Напоминание

«Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»


Автор: Николаева Анна Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска СОШ 27
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«НОВЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС»

Введение

Современная

система

образования

в

Российской

Федерации

ориентирована

на

реализацию

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

(ФГОС),

который

предъявляет

новые

требования к организации

учебного процесса в начальной школе.

Внедрение

инновационных

методов

и

технологий

направлено

на

формирование

у

учащихся

не

только

предметных

знаний,

но

и

универсальных

учебных

действий

(УУД),

развитие

критического

мышления, самостоятельности и познавательной активности.

Цель

данной

методической

разработки

проанализировать

актуальные педагогические подходы и технологии, соответствующие

ФГОС,

а

также

предложить

практические

рекомендации

по

их

применению в начальной школе.

1. Основные принципы ФГОС в начальном образовании

ФГОС начального общего образования базируется на следующих

ключевых принципах:

Деятельностный подход – обучение строится через активную

познавательную деятельность учащихся, где учитель выступает в роли

организатора, а не транслятора знаний.

Формирование УУД – развитие регулятивных, познавательных,

коммуникативных

и

личностных

навыков,

обеспечивающих

способность к самообучению.

Индивидуализация обучения – учет личностных особенностей,

темпа усвоения материала и образовательных потребностей каждого

ученика.

Использование современных технологий – интеграция цифровых

инструментов, интерактивных методов и проектной деятельности.

Эти принципы требуют от педагога пересмотра традиционных

методик и внедрения инновационных практик.

2. Современные методы преподавания в начальной школе

2.1. Проблемное обучение

Проблемное

обучение

предполагает

создание

ситуаций,

в

которых ученики самостоятельно формулируют проблему, выдвигают

гипотезы и ищут пути решения. Этот метод способствует развитию

логического мышления и исследовательских навыков.

Пример применения:

На уроке окружающего мира учитель предлагает вопрос: «Почему

листья осенью меняют цвет?» Учащиеся высказывают предположения,

проводят

мини-исследование

с

использованием

дополнительных

источников и формулируют выводы.

2.2. Проектная деятельность

Проектная технология позволяет интегрировать знания из разных

предметных областей и применять их на практике. В начальной школе

используются

краткосрочные

проекты

(1–2

урока)

и

долгосрочные

(неделя и более).

Этапы работы над проектом:

Выбор темы (с учетом интересов учащихся).

Планирование (определение целей, задач, методов).

Реализация

(сбор

информации,

эксперименты,

создание

продукта).

Презентация (защита перед классом).

Пример: проект «Моя родословная» (интеграция окружающего

мира, ИЗО и технологии).

2.3. Игровые технологии

Игра

остается

ведущим

видом

деятельности

у

младших

школьников. Дидактические, ролевые и деловые игры активизируют

познавательный интерес и облегчают усвоение сложных тем.

Примеры игровых приемов:

«Математический

лабиринт»

(решение

примеров

для

продвижения по игровому полю).

«Словарный аукцион» (ученики называют слова на определенное

правило, побеждает тот, кто вспомнит больше).

2.4. Метод кейсов

Кейс-технология

предполагает

анализ

реальных

или

смоделированных ситуаций. Учащиеся учатся аргументировать свою

позицию, работать в команде и принимать решения.

Пример: разбор ситуации «Как поступить, если увидел, что мусор

бросили мимо урны?» (урок окружающего мира или ОРКСЭ).

3. Цифровые технологии в начальной школе

Информатизация образования открывает новые возможности для

повышения эффективности обучения.

3.1. Использование интерактивных досок и мультимедийных

ресурсов

Интерактивные

доски

позволяют

визуализировать

учебный

материал,

делать

уроки

более

динамичными.

Мультимедийные

презентации,

обучающие

видео

и

анимации

помогают

объяснять

сложные темы (например, состав числа, природные явления).

3.2. Образовательные платформы и онлайн-ресурсы

Платформы

«Учи.ру»,

«ЯКласс»,

«РЭШ»

(Российская

электронная

школа)

предоставляют

интерактивные

задания,

автоматическую

проверку

и

персонализированные

траектории

обучения.

3.3. Геймификация

Применение

игровых

элементов

(баллы,

уровни,

рейтинги)

повышает

мотивацию.

Например,

использование

приложений

с

квестами по математике или русскому языку.

4. Формирование УУД через современные технологии

В

соответствии

с

ФГОС,

учитель

должен

целенаправленно

развивать универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

Использование методов исследования (наблюдение, сравнение,

классификация).

Применение интеллект-карт для структурирования информации.

Регулятивные УУД:

Самооценка по чек-листам.

Планирование

этапов

работы

(например,

в

проектной

деятельности).

Коммуникативные УУД:

Групповые дискуссии.

Взаимопроверка работ.

Личностные УУД:

Рефлексия («Что узнал? Что было трудно?»).

Этические беседы (на уроках литературного чтения, ОРКСЭ).

5. Оценка эффективности новых методов

Для

определения

результативности

применяемых

технологий

педагогу следует использовать:

Наблюдение за активностью учащихся.

Диагностические задания на сформированность УУД.

Анкетирование (отношение детей к новым формам работы).

Заключение

Внедрение

современных

методов

и

технологий

в

начальной

школе в соответствии с ФГОС способствует созданию развивающей

образовательной среды, где каждый ученик может раскрыть свой

потенциал.

Важно

сочетать

традиционные

и

инновационные

подходы, адаптируя их к возрастным и индивидуальным особенностям

детей.

Практическое

применение

рассмотренных

методик

позволит

педагогам повысить качество обучения, сформировать у учащихся

ключевые

компетенции

и

подготовить

их

к

успешному

освоению

программ основной школы.



В раздел образования