Напоминание

Проектная деятельность в мини-музее "Гажа горнича" (Весёлая горница)


Авторы: Мальцева Надежда Борисовна, Бутенко Татьяна Степановна
Должность: воспитатель по обучению детей коми языку, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Проектная деятельность в мини-музее "Гажа горнича" (Весёлая горница)
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Мывкыд сöвмöдан Сыктывкарса челядьöс 93 №-а видзанiн» школаöдз велöдан

муниципальнöй сьöмкуд учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 93 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

(МБДОУ «Детский сад № 93» г. Сыктывкара)

Обобщение опыта по теме:

«Проектная деятельность

в мини-музее

«Гажа горнича»

(«Весёлая горница»).

МБДОУ «Детский сад № 93 общеразвивающего вида»

Воспитатель по обучению детей коми языку Мальцева Н.Б.

Воспитатель Бутенко Т.С.

Сыктывкар 2025 г.

«Каждый народ имеет свой родной язык,

свои песни, сказки, музыку, танцы, быт…,

всё это служит общему делу, всё направлено к тому,

чтобы ещё богаче стала культура каждого народа,

каждой национальности, чтобы ещё выше поднялась

вершина общечеловеческих достижений».

А.П.Усова

Актуальность

В

современном

мире

модернизации

образования

становится

актуальным

поиск новых моделей и форм организаций деятельности воспитанников

в

условиях ДОО. Такой моделью стала

- Музейная педагогика, которая

создаёт

условия для

развития

личности

ребёнка,

путём

включения

её

в

многообразную

деятельность,

охватывающую

эмоциональную,

интеллектуальную сферы.

Музейная

педагогика

интегрировано

решает

задачи,

эстетического,

нравственного, духовного, патриотического воспитания, ориентирована на

воспитание у ребёнка уважения и

интереса к

народной культуре, быту,

традиции.

Ознакомление детей с национальной культурой является важной составной

частью формирования личности ребёнка. Осваивая элементы национальной

культуры,

ребёнок

усваивает

представления

о

родном

крае,

традициях

народа, приобретает умение отражать в своей деятельности (в игре) элементы

национальной культуры.

Мы – жители Республики Коми гордимся и славим наш край, нашу любимую

Республику Коми, наш родной город Сыктывкар. Мы должны знать историю

и культуру родного края, непременно передавать следующему поколению.

В

нашем

ДОО

работа

с

воспитанниками

дошкольного

возраста

по

ознакомлению

с

коми

краем

ведётся

систематично

через

разнообразные

формы: беседы, занятия по краеведению, занятия по коми языку, чтение

произведений коми писателей, творчество, игры и др. Есть мини-музей

«Коми

изба»

в

1

корпусе на

ул.

Коммунистическая

79а,

с

помощью

которого

создалось

атмосферное

погружение

в

коми

традиции,

быт,

фольклор, сказки и придания народа коми.

Однако, возникла и необходимость в создании определённой предметно-

развивающей среды как мини коми-избы во 2 корпусе на ул. Димитрова – 15.

Это послужило важным шагом в создании проекта музея коми избы «Гажа

горнича».

Данный

проект

направлен

на

установление

благоприятного

психологического фона в ДОО, на создание ценностных ориентиров каждого

ребёнка,

на

вовлечение

и

активную

помощь

родителей

(законных

представителей) в решении данного вопроса приобщения к истокам коми

культуры.

Вид проекта: поисково-исследовательский, творческий, долгосрочный.

Проект не имеет временных границ, так как экспонаты могут дополняться.

Этапы проекта:

– подготовительный:

Изучили

литературу

по

теме

проекта.

Создали

творческую

группу

и

определили ответственных лиц.

нашли место.

Этап – практический: часть 1

Сделали косметический ремонт, разрисовали стены. Разработали и составили

эскиз музея коми избы.

Выбрали

название

мини-музея

«Гажа

горнича».

Определили

место

расположения предметов, экспонатов. Одновременно начали изготавливать

мебель: стол и лавочки, этажерка, сундук и шкаф.

Появилась печка, зона для умывания, полки для посуды. Мы решили покрыть

изготовленную мебель морилкой под старину. Повесили занавески на окна и

тюль. Приобрели половики и коврики.

Посмотрите, какая получилась красота!

К сентябрю 2024 года Коми керка готова принимать гостей

Продолжить наш проект нам помогли родители, которые за лето активно

собирали экспонаты для музея, с помощью которых мы начали знакомить

детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство

с

поселениями,

жилищем,

предметами

быта,

орудиями

труда,

одеждой,

национальными блюдами, языком.

Этап – практический: часть 2

Составили примерный план работы с детьми и родителями на 2024-2025

учебный год.

За это время функционирования коми керки «Гажа горнича» в рамках ОП ДО

мы провели ряд интересных мероприятий с детьми и родителями.

Например,

1.Тема «Дом». Раскрывали с помощью бесед, рассматривания иллюстраций,

просмотра

презентаций

и

интерактивных

занятий,

используя

экспонаты

музея.

Для уюта в избе с ребятами решили нарисовать красивые салфетки с коми

орнаментом, на основе которых сшили замечательные салфетки и полотенца.

Пробовали шить на машинке, мыть руки в старом умывальнике и вытирать

сшитыми полотенцами.

Русская пословица гласит: «Добрая то речь, что в избе есть печь». Печь

(пач) – это сердце коми избы. На занятиях дети узнали много нового и

интересного про матушку-печь. На макете печки учились складывать дрова в

печь,

познакомились

с

необходимой посудой

для

печки

и

пользоваться

ухватом. Дети составляли рассказы о значении печки в коми избе.

