Авторы: Абдухалиева Виктория Сергеевна, Новикова Татьяна Владимировна
Должность: музыкальные руководители
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №93"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Музыка в этнокультурном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
1
«Мывкыд сöвмöдан Сыктывкарса челядьöс 93 №-а видзанiн» школаöдз
велöдан
муниципальнöй сьöмкуд учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 93 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
(МБДОУ «Детский сад № 93» г. Сыктывкара)
«Музыка в этнокультурном воспитании дошкольников»
Из опыта работы музыкальных руководителей Абдухалиевой В.С.,
Новиковой Т.В.
Сыктывкар 2025
2
«Без
музыкального
воспитания
невозможно
полноценное
умственное
развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем
его мысли, стремления»
Василий Александрович Сухомлинский.
Участие музыки в воспитательных целях приобрело актуальность в
современной жизни. Изучение традиционной русской народной культуры и
культуры
коми
народного
края
является
одним
из
приоритетных
направлений работы дошкольного учреждения. Погружение в этнокультуру
родного края осуществляются и на музыкальных занятиях в детском саду.
Изучение календарного детского фольклора осуществляем через
участие в календарных праздниках. Во время Святок мы поздравляем всех
работников детского сада, которые щедро одаривают наших детей конфетами
и подарками. Праздник Масленица мы отмечаем всем детским садом, как в
старину говорили, всем миром с блинами, песнями, танцами, народными
гуляниями.
В нашем ДОО регулярно проходит
фестиваль коми культуры, в
котором принимают участие все участники образовательного процесса (дети,
родители, воспитатели, специалисты). Наши воспитанники принимают
активное участие в фестивалях детского творчества муниципального уровня
«Театральная весна» направление «Театральная постановка на коми языке»,
«Ӧшкамӧшка», «Зиль-зёль» являясь лауреатами. На базе нашего
ДОО
проходит муниципальный этап конкурса «Коми велӧдысь», где наши дети
всегда
встречают
гостей
яркими
вокальными,
танцевальными
и
инструментальными номерами. А в 2024 году наш вокальный коллектив
«Веснушки» стал лауреатом международного конкурса - фестиваля искусств
«Синяя птица» г. Москва с песней «Видза олан, эзысь шор». Возрождение
народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия
ценностей национальной культуры.
Нельзя не отметить интерес детей к
шумовым и ударным коми
народным музыкальным
инструментам. Они с огромным желанием и
удовольствием они играют на зиль-зёль, шур-шар, сярган, тотшкӧдчан,
жыннян, пу панъяс, ворсан табьяс, что способствует как музыкальному, так
и творческому развитию детей.
Одна
из
важнейших
функций
музыкального
искусства
-
воспитательная. Музыка способствует формированию духовного мира
ребёнка,
его
мыслей
и
чувств,
его
представлений
об
окружающей
действительности.
3
Воспитательные
возможности
музыкальных
произведений
огромны.
Посредством музыкального восприятия дети знакомятся с окружающим
миром во всем его многообразии – через образы, звуки, движения, пение,
игру на инструментах. У ребенка совершенствуются эстетические чувства.
Развиваются личностные качества (инициатива, самостоятельность), а также
психические
процессы
(восприятие,
внимание,
память,
мышление,
воображение).
Цель и задачи музыкального воспитания посредством музыкального
искусства:
Цель:
Развитие личностных качеств ребёнка в процессе музыкальной
деятельности,
основанной
на
традиционных
ценностях
российского
общества.
Задачи:
1. Создать условия для развития и реализации личностного потенциала
ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию,
самовоспитанию.
2. Формировать первоначальные представления о традиционных ценностях
российского
народа
посредством
различных
видов
музыкальной
деятельности.
3. Приобщать к истории и культуре своей Родины, своего народа и родного
края на основе музыкального искусства.
4. Содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
нормах и правилах, представлениях о добре и зле.
5. Осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания
воспитывающих общностей.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому, в
своей работе, во всех видах музыкальной деятельности мы используем
игровые технологии и предлагаем вам ознакомиться с некоторыми из них.
Мы предлагаем вам попробовать игровые технологии в каждом виде
музыкальной деятельности. Напомним вам структуру музыкального занятия
и начнём с самого начала.
4
Упражнение с мешочками «Апчхи»
Программные
задачи:
Закреплять
навыки
различного
шага,
ходьбы,
соблюдая
темп
музыки.
Совершенствование
зрительно–двигательной
координации и ориентировки в микро пространстве, останавливаться с
окончанием музыки.
Активное слушание «Варим борщ»
Программные задачи:
Развитие
внимания, умения выделять средства
музыкальной выразительности (динамика, темп). Закрепление знаний слов на
коми языке (картупель, кӧчан, свеклӧ, морков).
5
Пальчиковае игры «Блины», «Шишки»
Программные задачи:
Развитие внимания, памяти, фантазии, усидчивости,
мелкой мускулатуры пальцев руки, точной координации движений.
6
Развитие голоса: распевка «Кто в лесу»
Программные задачи:
Развитие умений петь естественным голосом, без
напряжения.
Развитие чистоты интонирования, чёткой дикции, правильного
певческого дыхания, артикуляции.
Закрепление знаний слов на коми языке
(Ӧш, пышкай, кӧч, катша).
Дидактическая игра «Посмотри и постучи»
При обучении игре на шумовых и ударных коми музыкальных инструментах
важное место отводится музыкально-дидактическим играм.
Простукивание ритмического рисунка при помощи Сартас (лучины).
Программные задачи:
Продолжать учить детей приёмам игры на шумовых и
ударных коми музыкальных инструментах. Развивать исполнять умение
исполнять различные ритмические рисунки в разном темпе индивидуально и
в подгруппах.
Игра с валенком
7
Программные задачи: Развитие чувства ритма. Продолжать учить детей
приёмам игры на шумовых и ударных коми музыкальных инструментах.
Закрепление знаний названий шумовых коми музыкальных инструментов
(зиль-зёль, шур-шар, сярган, тӧтшкӧдчан, жыннян, пу панъяс).
Игра по карточкам «Пу панъяс»
Программные задачи: Развитие музыкального слуха, чувства ритма, темпа и
ритма в движении при помощи карточек с изображением способа игры на пу
панъяс.
Игра «Подружились».
Программные задачи: Развивать ловкость, эмоциональное отношение в игре,
умение
быстро
реагировать
на
смену
музыки
сменой
движений.
8
Формирование
коммуникативных
навыков,
создание
положительно-
эмоционального настроя.