазии:

«Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше

доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому

воображения в житейском, культурном смысле этого слова… у ребенка, конечно, больше,

чем у взрослого человека». Ключевой здесь является мысль о том, что ребенок «доверяет

продуктам своего воображения».

Из этого следует, что ребенок в принципе плохо видит грань между выдумкой и

действительностью. Почти весь его мир состоит из фантазий. И когда дошкольник взахлеб

рассказывает, как он в детском саду с группой детей отправился в путешествие на

корабле, чтобы спасти маленьких медвежат, которые попали в руки злодеев, а потом они

со всей группой детей ели медовые пряники, которыми их угостила мама медведица за

спасение своихмедвежат - в его намерения не входит вас обмануть. Это было занятие с

сюрпризным моментом и игровой ситуацией, и он с вами ею поделился.

А.И. Савенков утверждает, что «фантазийное искажение информации не может

рассматриваться как традиционная ложь взрослых, это скорее глубокое переживание

своих воображаемых явлений и событий. В сознании ребенка мир реальный и мир

придуманный далеко не всегда дифференцированы. Ребенок одновременно живет в мире

реальности

и

вымышленном

пространстве

своих

игр

и

фантазий,

созданных

воображением. Именно поэтому детская ложь обычно безобидна и непреднамеренна».

Поэтому родителям и педагогам важно правильно реагировать на детскую ложь — ни в

коем случае ее не пресекать.

«Чем дольше ребенок пребывает и проживает в мире своих фантазий, тем выше у него

будет развита креативность, которая так необходима в современном взрослом мире.

Детская ложь — это не только способ сделать свою жизнь немного комфортнее. В ней

содержатся ростки первых проявлений активно формирующейся потребности ребенка в

творчестве.

А

вот

непродуманное

противодействие

бескорыстному

детскому

фантазированию

со

стороны

взрослых

может

негативно

сказаться

на

развитии

когнитивной и психосоциальной сфер детской личности», утверждает А.И. Савенков.

Что делать, если ребенок намеренно врет:

Дети врут чаще, если они испытывают страх наказания, подвергаются унижению или

порицанию. Если ребенок знает, что за разбитую чашку его ругать не будут, то и

выдумывать историю про то, что кот запрыгнул на стол и столкнул ее, он тоже не будет.

Тем более что и кота никогда в семье не было.

Одна из главных задач родителей - выстраивать с ребенком теплые и доверительные

отношения, создавать вокруг него среду, которая не требует от него преднамеренной лжи

ради избежания наказания.

Ложь - как попытка манипуляции (маленький ребенок, требуя чего-то у мамы, регулярно

врет, что «папа разрешил») — это уже повод разобраться в ее причинах. Важно помнить:

во взаимодействии с ребенком, ключевая роль отводится его мотивации, наличию или

отсутствию у него умысла.

Если в семье между родителями нет согласия по воспитательным, педагогическим или

другим вопросам, то ребенок будет этим пользоваться.

Он очень быстро считывает семейные роли и знает, кто „добрый“, а кто „злой“ и к кому с

каким вопросом подойти. Это словесная манипуляция, ложь, цель которой — получить ту

или иную выгоду, однако спровоцирована она самими родителями. Если в семье есть

четкие правила и родители им всегда следуют, то таких ситуаций и возникнуть не может.

С другой стороны, ложь и манипуляция — это навык, без которого попросту не выжить, и

поэтому ребенок действительно должен уметь манипулировать. В это случае родителям

всегда надо проговаривать с ребенком, что его ложь и манипуляции не должны приносить

вреда окружающим,

иметь негативных последствий. Сделать это можно путем

обсуждения прочитанных рассказов о детской лжи (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой…) и

проигрывания сценариев в сюжетно-ролевых играх.

Вранью учат чаще всего родители…

Дети неосознанно копируют поведение родителей — и лгать они учатся тоже у

взрослых.

В ситуациях, когда взрослые не могут или не хотят говорить детям правду, считая их

слишком маленькими для той или иной информации, они выдумывают истории (развод

родителей, смерь близкого человека…) Так было всегда, и в большинстве семей часто

продолжается и по сей день.

Плохо пугать ребенка бабайкой и Бабой-ягой, но при этом продолжают врать про Деда

Мороза

и

зубную

фею.

Взрослые,

интуитивно

понимая

особенности

детского

мировоззрения, поддерживают временное пребывание ребенка одновременно в мире

реальности и мире фантазий. И это нормально. Младшие школьники и большинство

взрослых также знают, что Деда Мороза нет, но принимают и поддерживают эту игру

сами в присутствии младших братьев, сестер и друзей.

После прощания с Дедом Морозом наивная креативная детская ложь сменяется активной

— дети учатся лгать по-взрослому. Фантазии заканчиваются, начинается реальная жизнь,

и в нее постепенно приходят все социальные навыки, присущие взрослым. А вот как

повзрослевший ребенок ими воспользуется, зависит от того, как происходит общение и

доверие в семье между родителями и детьми. Врал ребенок в детстве, чтобы избежать

наказания? Был ли у него опыт доверительных разговоров со взрослыми? Манипулировал

ли он родителями, которые не могли договориться друг с другом? Все это будет иметь

значение.

Педагог – психолог Гуляева А.Б.



В раздел образования