Напоминание

"Музыка в этнокультурном воспитании дошкольников"


Авторы: Абдухалиева Виктория Сергеевна, Новикова Татьяна Владимировна
Должность: музыкальные руководители
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №93"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Музыка в этнокультурном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

«Мывкыд сöвмöдан Сыктывкарса челядьöс 93 №-а видзанiн» школаöдз

велöдан

муниципальнöй сьöмкуд учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 93 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

(МБДОУ «Детский сад № 93» г. Сыктывкара)

«Музыка в этнокультурном воспитании дошкольников»

Из опыта работы музыкальных руководителей Абдухалиевой В.С.,

Новиковой Т.В.

Сыктывкар 2025

2

«Без

музыкального

воспитания

невозможно

полноценное

умственное

развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем

его мысли, стремления»

Василий Александрович Сухомлинский.

Участие музыки в воспитательных целях приобрело актуальность в

современной жизни. Изучение традиционной русской народной культуры и

культуры

коми

народного

края

является

одним

из

приоритетных

направлений работы дошкольного учреждения. Погружение в этнокультуру

родного края осуществляются и на музыкальных занятиях в детском саду.

Изучение календарного детского фольклора осуществляем через

участие в календарных праздниках. Во время Святок мы поздравляем всех

работников детского сада, которые щедро одаривают наших детей конфетами

и подарками. Праздник Масленица мы отмечаем всем детским садом, как в

старину говорили, всем миром с блинами, песнями, танцами, народными

гуляниями.

В нашем ДОО регулярно проходит

фестиваль коми культуры, в

котором принимают участие все участники образовательного процесса (дети,

родители, воспитатели, специалисты). Наши воспитанники принимают

активное участие в фестивалях детского творчества муниципального уровня

«Театральная весна» направление «Театральная постановка на коми языке»,

«Ӧшкамӧшка», «Зиль-зёль» являясь лауреатами. На базе нашего

ДОО

проходит муниципальный этап конкурса «Коми велӧдысь», где наши дети

всегда

встречают

гостей

яркими

вокальными,

танцевальными

и

инструментальными номерами. А в 2024 году наш вокальный коллектив

«Веснушки» стал лауреатом международного конкурса - фестиваля искусств

«Синяя птица» г. Москва с песней «Видза олан, эзысь шор». Возрождение

народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия

ценностей национальной культуры.

Нельзя не отметить интерес детей к

шумовым и ударным коми

народным музыкальным

инструментам. Они с огромным желанием и

удовольствием они играют на зиль-зёль, шур-шар, сярган, тотшкӧдчан,

жыннян, пу панъяс, ворсан табьяс, что способствует как музыкальному, так

и творческому развитию детей.

Одна

из

важнейших

функций

музыкального

искусства

-

воспитательная. Музыка способствует формированию духовного мира

ребёнка,

его

мыслей

и

чувств,

его

представлений

об

окружающей

действительности.

3

Воспитательные

возможности

музыкальных

произведений

огромны.

Посредством музыкального восприятия дети знакомятся с окружающим

миром во всем его многообразии – через образы, звуки, движения, пение,

игру на инструментах. У ребенка совершенствуются эстетические чувства.

Развиваются личностные качества (инициатива, самостоятельность), а также

психические

процессы

(восприятие,

внимание,

память,

мышление,

воображение).

Цель и задачи музыкального воспитания посредством музыкального

искусства:

Цель:

Развитие личностных качеств ребёнка в процессе музыкальной

деятельности,

основанной

на

традиционных

ценностях

российского

общества.

Задачи:

1. Создать условия для развития и реализации личностного потенциала

ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию,

самовоспитанию.

2. Формировать первоначальные представления о традиционных ценностях

российского

народа

посредством

различных

видов

музыкальной

деятельности.

3. Приобщать к истории и культуре своей Родины, своего народа и родного

края на основе музыкального искусства.

4. Содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе

нормах и правилах, представлениях о добре и зле.

5. Осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством

проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания

воспитывающих общностей.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому, в

своей работе, во всех видах музыкальной деятельности мы используем

игровые технологии и предлагаем вам ознакомиться с некоторыми из них.

Мы предлагаем вам попробовать игровые технологии в каждом виде

музыкальной деятельности. Напомним вам структуру музыкального занятия

и начнём с самого начала.

4

Упражнение с мешочками «Апчхи»

Программные

задачи:

Закреплять

навыки

различного

шага,

ходьбы,

соблюдая

темп

музыки.

Совершенствование

зрительно–двигательной

координации и ориентировки в микро пространстве, останавливаться с

окончанием музыки.

Активное слушание «Варим борщ»

Программные задачи:

Развитие

внимания, умения выделять средства

музыкальной выразительности (динамика, темп). Закрепление знаний слов на

коми языке (картупель, кӧчан, свеклӧ, морков).

5

Пальчиковае игры «Блины», «Шишки»

Программные задачи:

Развитие внимания, памяти, фантазии, усидчивости,

мелкой мускулатуры пальцев руки, точной координации движений.

6

Развитие голоса: распевка «Кто в лесу»

Программные задачи:

Развитие умений петь естественным голосом, без

напряжения.

Развитие чистоты интонирования, чёткой дикции, правильного

певческого дыхания, артикуляции.

Закрепление знаний слов на коми языке

(Ӧш, пышкай, кӧч, катша).

Дидактическая игра «Посмотри и постучи»

При обучении игре на шумовых и ударных коми музыкальных инструментах

важное место отводится музыкально-дидактическим играм.

Простукивание ритмического рисунка при помощи Сартас (лучины).

Программные задачи:

Продолжать учить детей приёмам игры на шумовых и

ударных коми музыкальных инструментах. Развивать исполнять умение

исполнять различные ритмические рисунки в разном темпе индивидуально и

в подгруппах.

Игра с валенком

7

Программные задачи: Развитие чувства ритма. Продолжать учить детей

приёмам игры на шумовых и ударных коми музыкальных инструментах.

Закрепление знаний названий шумовых коми музыкальных инструментов

(зиль-зёль, шур-шар, сярган, тӧтшкӧдчан, жыннян, пу панъяс).

Игра по карточкам «Пу панъяс»

Программные задачи: Развитие музыкального слуха, чувства ритма, темпа и

ритма в движении при помощи карточек с изображением способа игры на пу

панъяс.

Игра «Подружились».

Программные задачи: Развивать ловкость, эмоциональное отношение в игре,

умение

быстро

реагировать

на

смену

музыки

сменой

движений.

8

Формирование

коммуникативных

навыков,

создание

положительно-

эмоционального настроя.



В раздел образования