Напоминание

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей».


Автор: Стрелкова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №26 д/с Золотая рыбка
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема:

«Театрализованная деятельность, как средство

всестороннего развития детей».

Цель – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с

малыми фольклорными формами.

Задачи:

1.

Развитие творческой индивидуальности.

2.

Эмоциональное развитие.

3.

Развитие музыкальных способностей.

4.

Развитие духовной сферы.

5.

Развитие самостоятельности.

6.

Воспитание эстетических чувств.

7.

Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные

песни, загадки, потешки, пословицы, прибаутки, сказки

Одним из важнейших направлений деятельности в дошкольном образовании

является изучение традиционного национального искусства народов нашей

страны и региона. Русские народные сказки, песни, пословицы и поговорки,

потешки, прибаутки, загадки – это народная мудрость, свод правил жизни,

кладезь яркого богатства языка. Все что пришло к нам из глубины веком, мы

теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить

детей постигать культуру своего народа и показать им дорогу в этот

сказочный и добрый мир.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко

устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы

привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время

оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова,

заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.

Поэтичны и красивы наши народные песни.

Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа.

Остроумны и разнообразны народные загадки.

Народные игры всегда были естественным спутником жизни ребенка,

источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

Русские народные сказки, с которыми встречается ребёнок, вводят его в

мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим

содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и

развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что

плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о

моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор:

развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества:

доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность

народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.

Таким образом, произведения народного творчества – это школа развития

чувств детей.

Детский фольклор используется: в период адаптации; в режимных моментах;

на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности: в игре; и

театрализованной деятельности.

Задачу по приобщению детей к национальной культуре, можно решать

посредством театрализованной деятельности, так как именно она является

одним из самых распространенных видов детского творчества.

Специально организованные театрализованные занятия и развлечения

позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам

народной культуры.

Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие

личности старших дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к

Родине, уважение к культуре русского народа.

Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших

дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на

личность ребенка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое

педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы

педагогического и психологического плана. Ведь ребенок, во время

театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно,

естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную

информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте

человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои

отношения. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир

ребенка стала неотъемлемой частью педагогического процесса в ДОУ.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе

театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность

ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру,

совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания,

побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. У детей

часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты

память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального

раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и

художественному воображению - это путь через игру, фантазирование,

сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь

наиболее распространенным видом детского творчества, именно

драматизация связывает художественное творчество с личными

переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на

эмоциональный мир ребенка.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих

способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание,

сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения

действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него,

живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация

или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный

вид детского творчества.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь

всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид

творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского

творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы

самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной

деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов

детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли,

инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное

творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории,

декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического

творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают

смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

Театрализованная игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него

способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Таким

образом: театрализованная деятельность является неисчерпаемым

источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий

ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской

народной культуры.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится

на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• освоение специальных умений («актер», «режиссер»);

• самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой

театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление,

воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и

проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная,

музыкальная и пр.).

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь

наших детейинтересной и содержательной, наполнить её яркими

впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной

деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни

На что направлена театрализованная деятельность?

На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

На развитие фантазии;

На формирование волевых качеств;

На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникативных,

организаторских, двигательных и т.д.)

Существует большое количество видов театра:

I.

Театр на столе (конусный, настольный театр)

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

Сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

II.

Наручный театр (пальчиковый, варежковый)

развивает ловкость, точность, выразительность, координацию

движений;

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает

бороться с нарушениями речи, неврозами;

Помогает справиться с переживаниями, страхами;

Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают

дети.

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая

моторика рук, что способствует более успешному и эффективному

развитию речи.

III.

Верховой театр (куклы би-ба-бо, тростевой, театр ложек)

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях,

тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с

куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть

молча!

Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды,

психологи и педагоги!

IV.

Театр на полу (марионетки)

Управлять куклами-марионетками трудно, поэтому в этом виде театр дети –

зрители

V.

Театр живых кукол (театр масок, платочные куклы, театр кукол

великанов)

Способствует развитию речи, внимания, памяти;

формирует пространственные представления;

повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

VI. Игра-драматизация

Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

В этой игре идет целостное воздействие на личность ребенка: его

раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических

процессов. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не

способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как

игра-драматизация.

Театрализованная деятельность-это…не просто игра! Это прекрасное

средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря,

развития мышления, воображения, творческих способностей.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником

развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,

приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной

культуры. Театрализованная деятельность способствует обогащению знаний

старших дошкольников о традициях русского народа, его культуре.

Театрализованная деятельность является важнейшим средством

всестороннего развития детей.



В раздел образования