Автор: Стрелкова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №26 д/с Золотая рыбка
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей».
Раздел: дошкольное образование
Тема:
«Театрализованная деятельность, как средство
всестороннего развития детей».
Цель – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с
малыми фольклорными формами.
Задачи:
1.
Развитие творческой индивидуальности.
2.
Эмоциональное развитие.
3.
Развитие музыкальных способностей.
4.
Развитие духовной сферы.
5.
Развитие самостоятельности.
6.
Воспитание эстетических чувств.
7.
Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные
песни, загадки, потешки, пословицы, прибаутки, сказки
Одним из важнейших направлений деятельности в дошкольном образовании
является изучение традиционного национального искусства народов нашей
страны и региона. Русские народные сказки, песни, пословицы и поговорки,
потешки, прибаутки, загадки – это народная мудрость, свод правил жизни,
кладезь яркого богатства языка. Все что пришло к нам из глубины веком, мы
теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить
детей постигать культуру своего народа и показать им дорогу в этот
сказочный и добрый мир.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко
устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы
привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время
оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова,
заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.
Поэтичны и красивы наши народные песни.
Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа.
Остроумны и разнообразны народные загадки.
Народные игры всегда были естественным спутником жизни ребенка,
источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Русские народные сказки, с которыми встречается ребёнок, вводят его в
мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим
содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и
развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что
плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о
моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор:
развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества:
доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность
народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.
Таким образом, произведения народного творчества – это школа развития
чувств детей.
Детский фольклор используется: в период адаптации; в режимных моментах;
на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности: в игре; и
театрализованной деятельности.
Задачу по приобщению детей к национальной культуре, можно решать
посредством театрализованной деятельности, так как именно она является
одним из самых распространенных видов детского творчества.
Специально организованные театрализованные занятия и развлечения
позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам
народной культуры.
Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие
личности старших дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к
Родине, уважение к культуре русского народа.
Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших
дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа.
Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на
личность ребенка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое
педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы
педагогического и психологического плана. Ведь ребенок, во время
театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно,
естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную
информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте
человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои
отношения. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир
ребенка стала неотъемлемой частью педагогического процесса в ДОУ.
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе
театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность
ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру,
совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания,
побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. У детей
часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты
память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и
художественному воображению - это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь
наиболее распространенным видом детского творчества, именно
драматизация связывает художественное творчество с личными
переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на
эмоциональный мир ребенка.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих
способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание,
сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения
действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него,
живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация
или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный
вид детского творчества.
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь
всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид
творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского
творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы
самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной
деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов
детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли,
инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное
творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории,
декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического
творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают
смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.
Театрализованная игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него
способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Таким
образом: театрализованная деятельность является неисчерпаемым
источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий
ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской
народной культуры.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится
на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений («актер», «режиссер»);
• самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой
театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление,
воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и
проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная,
музыкальная и пр.).
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь
наших детейинтересной и содержательной, наполнить её яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной
деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни
На что направлена театрализованная деятельность?
•
На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
•
На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
•
На развитие фантазии;
•
На формирование волевых качеств;
•
На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникативных,
организаторских, двигательных и т.д.)
Существует большое количество видов театра:
I.
Театр на столе (конусный, настольный театр)
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
Сопровождать движения пальцев речью;
Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
II.
Наручный театр (пальчиковый, варежковый)
развивает ловкость, точность, выразительность, координацию
движений;
Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает
бороться с нарушениями речи, неврозами;
Помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают
дети.
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая
моторика рук, что способствует более успешному и эффективному
развитию речи.
III.
Верховой театр (куклы би-ба-бо, тростевой, театр ложек)
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях,
тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с
куклой.
При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть
молча!
Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды,
психологи и педагоги!
IV.
Театр на полу (марионетки)
Управлять куклами-марионетками трудно, поэтому в этом виде театр дети –
зрители
V.
Театр живых кукол (театр масок, платочные куклы, театр кукол
великанов)
Способствует развитию речи, внимания, памяти;
формирует пространственные представления;
повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
VI. Игра-драматизация
Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
В этой игре идет целостное воздействие на личность ребенка: его
раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических
процессов. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не
способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как
игра-драматизация.
Театрализованная деятельность-это…не просто игра! Это прекрасное
средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря,
развития мышления, воображения, творческих способностей.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником
развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,
приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной
культуры. Театрализованная деятельность способствует обогащению знаний
старших дошкольников о традициях русского народа, его культуре.
Театрализованная деятельность является важнейшим средством
всестороннего развития детей.