Автор: Чужмарова Александра Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ОКОУ "Льговская школа-интернат"
Населённый пункт: город Льгов, Курская область
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Китай (Китайская Народная Республика)"
Раздел: среднее образование
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
9
Урок по географии в
классе
(
« Китай Китайская Народная
)
Республика »
Подготовила: Чужмарова А.А.
Тема: Китай (Китайская Народная Республика).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить обучающихся с основными географическими,
культурными и экономическими особенностями Китая, развивать интерес к
изучению страны, сформировать представление о ее роли в современном
мире.
Задачи:
Коррекционно -образовательные:
-ознакомить учащихся с географическим положением Китая, его
природными ресурсами и климатическими особенностями;
-изучить культурные традиции, праздники и национальные особенности
китайского народа;
-расширить словарный запас учащихся, речевые умения и навыки;
-активизировать
познавательную
деятельность
через
использование
различных форм работы.
Коррекционно - развивающие:
- развивать умение работать с различными источниками информации;
-развивать умение систематизировать информацию, делать выводы и
представлять результаты в устной или письменной форме;
-способствовать развитию коммуникативных навыков через групповую
работу и дискуссии на уроке.
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к культурному многообразию и
истории других народов;
- формировать чувство ценности толерантности, взаимопонимания и дружбы
между народами;
-воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, интерес к
учёбе.
Форма проведения: урок-путешествие.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представления об основных географических
объектах Китая (реки, горы, крупные города), о традиционных праздниках и
культурных особенностях страны; овладение навыками работы с картой,
указывая на основные географические объекты Китая, выполнение простых
практических заданий.
Личностные: проявление доброжелательности, эмоциональной
отзывчивости, чувства взаимопомощи.
Оборудование: мультимедийный комплекс, политическая карта мира,
презентация, учебник Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. «Государства Евразии»,
приложение к учебнику, рабочая тетрадь с печатной основой по географии
для 9 класса, карточки для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня, мы с вами совершим заочное путешествие в
далёкую и удивительную страну, возможно, вы даже
угадаете в какую, если внимательно меня послушаете.
-Фарфор и шёлк, и порох, и Великая стена -
Чем только не известна эта дивная страна!
Напитков разных много здесь, но самый главный - чай.
Страну узнает каждый под названием …
-Тема нашего урока: Китай (Китайская Народная
Республика).
-Китай - это страна с интересным прошлым, ярким
настоящим и большим будущим. (Слайд №2-3).
II. Мотивация учебной и познавательной
деятельности учащихся.
- Отправляясь в путь нам необходимо знать не только
маршрут путешествия, но и его цель.
Цель нашего заочного путешествия узнать о
географическом положении Китая, об особенностях
природы, хозяйства, о населении, культуре и традициях
этого народа.
III. Изучение нового материала.
1. Основные сведения.
- Ребята, нам надо обязательно выяснить, где
расположена Китайская Народная Республика, узнать
основные сведения о стране и в этом нам поможет
учебник и карта.
- Итак, где же находится Китай? Смотрим карту
полушарий. (Слайд №4-5).
- Скажите, в каком полушарии находится Китай?
- На каком материке расположено это государство?
- В какой части света?
-Покажите Китай на политической карте мира.
- Какими водами омывается?
Включаются в деловой ритм урока.
Настраиваются на успешную работу в
процессе занятия.
Ответы детей
- Китай.
Работа с учебником и картой.
Отвечают на вопросы.
- В восточном полушарии.
-На материке Евразия.
-В Азии
Работа с картой.
-Японским, Жёлтым, Восточно-
Китайским и Южно-Китайским
морями Тихого океана.
-Назовите крупные реки Китая, где они берут свое начало
и куда впадают?
-Китай занимает 3 место в мире по площади и 1 место по
численности населения. (Слайд №6).
Площадь государства- 9598962 млн.кв.км.
Население - 1 411 750 000 человек.
Столица - г.Пекин.
Государственный язык - китайский.
Китай - одно из древнейших государств в мире.
- Как вы думаете, на чём же мы сможем быстро добраться
до Китая? Почему
- Итак, в путь! (Слайд№7).
