Автор: Аксянова Алсу Мансуровна
Должность: преподаватель по классу балалайка и гитара
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств
Населённый пункт: г.Зеленодольск"
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально – художественный анализ произведения В.В. Харисова «Былбылым» вариации на тему татарской народной песни «Мой соловей»
Раздел: дополнительное образование
Музыкально – художественный анализ произведения В.В. Харисова
«Былбылым» вариации на тему татарской народной песни «Мой соловей»
Художественное истолкование музыкального произведения музыкантом –
исполнителем, предполагает выявление характера, настроения заложенного в
него
музыкального
образа,
необходимое
для
правильной
трактовки
и
исполнения.
Художественное содержание песни, на которую написаны
вариации:
Ай былбылым, вай былбылым
Агыйделнең камышы
Таң алдыннан чут-чут килә
Сандугачлар тавышы
Ай былбылым, вай былбылым
Агыйделдә таң ата
Таңнар ата, өзелә үзәк
Җырлата да елата
Ай былбылым, вай былбылым
Кунып сайрый талларга
Синең хакта серләремне
Сөйлим сандугачларга
Ой, соловей, мой соловей,
Камыши в реке Белой.
На рассвете за рекою
Слышится пение соловья.
Ой, соловей, мой соловей,
На реке Белой разгорается
восход.
На заре душа тоскует,
Сердце ноет и поёт.
Ой, соловей, мой соловей,
Поёт на иве.
Про тебя тайны свои
Расскажу соловью.
Песня это самый многочисленный жанр татарского фольклора.
Именно в протяжных песнях и романсах человек изливает свое настроение. В
песне «Ай, Былбылым» парень или девушка раскрывают соловью самые
сокровенные тайны, отсюда светлая грусть и печаль, а быть может и надежда на
исполнение желания.
В песне «Ай, былбылым» повествуется о внутреннем диалоге человека с
соловьем на фоне утреннего пробуждения природы с рассветом у реки. Она
является одной из самых популярных и легендарных татарских народных песен.
Образы птиц (соловья) встречаются в вокальном творчестве разных
народов: татарского, башкирского, чувашского, а также в произведениях
русских композиторах. Голоса птиц часто вдохновляли великих композиторов
на создание музыкальных произведений. Например романс А.А. Алябьева
«Соловей»; М.И. Глинка. «Жаворонок»; П.И. Чайковский. «Песня жаворонка»
(фортепианная сюита «Детский альбом»). У зарубежных композиторов К. Сен-
Санс. «Лебедь» (из цикла «Карнавал животных»); Л.К. Дакен. «Кукушка»;
Эдвард Григ. «Птичка» («Лирические пьесы», оп.43); А. Вивальди. «Щегол»
Концерт для флейты и струнного оркестра; Ж.Ф. Рамо. «Курица».
В татарских и башкирских песнях образ соловья описывается как спутник
одиноких, тоскующих людей или задушевный друг влюбленных пар.
В
чувашской лирике соловей отождествляется с образом матушки. Образы птиц
могут быть использованы как символ красоты, любви, а также - изобилия и
благополучия.
В татарских, башкирских и чувашских песнях большое место занимают
образы, связанные с водой: образы озера, родника, моря, реки и т.д. Самый
распространенный из них – образ самой воды. Очень часто вода уносит с собой
грусть и печаль лирического героя. Чистота воды сопоставляется с чистотой
души человека.
В татарской народной песне «Мой соловей» три куплета. В первом
куплете рассказывается о природе: рассвет на Белой реке, в камышах поет
соловей. Белая река – это чистые помыслы. Рассвет – это надежда на самое
лучшее. Пение соловья – это пение души.
Во втором куплете рассказывается о внутреннем душевном состоянии
влюбленного человека. На реке Белой разгорается восход – зори расцветают,
поется и плачется от тоски и неразделенной любви. Поэтому композитор это
душевное
состояние
показывает
шестнадцатыми
длительностями,
разливающимися как водный поток.
В третьем куплете соловей приземлившись к ивам вступает в диалог:
Мой соловей, поет на иве.
Про тебя тайны свои расскажу соловью…
Вступление соловья в разговор композитор показывает во второй
вариации приемом
короткого арпеджиато, имитирующего трель соловья.
Насыщенность диалога, задушевного разговора показывается подголосками и
двухголосной темой в терцию.
Как прибрежная волна разливается заключительный арпеджированный
аккорд, тающий и исчезающий на фоне ферматы.