А кто в доме живёт? Семья!!!

Закрепляли с детьми членов семьи. Как живут. Как назвать членов семьи

на коми языке. Чем в доме и во дворе занимаются.

Для

закрепления

темы

«Дом»

дети

с

родителями

выполняли

домашние

задания и готовили фотоотчёт на тему «В гостях у бабушки»

2. Цикл занятий по теме «Находки из прошлого» открыли темы

«Свет» и «История утюга».

По теме «Свет» дети рассматривали различные иллюстрации с источниками

света. Воспитанники ознакомились с прошлым и настоящим осветительных

приборов,

с

процессом

их

преобразования

человеком;

познакомились

с

историей

электрической

лампочки.

На

занятиях

дети

проводили

экспериментирование: зажигали лучину, свечку, керосиновую лампу. Детям

было

очень

интересно,

они

высказывались

о

том,

что

было

сложно

пользоваться

приборами

света

раньше

и

данные

приборы

не

излучали

столько света, как сейчас.

Интересно прошло занятие с историей возникновения утюга, интересными

фактами из истории его создания. Познакомились с разными видами утюгов,

находящимися в мини музее ( деревянный, металлический, угольный) и с

правилами обращения с утюгами. Посетили прачечную, где познакомились с

сенсорным

утюгом.

Выявили,

что

старинные

утюги

очень

тяжелые,

небезопасные.

Так же, в Гажа горнича мы играем в разные дидактические, хороводные,

настольные

игры.

Через

игры

знакомим

детей

с

геральдикой

России,

республики и городами Коми, животным и растительным миром. Это такие

игры, как «Собери флаг, герб», «Карта РК», «Достопримечательности г.

Сыктывкара», «Дикие животные наших лесов», «Природа коми края».

По формированию любви и уважения к малой родине, к родному дому,

семье играем в разные пальчиковые, настольные и дид. игры: «Убранство

коми избы и двора», «Кто в доме живёт?», «Моя семья», «Поселим семью в

новый

дом»,

«Назови

ласково»,

«Семья

оленеводов»,

«Старинное

и

современное».

По знакомству с коми орнаментом детям предлагаем игры «Найди пару»,

«Домино», «Собери правильно», «Варежки», нравится играть в «Лото» и др.

Коми Муз. инструменты используем в хороводных играх и в озвучивании

персонажей героев этюдов и сказок.

На

встречах

в

вечернее

время

дети

с

удовольствием

слушают

коми

народные сказки. Например, «Про Перу богатыря», как он победил Яг-

Морта,

как

Пера

ходил

на

войну

и

другие,

беседуем

и

рассматриваем

иллюстрации

персонажей

коми

сказок,

легенд

и

преданий.

Дети

любят

собирать пазлы, особенно героев коми сказок и легенд. Учим стихи на коми

языке.

Все приемы работы с детьми и среда в «Гажа горнича» способствуют в

интересной форме обучать детей коми языку. А так же, музейная среда

позволяет

эффективно

осуществлять

работу

в

рамках

регионального

компонента и быть призерами и активными участниками конкурсов и акций

муниципального и республиканского уровней.

Замечательно проходят встречи и с родителями групп. Были проведены ;

игра-викторина «Своя игра» на тему «Коми край – родина моей семьи», где

родители поделились на две команды, выбрали капитанов, и с удовольствием

выполняли разные задания: вспомнили историю родного края, рассказали о

ремёслах,

обычаях

наших

предков,

с

уважением

рассказали

о

тех,

кем

гордится наша Республика Коми; родители вместе с детьми приходят на

экскурсию в музей, где экскурсоводами становятся их дети. Родители с

желанием откликаются на просьбы, приглашения и на наши встречи.

Вывод: Детям встречи и занятия в нашей коми избе «Гажа горнича» очень

нравятся. Для них здесь всё новое. Темы наших мероприятий и занятий

сложные,

но

интересные.

Они

с

удовольствием

рассматривают

новые

экспонаты,

готовы

ими

действовать.

Данная

атмосфера

и

интересные

интерактивные занятия способствуют усваивать новые знания, вызывают

интерес к истории и культуре родного края. Работа продолжается. Впереди

нас ждут интересные мероприятия и занятия по краеведению с детьми и

родителями на темы: «Важ да öнiя паськöм», «Уна пöлöс дозмук», «Тасьтi-

пань, черинянь…»

Спасибо за внимание!

Литература:

1.

Гогоберидзе

А.Г.,

А.М.

Вербене.

Проектирование

развивающей

предметно-пространственной

среды

современного

детского

сада

//

Справочник руководителя дошкольного учреждения № 4 / 2010 г.

2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич

Е.М.

Организация

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических

работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей

дошкольного возраста.– М.: Федеральный институт развития образования,

2014. – 96 с.

3. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ

(Методические рекомендации).- М.: Педагогическое общество России, 2008. -

96 с.

4. Вавилова Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем.

Сыктывкар, 1993.

5.

Жуковская

Р.И.,

Виногладова

Н.Ф.,

Козлова

С.А.

Родной

край.

М.,

Просвещение, 1985.

6. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №10, 2014 г.

7.

Ознакомление

дошкольников

с

народной

культурой

коми

(зырян)

средствами музейной педагогики. Министерство образования РК. КРИРО.

Лаборатория национальных проблем дошкольного образования. Сыктывкар

2015.

8.

Детям

о

РК.

Парциальная

образовательная

программа

дошкольного

образования. Сыктывкар 2020.



В раздел образования