2.Границы государства.
-Ребята, посмотрите на карту и назовите с какими
государствами граничит Китай.
Китай имеет сухопутную границу с 13 странами: Россия,
КНДР, Монголия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан,
Афганистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос и
Вьетнам. (Слайд №8).
3. Рельеф.
- Мы пролетаем над Китаем, назовите основные формы
рельефа.
-Рельеф разнообразный, но преобладает горная местность.
- Какие горы тянутся вдоль китайской границы?
(Слайд №9-10).
- Итак, мы в Китае.
-Реки берут свое начало на Тибетском
нагорье, Янцзы впадает в Восточно-
Китайское море, Хуанхэ – в Желтое
море.
Отвечают на вопросы.
-На самолёте т.к. это самый быстрый
вид транспорта и передвижение на нём
не зависит от рельефа местности.
Работа с картой.
Отвечают на вопросы.
- В стране преобладают горы и
холмистые равнины. На западе и юго-
западе расположено одно из самых
больших в мире нагорий - Тибет, на
севере и северо-западе лежат равнины,
занятые пустынями: Гоби и Такла-
Макан. Гористая западная часть Китая
понижается к востоку и переходит
в холмистые равнины. На востоке
раскинулась Великая Китайская
равнина.
- г. Джомолунгма (Эверест), высота -
8848 м.
IV. Физминутка (Слайд 11).
-
Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и
давайте мысленно перенесёмся в волшебный весенний
лес. Полюбуемся красками весны. Остановимся. Мы
спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в
весеннем лесу? Вдохните глубоко этот чистый, свежий,
прохладный воздух. Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство,
забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего дня,
тепло солнечных лучей. Я желаю вам крепкого здоровья,
хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе
и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» - вы откроете
глаза. Окружающий вас мир - большое волшебное
зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать
всю красоту окружающей природы.
4.Климат. Природа.
-Климат Китая разнообразный. На западе жаркое и сухое
лето и морозная зима, на востоке климат более влажный
и теплый, на юго-востоке и юге климат тропический:
жаркое влажное лето и сухая теплая зима.
Горы с вершинами,
пески и барханы бескрайних
пустынь, просторные равнинные пастбища и узкие
долины, стиснутые со всех сторон террасовыми полями;
широкие реки, озера и изумрудная зелень рисовых полей -
все это Китай. (Слайд№12).
-Растительный и животный мир страны богат и
разнообразен. В лесах северо-востока можно встретить
сибирский кедр, сосну, осину, ель, дуб, клён, березу. На
юге растут гевея, тутовое, камфорное, лаковое и тиковое
дерево, бамбук. Всего в Китае произрастает 2800 пород
(видов)деревьев. Среди них есть уникальные,
встречающиеся только в Китае. В лесах обитают
амурский и китайский тигры, леопарды, слоны и
носороги. В горах встречаются дикие яки и снежные
барсы, в пустынях – верблюды. В высокогорных лесах
обитает бамбуковый медведь – панда. Это животное
встречается только в Китае и считается его национальным
достоянием. Панда считается хищником, хотя питается
преимущественно бамбуковыми побегами. Это милые,
почти безобидные животные, но в случае опасности могут
стать и нешуточным врагом. Панда - исчезающий вид,
поэтому она находится под особой охраной, а за
истребление панды в Китае можно получить смертный
приговор. (Слайд №13-15 ).
Просмотр презентации.
5. Промышленность и сельское хозяйство.
Китай – крупное индустриально-аграрное государство. По
количеству промышленных предприятий он занимает
одно из первых мест в мире.
- Расскажите о сельском хозяйстве Китая.
- По многим показателям экономического развития Китай
входит в число мировых лидеров. Он первое место – по
производству стали, угля, цемента, зерна, хлопка, мяса,
хлопчатобумажных тканей и бытовой техники.
(Слайд№16-17).
6. Население.
Китай - самая многонаселённая страна мира. Здесь
проживают люди 56 национальностей. Многие города
перенаселены. Большинство населения Китая -
китайцы. Здесь проживают также тибетцы, монголы,
корейцы, киргизы, таджики, эвенки, узбеки и мно-
жество других народов.
