Напоминание

Развитие естественно-научной грамотности на уроках биологии в 6-7 классе


Автор: Кукарцева Светлана Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Козульская СОШ №2 имени Д.К. Квитовича"
Населённый пункт: КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, КОЗУЛЬСКИЙ РАЙОН, КОЗУЛЬКА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие естественно-научной грамотности на уроках биологии в 6-7 классе
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА

УРОКАХ БИОЛОГИИ В 6–7 КЛАССАХ

Введение

Естественно-научная грамотность (ЕНГ) – ключевая компетенция

современного образования, предполагающая способность применять

научные знания для анализа явлений окружающего мира, решения

практических

задач

и

аргументированного

принятия

решений.

В

условиях стремительного развития науки и технологий формирование

ЕНГ у школьников становится одной из приоритетных задач.

Биология

как

учебный

предмет

обладает

значительным

потенциалом

для

развития

естественно-научной

грамотности,

поскольку

интегрирует

теоретические

знания

с

практико-

ориентированной деятельностью. В 6–7 классах учащиеся впервые

системно знакомятся с основами ботаники, зоологии и экологии, что

создает

благоприятные

условия

для

формирования

научного

мышления.

Цель

данной

методической

разработки

предложить

эффективные

педагогические

подходы

к

развитию

ЕНГ

на

уроках

биологии в 6–7 классах с учетом возрастных особенностей учащихся и

требований ФГОС.

1. Теоретические основы естественно-научной грамотности

ЕНГ определяется как совокупность знаний, умений и установок,

позволяющих человеку:

понимать основные научные концепции;

интерпретировать данные наблюдений и экспериментов;

оценивать достоверность информации;

применять научные методы в повседневной жизни.

Согласно международным исследованиям (PISA), ЕНГ включает

три ключевых аспекта:

Содержательный

владение

базовыми

биологическими

понятиями (фотосинтез, пищевые цепи, адаптации организмов).

Процессуальный

умение

проводить

наблюдения,

выдвигать гипотезы, анализировать результаты.

Контекстуальный

способность

применять

знания

в

реальных ситуациях (экологические проблемы, здоровый образ жизни).

В

6–7

классах

акцент

должен

делаться

на

формировании

исследовательских

умений

и

критического

мышления,

поскольку

учащиеся

находятся

на

этапе

активного

развития

абстрактно-

логического мышления.

2. Методические подходы к развитию ЕНГ на уроках биологии

2.1. Проблемное обучение

Проблемные ситуации стимулируют познавательную активность и

учат применять знания в новых условиях. Примеры заданий:

Почему листья осенью меняют цвет? (6 класс, тема "Строение

листа").

Как отсутствие пчел может повлиять на урожай яблок? (7 класс,

тема "Опыление").

Методический прием:

Постановка вопроса, не имеющего очевидного ответа.

Организация дискуссии с аргументацией разных точек зрения.

Поиск решения через эксперимент или анализ научных данных.

2.2. Исследовательская деятельность

Практические работы должны выходить за рамки репродуктивных

заданий. Важно включать элементы самостоятельного планирования

эксперимента.

Пример:

Тема: "Влияние света на рост растений" (6 класс).

Учащиеся

формулируют

гипотезы

(например:

"Растения

при

недостатке света вытягиваются").

Самостоятельно выбирают методику (измерение длины стебля,

подсчет листьев).

Сравнивают результаты контрольной и экспериментальной групп.

Критерии оценки:

Корректность методики;

Точность фиксации данных;

Логичность выводов.

2.3. Работа с научными текстами

Анализ

адаптированных

научных

статей

развивает

умение

выделять главное и оценивать достоверность информации.

Алгоритм работы:

Чтение текста (например, о роли бактерий в экосистеме).

Выделение ключевых тезисов.

Обсуждение: Какие факты подтверждены исследованиями? Где

автор допускает предположения?

2.4. Кейс-метод

Реалистичные ситуации формируют навыки принятия решений на

основе научных данных.

Пример кейса (7 класс, тема "Экосистемы"):

"В озере массово размножились водоросли. Рыбаки жалуются на

сокращение улова. Предложите решения, основанные на знаниях о

биотических связях."

Этапы решения:

Анализ причин (загрязнение, нарушение пищевых цепей).

Поиск

биологических

методов

регуляции

(запуск

растительноядных рыб).

Оценка возможных последствий.

3. Формирование оценочных умений

ЕНГ предполагает критическое отношение к информации. Важно

учить школьников:

Различать научные и псевдонаучные утверждения (например,

мифы о ГМО).

Оценивать источники (чем статья в научном журнале отличается

от поста в соцсети).

Практическое задание:

Сравнить два текста о вакцинации – научный обзор и заметку в

блоге – и выявить различия в аргументации.

4. Интеграция с другими предметами

Межпредметные связи усиливают понимание научной картины

мира:

Химия: процессы фотосинтеза и дыхания.

География:

распространение

видов

в

разных

климатических

зонах.

Математика: построение графиков роста растений.

Пример задания:

Рассчитать,

сколько

кислорода

выделяет

дерево

за

год,

используя данные о скорости фотосинтеза (интеграция биологии и

математики).

5. Диагностика уровня ЕНГ

Для оценки эффективности методик используются:

Практические задания (например, спланировать эксперимент по

изучению влияния температуры на дрожжи).

Открытые

вопросы

(Объясните,

почему

исчезновение

волков

может привести к увеличению числа больных оленей?).

Проекты (исследование биоразнообразия школьного двора).

Критерии оценивания:

Глубина использования научных понятий;

Обоснованность выводов;

Практическая значимость работы.

Заключение

Развитие естественно-научной грамотности в 6–7 классах требует

системного

подхода,

сочетающего

теорию

с

практикой.

Наиболее

эффективными

методами

являются

проблемное

обучение,

исследовательская

деятельность

и

анализ

реальных

ситуаций.

Результатом

такой

работы

становится

не

только

усвоение

биологических

знаний,

но

и

формирование

у

учащихся

научного

мировоззрения,

готовности

к

решению

актуальных

задач

современности.

Рекомендации для учителей:

Постепенно

увеличивать

долю

самостоятельной

работы

учащихся.

Использовать

современные

цифровые

инструменты

(виртуальные лаборатории).

Создавать

условия

для

применения

знаний

вне

урока

(экологические акции, школьные эксперименты).

Развитие ЕНГ – долгосрочный процесс, успех которого зависит от

последовательности

и

ориентации

на

практическую

значимость

биологии в жизни каждого ученика.



В раздел образования