Автор: Абусаитова Юлия Рифатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад Созвездие"
Населённый пункт: п. Петра-Дубрава
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного
возраста через театральную деятельность»
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Развитие творческих
способностей у детей в дошкольном учреждении – это кропотливый, систематический
процесс. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного
выражения чувств и мыслей, разбудить творческую фантазию детей, попытаться
максимально реализовать их способности.
Для реализации поставленных задач педагогам дошкольных учреждений
необходимо обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы:
активно взаимодействовать с родителями воспитанников, с педагогами и узкими
специалистами ДОУ.
Так как детском саду ребенок находится в состоянии постоянных открытий,
маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес
и бесконечное любопытство. Задача воспитателя направить интерес ребенка в нужное
русло, открыть перед ним мир творчества.
Театрализованная деятельность, благодаря своему огромному эмоциональному
воздействию на детскую душу, способна взять на себя задачу развития кругозора ребенка,
творческих способностей.
Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок
начинает активно развивать свою память.
В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание развитию
творческих способностей через театрализованную деятельность. В детстве ребёнок ищет
возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее
полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать
новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем
результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению,
начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как
наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости
-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Работу по развитию творческих способностей средствами театрализованной
деятельности я проводила в трех направлениях: работа с детьми (организационная,
образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность
со взрослым: игры, игровые упражнения, беседы, праздники и развлечения, игры –
драматизации, спектакли). Данная работа проводилась как часть занятия по развитию
речи, по ознакомлению с социальным миром, с художественной литературой. Работа с
родителями (родительские собрания, консультации, анкетирование, беседы,
совместные досуги, пошив костюмов, изготовление декораций, «Дни открытых дверей»).
Работа с воспитателями (семинары – практикумы, открытые занятия, беседы,
консультации).
Чтобы выявить отношение родителей к театру, к театральной деятельности в
детском саду и готовы ли они поддерживать интерес детей к театральной деятельности, я
провела анкетирование родителей на тему: «Нужно ли детям играть в театр?»
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.
З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью,
полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими
задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышат или дружных
гусей, дети учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют и развивают
воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Мои воспитанники в младшей группе с удовольствием перевоплощаются в зайчиков,
мишек; легко справлялись с ролью собачек, котят, козлят и других знакомых
животных, но развить и обыграть сюжет они не могли. Они лишь подражали животным,
копируя их внешние признаки, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей
в младшей группе я старалась научить некоторым способам игровых действий по
образцу. С этой целью я провожу игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата»,
«Зайчиха и зайчата»; организовываю игры по литературным произведениям:
«Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, А.Блока «Зайчик» и др .
Чтобы сформировать интерес к играм –драматизациям, я стараюсь как можно
больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Дети
младшего возраста охотно и эмоционально реагируют на потешки, песенки.
Показывая сказки детям, я использую различные виды театров: пальчиковый,
настольный, театр картинок, на фланелеграфе, баночный театр, конусный, театр игрушек,
би –ба –бо. Данная работа дала свои результаты. Дети стали отражать свои впечатления
в самостоятельном художественном творчестве, рисовании, лепке. У детей появилось
желание самим активно действовать с игрушками , сопровождая действия словами из
знакомых сказок, пытаясь передать нужную интонацию, использовать знакомые
потешки и стихи. Дети с большим интересом стали слушать сказки, имитировать
движения зверей, произносить звукоподражания, наряжаться в юбочки, фартучки,
косыночки, шапочки, шляпки из театрального уголка, использовать эти наряды в
самостоятельной деятельности в игровом уголке, в сюжетно –ролевых играх, при
драматизации эпизодов из любимых сказок.
Меня очень порадовали успехи моих воспитанников, и чтобы закрепить эти успехи
и продолжить мою работу в данном направлении, я решила продолжить ее в средней
группе.
Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный
опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем
богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах
деятельности.
Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру,
литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших
результатов можно достигнуть.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих
способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я
рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому
развитию дошкольников.