Китайская письменность основана на иероглифа -
знаках, обозначающих слова. Эта письменность очень
сложная. Всего в языке насчитывается более 50 тысяч
иероглифов. Для того чтобы прочитать газету, надо
знать 3 тысячи знаков. Китайские школьник изучают
такое количество иероглифов 3 года. (Слайд № 18).
7. Традиции.
У каждого народа Китая свои обычаи и традиции. Они
зависят от природных и экономических условий того
района, где они проживают. Существуют различия и в
национальной кухне. В северных районах предпочитают
мучные и мясные продукты, а на юге – морепродукты:
рыбу, крабов, креветок, кальмаров. Но есть и общие
Работа с учебником (чтение текста
параграфа стр.165).
-Наиболее развита тяжелая
промышленность: ведется добыча
полезных ископаемых, работают
металлургические и
машиностроительные заводы.
Ведущими отраслями легкой
промышленности являются: пищевая -
перерабатывают продукцию сельского
хозяйства, текстильная - на ткацких
фабриках изготавливают ткани –
шерсть, шелк).
-Сельские жители выращивают рис,
пшеницу, кукурузу, бобы, хлопчатник,
чай, табак, сахарный тростник.
Разводят коров, лошадей, верблюдов,
ослов, свиней, овец, кроликов, кур,
уток, гусей.
Просмотр презентации, работа с
учебником.
традиции: вместо хлеба все китайцы едят рис, для еды
они используют две палочки, только суп едят
специальными ложками, перед едой обязательно пьют
зелёный чай. (Слайд № 19).
8. Города – миллионеры страны.
Сообщения обучающихся.
-Пекин – столица Китайской
Народной Республики. Он находится
на севере Великой Китайской
равнины. Пекин – большой
современный город. Здесь работает
более 200 крупных промышленных
предприятий. Город состоит из
старого центра и новых районов. В
центре старого города находится
древняя резиденция китайских
императоров. Она окружена 15 –
метровой темно-красной стеной. За
ней расположено несколько десятков
дворцов разной величины (всего около
100 зданий). Внутренние дворы
выложены белым мрамором,
украшенным изображением драконов
и птиц. Раньше здесь жили
императоры, проводились
официальные дворцовые церемонии,
принимались законы и указы,
устраивались торжества и пиры. В
новых районах города – широкие
проспекты, высотные здания,
красивые парки.
(Слайд № 20).
- Шанхай. Шанхай находится на
востоке страны, на притоке реки
Янцзы. Это крупнейший город Китая и
один из самых больших городов мира.
Это важный морской порт и
железнодорожный узел страны.
Наиболее красивая часть города –
набережная. С одной стороны реки
стоят величественные здания из серого
камня. Они были построены
англичанами в начале 2 века. На
противоположном берегу
возвышаются современные строения
из стекла и металла. Среди них символ
современного Шанхая – телевизионная
9. Достопримечательности КНР.
-Самым известным сооружением Китая является Великая
Китайская стена. Она протянулась более чем на 8 тыс.
км через весь Северный Китай. Её начали сооружать как
защиту от набегов кочевых племён и строили много
веков. Через каждые 200 м стоят четырёхугольные
сторожевые
башни
с
отверстиями
- амбразурами.
Ширина стены такова, что по её верхней части могли
передвигаться войска и телеги, запряжённые лошадьми. В
течение
многих
столетий
Великая
Китайская
стена
служила крепким оборонительным рубежом империи, а в
наше время остается национальным символом Китая,
памятником истории и шедевром инженерного искусства.
Ещё одна достопримечательность Китая - Запретный
город. Это самый большой в мире дворцовый комплекс.
На протяжении многих столетий здесь жили только
китайские императоры, всем остальным вход туда был
запрещён. В настоящее время- является музеем.
Храм Неба. На южной окраине Пекина расположен
храм Неба. В древности в этом храме китайские
императоры просили небо о хорошем урожае и приносили
ему дары. (Слайд № 22 ).
