Напоминание

«Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность»


Автор: Абусаитова Юлия Рифатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад Созвездие"
Населённый пункт: п. Петра-Дубрава
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного

возраста через театральную деятельность»

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Развитие творческих

способностей у детей в дошкольном учреждении – это кропотливый, систематический

процесс. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного

выражения чувств и мыслей, разбудить творческую фантазию детей, попытаться

максимально реализовать их способности.

Для реализации поставленных задач педагогам дошкольных учреждений

необходимо обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы:

активно взаимодействовать с родителями воспитанников, с педагогами и узкими

специалистами ДОУ.

Так как детском саду ребенок находится в состоянии постоянных открытий,

маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес

и бесконечное любопытство. Задача воспитателя направить интерес ребенка в нужное

русло, открыть перед ним мир творчества.

Театрализованная деятельность, благодаря своему огромному эмоциональному

воздействию на детскую душу, способна взять на себя задачу развития кругозора ребенка,

творческих способностей.

Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок

начинает активно развивать свою память.

В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание развитию

творческих способностей через театрализованную деятельность. В детстве ребёнок ищет

возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее

полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать

новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем

результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению,

начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как

наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости

-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Работу по развитию творческих способностей средствами театрализованной

деятельности я проводила в трех направлениях: работа с детьми (организационная,

образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность

со взрослым: игры, игровые упражнения, беседы, праздники и развлечения, игры –

драматизации, спектакли). Данная работа проводилась как часть занятия по развитию

речи, по ознакомлению с социальным миром, с художественной литературой. Работа с

родителями (родительские собрания, консультации, анкетирование, беседы,

совместные досуги, пошив костюмов, изготовление декораций, «Дни открытых дверей»).

Работа с воспитателями (семинары – практикумы, открытые занятия, беседы,

консультации).

Чтобы выявить отношение родителей к театру, к театральной деятельности в

детском саду и готовы ли они поддерживать интерес детей к театральной деятельности, я

провела анкетирование родителей на тему: «Нужно ли детям играть в театр?»

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.

З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью,

полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими

задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышат или дружных

гусей, дети учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют и развивают

воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Мои воспитанники в младшей группе с удовольствием перевоплощаются в зайчиков,

мишек; легко справлялись с ролью собачек, котят, козлят и других знакомых

животных, но развить и обыграть сюжет они не могли. Они лишь подражали животным,

копируя их внешние признаки, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей

в младшей группе я старалась научить некоторым способам игровых действий по

образцу. С этой целью я провожу игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата»,

«Зайчиха и зайчата»; организовываю игры по литературным произведениям:

«Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, А.Блока «Зайчик» и др .

Чтобы сформировать интерес к играм –драматизациям, я стараюсь как можно

больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Дети

младшего возраста охотно и эмоционально реагируют на потешки, песенки.

Показывая сказки детям, я использую различные виды театров: пальчиковый,

настольный, театр картинок, на фланелеграфе, баночный театр, конусный, театр игрушек,

би –ба –бо. Данная работа дала свои результаты. Дети стали отражать свои впечатления

в самостоятельном художественном творчестве, рисовании, лепке. У детей появилось

желание самим активно действовать с игрушками , сопровождая действия словами из

знакомых сказок, пытаясь передать нужную интонацию, использовать знакомые

потешки и стихи. Дети с большим интересом стали слушать сказки, имитировать

движения зверей, произносить звукоподражания, наряжаться в юбочки, фартучки,

косыночки, шапочки, шляпки из театрального уголка, использовать эти наряды в

самостоятельной деятельности в игровом уголке, в сюжетно –ролевых играх, при

драматизации эпизодов из любимых сказок.

Меня очень порадовали успехи моих воспитанников, и чтобы закрепить эти успехи

и продолжить мою работу в данном направлении, я решила продолжить ее в средней

группе.

Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный

опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем

богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах

деятельности.

Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру,

литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших

результатов можно достигнуть.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих

способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я

рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому

развитию дошкольников.



В раздел образования