Автор: Дерябина Марина Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №5"ОЦ"Лидер"
Населённый пункт: г.о.Кинель Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Спорт начинается со знака ГТО"
Раздел: полное образование
Статья «Спорт начинается со знака ГТО»
Результаты работы по воспитательному проекту «От знака ГТО к
спортивным победам»и программы внеурочной деятельности «ШКОЛА
и ГТО»
Дерябина Марина Александровна,учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г. о. Кинель
(Самарская обл.)
С 2015 года, как только президент нашей страны В.В.Путин подписал
указ о внедрении Всероссийского физкультурно спортивного комплекса
«ГТО»(Готов к труду и обороне), я начала работу в этом направлении и меня
в нашей школе назначили ответственной за работу по ГТО. Я сама в своей
жизни несколько раз успешно сдавала нормы ГТО и имею золотые знаки.
Считаю,
что
это
правильное
направление
для
спортивного
совершенствования в течении многих лет. Начала работу по воспитательному
проекту «ЗОЖ и ГТО залог здорового поколения».В рамках этого проекта,
начала проводить в школе Фестивали ГТО, в которых принимали участие не
только учащиеся, но и родители ,педагоги, детский сад «Сказка»,воспитатели
и жители нашего города. Работа велась интересная и результативная .С
каждым годом увеличивалось количество сдающих и получивших знаки.
Ребята изучали историю ГТО, делали исследовательские проекты по этой
теме: «Мой путь в ГТО»,изучали историю семьи и ГТО и знаки, полученные
разными поколениями, родители, бабушки, дедушки и т.д. Это конечно,
увеличивает интерес ребят к теме ГТО. Одним из пунктов нашей работы
является пропаганда комплекса ГТО. Мои ученики, активисты школьного
спортивного клуба регулярно проводят спортивные акции в школе по
пропаганде ЗОЖ и ГТО, ребята оформили и обновляют стенды по этим
направлениям, проводят беседы в младших классах о значении здорового
образа жизни и профилактике вредных привычек. В 2020году мой
воспитательный проект от стадии пропаганды ЗОЖ и внедрения ГТО
перешел на следующую ступень и стал называться «От знака ГТО к
спортивным
победам».
Я
являюсь
наставником
многих
одаренных
спортсменов нашей школы, двое из них Филиппова Мелания и Пришлякова
Ксения вошли в реестр одаренных детей Самарской области за их
спортивные достижения и победили в областном конкурсе для одаренных
детей, удостоены премии губернатора. Обе они свои спортивные успехи
начинали с первой награды- знака ГТО. Таких спортивно одаренных
учеников за 40 летний стаж моей работы в школе достаточно много, и я ими
горжусь! Работу с такими ребятами я веду по нескольким направлениям.
Сначала выявляю интерес ребенка к видам спорта и его способности к этим
видам спорта, потом во время уроков индивидуально даю задания на
развитие этих способностей ребенка. Так постепенно делаю отбор и готовлю
детей к участию в соревнованиях, настраивая на победу. Большим
достижением моих учеников считаю победы на региональном чемпионате
WORLD SKILLS в юношеских играх молодых профессионалов junior skill в
номинации «Физическая культура, спорт, фитнес». Несколько лет мои
команды и отдельно ученики успешно выступали на этих престижных
соревнованиях.
По моим многолетним наблюдениям, здоровье учащихся школы с каждым
годом становится хуже. Моя задача, как учителя физической культуры,
обьяснить
ученикам
ценность
их
здоровья
и
научить
с
помощью
здоровьесберегающих технологий укреплять и сохранять хорошее здоровье
на долгие годы. Воспитательный проект «От знака ГТО к спортивным
победам» является частью моей работы в школе по здоровьесбережению и
работы с одаренными детьми. Он рассчитан на выполнение задач нацпроекта
«Спорт-норма жизни».
Разработанная мной и внедрённая в нашей школе в 2020 году
программа
внеурочной
деятельности
«ШКОЛА
и ГТО»
нацелена
на
формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за
сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков
учащихся по
культуре. Обучение школьников бережному отношению
к своему
здоровью,
начиная
с раннего
детства, —
актуальная
задача
современного образования. Одним из важных направлений программы
является обучение детей самоконтролю своего двигательного режима через
ведение Дневника здоровья. На каждом занятии посвящаем несколько минут
ведению этого дневника. В нем ребята каждый день записывают какие в этот
день делали двигательные нагрузки и сколько минут, режим прогулок или
пробежек на свежем воздухе, правильное питание и постепенное увеличение
нагрузки, к каким результатам это привело. Ребятам интересно наблюдать за
тем, как меняется состояние их здоровья, они меньше болеют, благодаря
правильному режиму прогулок на свежем воздухе. Я им объясняю, что
ежедневные прогулки на свежем воздухе необходимы, это главный элемент
закаливания и формирования хорошего иммунитета. Анализируя количество
пропущенных по болезни дней, в тех классах, где я работаю по программе
внеурочной деятельности «ШКОЛА и ГТО», я увидела, что болеют
простудными заболеваниями эти учащиеся гораздо меньше ребят других
классов. В последствии, эти ребята, усвоив основные элементы и правила
здорового образа жизни, став взрослыми, сохранят правильные привычки и
своё здоровье. Большая часть программы (22 часа), выделено на развитие
двигательных способностей ребят. Этот раздел включает и занятия лёгкой
атлетикой и силовую подготовку и занятия плаванием. Всё обучение
настроено на укрепление здоровья детей, развитие двигательных навыков и
подготовку к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
В школе остро стоит проблема сохранения здоровья. Ребята мало двигаются,
постоянно «сидят в телефонах». Отсюда проблемы со здоровьем, сколиоз,
нарушение работы внутренних органов, ухудшение зрения. Материальная
база нашей школы позволяет сделать многое для сохранения здоровья ребят.
У нас есть большой спортивный зал с трибунами для зрителей, малый
спортивный зал для начальной школы. Имеется тренажерный зал и зал ,
который можно использовать для борьбы и гимнастики. Единственный в
городе бассейн, так же находится в нашей школе. Это позволяет проводить
3й час уроков физкультуры и внеурочные занятия по плаванию. Занятия в
бассейне очень полезны и поэтому я их включила в свою программу
внеурочной деятельности «ШКОЛА и ГТО». В нашем организме нет ни
одной системы , на которую плавание не оказывает положительного влияния.
В своей работе я использую спортивные площадки, имеющиеся на
территории школы, это спортивное ядро (стадион с беговыми дорожками
200м,баскетбольная площадка, тренажерная площадка, прыжковые ямы,
места для метания мяча). Хорошая спортивная база позволяет качественно
проводить занятия, готовить ребят к сдаче норм ГТО и осуществлять работу
по воспитательному проекту «От знака ГТО к спортивным победам». Частью
этого
проекта
является
моя
работа
по
научно
исследовательской
деятельности ребят. Я выявляю темы, которые интересуют ребят и помогаю
им составить проекты.
Литература:
1.Ковалько. В.И. «Здоровьесберегающие технологии…». М.: «ВАКО»,
2007 2.Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные техно-
логии в работе учителя и школы». — М.: «Аркти», 2003