Автор: Границына Людмила Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ № 42
Населённый пункт: Колпино, Санкт-петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: музыкально-логопедическое занятие "Веселые гномики"
Раздел: дошкольное образование
Логопедическое занятие «Веселые гномики»
1.Приветствие;
2. Маршировка (муз. «Марш» М. Робера). Бег с остановками и поворотами головы и
туловища в стороны («Лиса пытается догнать петушка» муз. Е. Горвиной)– развитие
общей моторики.
Педагог:
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с маленькими волшебными
человечками и будем с ними играть. Покажите, какие они маленькие? (дети показывают.)
ещё у них есть длинная-предлинная борода. Покажите, какая? (показывают).) На ногах у
них деревянные башмачки, которые громко стучат. Покажите, как стучат деревянные
каблучки? (дети топают ногами.)
Человечек озорной,
Ростом очень небольшой,
Колпачок блестит на нём,
И зовём его мы…(Гном).
Живут гномики в лесной пещере. Там очень читый воздух.
3.Дыхательная гимнастика Упр. «Плечи», упр. «Хлоп» - развитие физиологического и
речевого дыхания.
Упражнение «Плечи» - на вдох – плечи поднимаются вверх. На выдох опускаются
вниз.
Упражнение «Хлоп» - Выполняется стоя. И.п. – ноги на ширине плеч, руки
опущены. На вдох – и.п. На выдох – повернуться вправо, хлопнуть руками, сказать
«хлоп!», затем вернуться в и.п., повернуться влево и тоже хлопнуть.
Педагог: Гномики очень любят гулять по лесу.
4.Ходьба («Полянка» р.н.мел., обр. Г. Фрида) – развитие координации движений.
Дети идут друг за другом гуськом, приставляя пятку к носку. Постепенно темп
ускоряется.
Педагог: Дошли гномики до полянки и решили отдохнуть.
5.Пальчиковая гимнастика «Гномики» - развитие мелкой моторики.
Маленькие гномики Пальцы обеих рук соединяются подушечками.
Ловко строят домики Изображают руками «крышу».
Чтоб гостей им пригласить, попеременное положение рук –«крышка», кулачка- ножка
Надо столик смастерить.
Чтоб гостей им пригласить, Л.р. поднята вверх вертикально, п.р.
в кулачке прижата к л.р.
Надо стульчик смастерить. Положение рук попеременно меняется.
6.. Артикул. Гимнастика - развитие артикуляционной моторики.
Упражнение «Окошко»: рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
Упражнение «Кролик»:
зубы сомкнуты, верхняя губа приподнимается и обнажает
верхние резцы.
7. Релаксация «Колыбельная песня» Муз. В. А. Моцарта
– развитие умения
расслаблять мышцы всего тела.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Педагог: Наши гномики очень любят играть, поиграем с ними!
8. Упр. «Попрыгаем» («этюд» муз. К. Черни) – регуляция мышечного тонуса ног,
выработка умения сочетать речь с движениями.
Дети стоят в шеренге. Педагог читает стихотворение, дети по тексту выполняют
различные прыжки.
Ножки вместе,
Ножки врозь.
Ножки прямо,
Ножки вкось.
Ножки здесь,
И ножки там.
Что за шум,
Ято за гам?
Педагог: Жарко стало гномикам и захотелось им опустить руки в прохладную воду.
9. Упражнение «Брызгалки» (швец. нар. мел. «Гном слушает»)
– регуляция
мышечного тонуса рук.
На «раз» - дети болтают руками влево, на два – вправо, на три – кругом, на четыре –
«брызгаются».
Педагог: Надоело гномикам брызгаться, но тут пришли Белоснежка и научила новой игре.
10. Игра «Будь внимателен!» - развитие зрительного внимания и моторной памяти.
Педагог произносит разные звуки, дети должны выполнять определенные движения.
Варианты движения для рук:
* Хлопнуть в ладоши перед грудью (произнесение звука {а});
* Хлопнуть в ладоши за спиной (звук {о});
* хлопнуть у правого плеча (звук {у});
* хлопнуть у левого плеча (звук{ы}).
Педагог: Белоснежка научила гномиков делать слоговую зарядку.
11. Упражнение «Слоговая зарядка»
- активизация слухового внимания, развитие
чувства ритма и фонематического восприятия – умения воспроизводить слоговый ряд со
сменой ударного слога.
МА – МО – МУ – МЫ;
ПА – ПО – ПУ – ПЫ;
ТА – ТО – ТУ – ТЫ;
НА – НО – НУ – НЫ.
Педагог: Пора гномикам возвращаться домой, в лесную пещеру.
12. Упражнение «Вспомни слово» (с мячом) – развитие фонематического восприятия,
обучение звуковому анализу слов: подбор слов с заданным звуком [c], умение делить
слова на слоги, расширение словарного запаса.
Педагог бросает попеременно детям мяч, дети придумывают слова с заданным звуком,
определяют место этого звука в слове и делят его на слоги, отбивая слоги мячом. Слова:
сова, сом, лист, Белоснежка, солнышко, сосед, сук, сосна, листенница, сойка, нос, соринка,
сушка, лиса, оса…
Педагог: Увидели гномики в лесу лису.
13. Чистоговорки – автоматизация [C] в чистоговорках, развитие темпо-ритмической
стороны речи.
СА – СА – СА –СА – вот идёт в лесу лиса. Хлопают перед грудью.
СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – хвост пушистый у лисы. Хлопают по бёдрам.
СО – СО – СО – СО – лиса катит колесо. Наклоны вправо – влево.
СУ – СУ – СУ – СУ – а вы видели лису? Топают.
14. «Частушки» (муз. Т. Ломовой) – развитие певческой интонацииЮ худож. Вкуса и
творческих способностей.
Пляшет маленький народ,
Танцевать готов весь год.
Гномики поют и пляшут,
Шапочками машут.
Ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля. Эх!
Педагог: До свидания, славные гномики! Мы обязательно ещё поиграем с вами в весёлые
игры!
15. Маршировка («Песенка гномов» муз. и сл. Е. Шаламоновой)
16. Итог занятия.
Педагог: Какие игры гномиков вам понравились?