Терракотовое войско. Относительно “молодой”
Китайский памятник был обнаружен в 1974 году,
совершенно случайно. Когда Сианьские фермеры копали
колодец. Именно так на радость общественности
появился еще одна великая археологическая
достопримечательность, покоившаяся под землей более 2
тысяч лет. Главная миссия терракотового войска —
охрана императора Цинь Шихуанди (который дал начало
строительству Великой Китайской стены) даже после его
гибели. Всего в составе терракотовой армии более 8 000
непохожих друг на друга фигур воинов разного
назначения: стрелки из лука и арбалета, пехотинцы,
конная пехота с колесницами и даже отдельный
башня. В этих зданиях расположены
офисы крупных китайских и
международных компаний, различные
государственные учреждения,
выставочный центр.
В городе много высотных зданий,
современных автомобильных дорог,
парков и скверов. (Слайд № 21).
Просмотр презентации.
командный штаб.
Гигантская статуя Будды. Высеченная в скале 71
метровая статуя Будды находится в городском округе
Лешань провинции Сычуань. Уже несколько тысяч лет
она сохраняет за собой звание самой высокой скульптуры
мира.
(Слайд №23 ).
V. Закрепление изученного материала.
- Наше заочное путешествие подходит к концу и сейчас
вам предстоит работа по карточкам. Приложение №1, 2.
VI. Подведение итогов.
-Сегодня мы с вами совершили заочное путешествие в
Китай и узнали, что
это 3 по величине и 1 по численности населения страна,
которая в настоящее время активно развивается. Это
страна с богатейшими традициями в области культуры,
медицины, национальной кухни, живописи. В Китае
множество памятников старины, а архитектура интересна
и красочна. Здесь можно любоваться огромными
дворцами императоров, статуями Будды и монастырями.
Каждый человек должен хоть раз побывать в Китае,
чтобы подышать воздухом старины и современности,
полюбоваться красотами природы и городов, полюбить
эту удивительную страну.
(Слайд № 24).
1. Рефлексия. Приложение №3.
Китайские фонарики - традиционное художественное
изделие, которое считают символом радости и надежды.
Древние легенды Китая гласят, что фонарики приносят
счастье и удачу.
Красный фонарик - «Очень интересная страна, Китай. У
меня на уроке всё получилось». Синий фонарик - «Меня
заинтересовала страна Китай. У меня были трудности на
уроке, но я справился(лась)».
Жёлтый фонарик - «Меня не заинтересовала страна
Китай. Мне на уроке было много непонятно».
(Слайд № 25).
2. Оценка работы обучающихся на уроке с
комментариями педагога.
VII. Объяснение и запись домашнего задания.
-Много интересного о Китае мы узнали сегодня во время
нашего путешествия, ещё больше об этой стране вы
узнаете, прочитав параграф учебника - стр.162-170.
(Слайд № 26).
Индивидуальная работа по карточкам.
Взаимопроверка.
Самооценка работы на уроке с
помощью цветных фонариков.
Ученики высказывают своё отношение
к изучаемой стране и к работе на
уроке, поднимая фонарики
определённого цвета.
Приложение №1.
Вставь пропущенные слова и прочитай полученный текст.
Китай расположен в восточной части Азии, на западном берегу ________________ океана.
По размерам территории он занимает ____ место в мире после России и Канады. На
западе расположено самое большое в мире нагорье______________________. На востоке
раскинулась ______________
_____________________ равнина. На большей части страны климат_______
_______________________.
Слова для справок: Тихий океан, Тибетское нагорье, 3 место, резко-континентальный,
Великая Китайская равнина.
Приложение №2.
Продолжи предложения, подобрав подходящие слова.
Две крупных реки Китая - __________________________________________.
Реку Хуанхэ называют _____________________________________________.
Китай занимает первое место по _____________________________________.
Недра Китая богаты ________________________________________________.
Жители Китая выращивают в основном _______________________________.
Слова для справок: Хуанхэ и Янцзы, Сырдарья и Амударья, «зелёная река», «жёлтая
река», количество озёр, размер территории ,количество населения, нефть, каменный
уголь, минеральные удобрения, поваренная соль, картофель, репа, капуста, яблоки, вишни,
абрикосы, чай, рис.
Приложение №3.