Автор: Гуляева Антонина Борисовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МОУ "Детский сад №300 Дзержинского района Волгограда"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Почему дети лгут?"
Раздел: дошкольное образование
Почему дети лгут?
Ложь и обман является способом выживания и социального взаимодействия. Проще
принять ненужный подарок, чем объясняться с дарителем, и испортить тем самым
настроение и отношения с ним.
Зачем люди в принципе врут?
Комплименты тоже можно расценивать как своего рода ложь — ведь далеко не все
приятные слова соответствуют реальному отношению одного человека к другому.
Американский ученый Олдерт Фрай выделяет 5 причин лжи. Мы врем, чтобы:
- произвести на других положительное впечатление, защитить себя от чувства неловкости,
от неодобрения окружающих;
- получить преимущество;
- избежать наказания;
- помочь другим;
- сохранить социальные отношения.
Получается, ложь — это инструмент социального взаимодействия и во взрослой жизни
без нее не обойтись. Но у детей все происходит иначе. По словам А.И. Савенкова, до 6−7
лет дети в полной мере не осознают, на что способна ложь, и не используют ее как
взрослые. Поэтому в случае детей следует обсуждать следующие понятия:
- ложь как выдумка - непреднамеренная ложь;
- ложь-манипуляция в моменте, безобидная, без злого умысла;
- ложь как обман с целью получения выгоды, преднамеренная, умышленная.
Дети не врут — дети выдумывают.
По
словам
Александра
Савенкова,
детская
лож
является
«продуктом
богатого,
неотделимого от детской жизни творческого воображения».
Л.С. Выготский хорошо описал психологический механизм, порождающий детские
волшебные фантазии:
«Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше
доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому
воображения в житейском, культурном смысле этого слова… у ребенка, конечно, больше,
чем у взрослого человека». Ключевой здесь является мысль о том, что ребенок «доверяет
продуктам своего воображения».
Из этого следует, что ребенок в принципе плохо видит грань между выдумкой и
действительностью. Почти весь его мир состоит из фантазий. И когда дошкольник взахлеб
рассказывает, как он в детском саду с группой детей отправился в путешествие на
корабле, чтобы спасти маленьких медвежат, которые попали в руки злодеев, а потом они
со всей группой детей ели медовые пряники, которыми их угостила мама медведица за
спасение своихмедвежат - в его намерения не входит вас обмануть. Это было занятие с
сюрпризным моментом и игровой ситуацией, и он с вами ею поделился.
А.И. Савенков утверждает, что «фантазийное искажение информации не может
рассматриваться как традиционная ложь взрослых, это скорее глубокое переживание
своих воображаемых явлений и событий. В сознании ребенка мир реальный и мир
придуманный далеко не всегда дифференцированы. Ребенок одновременно живет в мире
реальности
и
вымышленном
пространстве
своих
игр
и
фантазий,
созданных
воображением. Именно поэтому детская ложь обычно безобидна и непреднамеренна».
Поэтому родителям и педагогам важно правильно реагировать на детскую ложь — ни в
коем случае ее не пресекать.
«Чем дольше ребенок пребывает и проживает в мире своих фантазий, тем выше у него
будет развита креативность, которая так необходима в современном взрослом мире.
Детская ложь — это не только способ сделать свою жизнь немного комфортнее. В ней
содержатся ростки первых проявлений активно формирующейся потребности ребенка в
творчестве.
А
вот
непродуманное
противодействие
бескорыстному
детскому
фантазированию
со
стороны
взрослых
может
негативно
сказаться
на
развитии
когнитивной и психосоциальной сфер детской личности», утверждает А.И. Савенков.
Что делать, если ребенок намеренно врет:
Дети врут чаще, если они испытывают страх наказания, подвергаются унижению или
порицанию. Если ребенок знает, что за разбитую чашку его ругать не будут, то и
выдумывать историю про то, что кот запрыгнул на стол и столкнул ее, он тоже не будет.
Тем более что и кота никогда в семье не было.
Одна из главных задач родителей - выстраивать с ребенком теплые и доверительные
отношения, создавать вокруг него среду, которая не требует от него преднамеренной лжи
ради избежания наказания.
Ложь - как попытка манипуляции (маленький ребенок, требуя чего-то у мамы, регулярно
врет, что «папа разрешил») — это уже повод разобраться в ее причинах. Важно помнить:
во взаимодействии с ребенком, ключевая роль отводится его мотивации, наличию или
отсутствию у него умысла.
Если в семье между родителями нет согласия по воспитательным, педагогическим или
другим вопросам, то ребенок будет этим пользоваться.
Он очень быстро считывает семейные роли и знает, кто „добрый“, а кто „злой“ и к кому с
каким вопросом подойти. Это словесная манипуляция, ложь, цель которой — получить ту
или иную выгоду, однако спровоцирована она самими родителями. Если в семье есть
четкие правила и родители им всегда следуют, то таких ситуаций и возникнуть не может.
С другой стороны, ложь и манипуляция — это навык, без которого попросту не выжить, и
поэтому ребенок действительно должен уметь манипулировать. В это случае родителям
всегда надо проговаривать с ребенком, что его ложь и манипуляции не должны приносить
вреда окружающим,
иметь негативных последствий. Сделать это можно путем
обсуждения прочитанных рассказов о детской лжи (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой…) и
проигрывания сценариев в сюжетно-ролевых играх.
Вранью учат чаще всего родители…
Дети неосознанно копируют поведение родителей — и лгать они учатся тоже у
взрослых.
В ситуациях, когда взрослые не могут или не хотят говорить детям правду, считая их
слишком маленькими для той или иной информации, они выдумывают истории (развод
родителей, смерь близкого человека…) Так было всегда, и в большинстве семей часто
продолжается и по сей день.
Плохо пугать ребенка бабайкой и Бабой-ягой, но при этом продолжают врать про Деда
Мороза
и
зубную
фею.
Взрослые,
интуитивно
понимая
особенности
детского
мировоззрения, поддерживают временное пребывание ребенка одновременно в мире
реальности и мире фантазий. И это нормально. Младшие школьники и большинство
взрослых также знают, что Деда Мороза нет, но принимают и поддерживают эту игру
сами в присутствии младших братьев, сестер и друзей.
После прощания с Дедом Морозом наивная креативная детская ложь сменяется активной
— дети учатся лгать по-взрослому. Фантазии заканчиваются, начинается реальная жизнь,
и в нее постепенно приходят все социальные навыки, присущие взрослым. А вот как
повзрослевший ребенок ими воспользуется, зависит от того, как происходит общение и
доверие в семье между родителями и детьми. Врал ребенок в детстве, чтобы избежать
наказания? Был ли у него опыт доверительных разговоров со взрослыми? Манипулировал
ли он родителями, которые не могли договориться друг с другом? Все это будет иметь
значение.
Педагог – психолог Гуляева А.Б.