Напоминание

"Организация предметно-развивающей среды в ДОО в условиях ФГОС в направлении этнокультурного развития"


Авторы: Усольцева Вера Сергеевна, Заварина Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Организация предметно-развивающей среды в ДОО в условиях ФГОС в направлении этнокультурного развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Мывкыд сöвмöдан сыктывкарса челядьöс 93 №-а видзанiн» школаöдз велöдан

муниципальнöй сьöмкуд учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 93 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

(МБДОУ «Детский сад № 93» г. Сыктывкара)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 93»

__________/О.О.Вольф

Тема:

«Организация предметно- развивающей среды в ДОО в

условиях ФГОС в направлении этнокультурного развития»

(Из опыта работы)

Воспитатели:

Усольцева Вера Сергеевна,

Заварина Марина Николаевна.

Сыктывкар 2024

«Организация предметно- развивающей среды в ДОО в

условиях ФГОС в направлении этнокультурного развития»

Современный детский сад- это место, где ребёнок получает

первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с

взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития

сферах жизни, а его развивающая среда призвана обеспечивать

реализацию образовательной программы, учитывать национально-

культурные, климатические условия, в которых осуществляется

образовательный процесс и должна соответствовать возрастным

возможностям детей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из

основных принципов является учёт этнокультурной ситуации

развития детей. В основе этого принципа лежат идеи народной

педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью

общей духовной культуры народа. Перед вами некоторые

рекомендации по этнокультурному воспитанию детей в рамках

ФГОС:

1.Приобщение к языку, литературе и истории этносоциума.

Направленность сохранение национальной культуры.

2.Ознакомление с историей и культурой родного края, с

природным, социальным и рукотворным миром, который окружает

ребёнка.

3.Организация предметно-пространственной этнокультурной среды.

4.Использование проектной деятельности.

5.Взаимодействие с родителями.

Влияние развивающей среды на развитие ребенка в этнокультурном

направлении трудно переоценить. Именно она приобщает к истокам

национальной культуры, способствует формированию

этнокультурной компетенции, развивает интерес к познанию мира

культуры своего и других народов и помогает развить социальные

способности и навыки поведения.

Какие же требования предъявляются к развивающей предметно-

пространственной среде? Она должна быть: содержательно-

насыщенной, полифункциональной, трансформируемой,

вариативной, доступной, безопасной.

В нашем детском саду созданы необходимые условия

предусмотренные ФГОС по этнокультурному направлению. Перед

вами стенд, расположенный на одной из лестничных площадок

нашего детского сада «Республика Коми и её жители». Стенд

достаточно яркий и информативный.

Здесь вы видите стенд, который знакомит детей с коми

национальными инструментами. Родители и воспитанники детского

сада приняли активное участие в создании выставки работ

«Республика Коми глазами детей»

Тематическая выставка «Мы идём землёю Коми» даёт возможность

всем желающим познакомиться с гербами городов и районов

Республики Коми.

В переходе нас встречают фигурки детей в национальной одежде

северных и южных районов нашей республики.

На территории нашего детского сада есть даже деревенская усадьба

с, колодцем, мельницей, предметами деревенского быта. Посетив её,

дети могут познакомиться с жизнью в деревне, помочь бабушке и

дедушке и потрудиться на огороде.

На одной из веранд расположена карта России, где зелёным цветом

показана наша республика. Данная наглядность помогает закрепить

знания детей о животных, населяющих леса коми пармы, а также

воспитывать в детях чувство патриотизма, чувство гордости за нашу

большую и малую Родину и осознание того, что все народы в нашей

стране живут мирно, помогая друг другу.

С целью приобщения детей к коми национальной культуре, языку и

традициям в нашем детском саду был создан кабинет коми языка и

краеведения. Там работает наш специалист в данном направлении.

Реализуя технологию музейной педагогики, совместно с родителями

и воспитанниками на базе нашего детского сада были созданы

интерактивные мини музеи. Это «Коми керка» и музей камня.

Формами музейно-педагогической работы в нашем детском саду

являются экскурсии, беседы, квесты, совместные мероприятия с

детьми и родителями и т.д.

Традиционно у нас проходит выставка лучших творческих работ

семей воспитанников «Умелые ручки»

Для реализации задач по этнокультурному направлению в каждой

группе детского сада совместно с родителями воспитанников

созданы этнокультурные уголки.

В прошлом году в нашей группе был реализован проект «Идём

землёю коми»

Целю проекта стало: Создание развивающей предметно-

пространственной среды, благоприятных условий для всестороннего

развития личности ребенка в соответствии с ФГОС и с учётом

этнокультурного компонента.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1.Изучить и внедрить практику новых подходов к организации

РППС

2.Организовать развивающую предметно-пространственную среду в

группе, на прогулочной площадке с учётом этнокультурного

компонента.

3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности

дошкольников, их интеграции и творческой организации в целях

повышения эффективности воспитательно-образовательного

процесса с учетом этнокультурного компонента.

В приёмной нашей группы есть информативный стенд для

родителей с названием нашей группы на русском и коми языках,

оформленный в национальном стиле.

На дверях сушильного шкафа мы разместили таблички «Темы

недели», «Вчера, сегодня, завтра», «Учите с нами» украсив их коми

орнаментом.

На другой стене нашей приёмной есть стенд «Будем здоровы». Нами

был оборудован небольшой уголок где мы поместили стенд «Над

землёй коми» Там мы размещаем различную интересную

краеведческую, историческую информацию для родителей.

Хотим обратить ваше внимание, что маркировка полотенечных

ячеек и шкафчиков для одежды детей выполнена в этнокультурном

стиле. Мы использовали картинки с изображением ягод, грибов,

животных и птиц нашей республики, продублировав название на

русском и коми языке.

Также в группе на дверях шкафов с постельными принадлежностями

детей мы разместили карту республики коми и фотографии

достопримечательностей города Сыктывкара.

Для зонирования пространства группы мы разработали эскиз в

национальном стиле и с помощью родителей воплотили его в жизнь.

На детской игровой площадке в беседке мы разместили игру –

бродилку «Путешествие Перы богатыря». Пера богатырь идёт к

Зарань и по пути встречается с Лешим, водяным и прочими

препятствиями, успешно их преодолевая. Домик для сюжетно-

ролевых игр был украшен фигурами Перы богатыря и Зарань,

неподалёку от него вы видите деревянную фигуру медведя, которую

дети очень любят и с удовольствием там играют.

Нами было разработано множество дидактических игр, вот

некоторые из них. Целью Лото «Орнаменты Республики Коми» и

игры «Найди пару» является закрепление названий коми орнамента.

Игра «Кубики историй» Цель: обогащение устной речи и развитие у

старших дошкольников умения составлять рассказы на

этнокультурную тему.

Дидактическая игра «Одень куклу» позволяет нам расширять знания

детей об особенностях национального костюма Республики Коми.

Дидактическая игра «Ромашка»

Цель: закрепить знания детей об орнаменте, символике,

литературных героях коми эпоса, знания о животных, птицах,

растениях занесённых в Красную книгу Республики Коми.

Дидактическая игра «Достопримечательности г. Сыктывкара»

позволяют достаточно легко в игровой форме актуализировать

знания детей о родном городе.

Дидактическая игра .Разрезные картинки «Коми национальный

костюм» позволяет познакомить детей с национальной одеждой

коми. Дети не любят долго сидеть, мы предлагаем играть в эту игру

стоя, меняясь местами друг с другом.

С помощью игры «Города республики коми» мы знакомим детей с

гербами городов республики.

В нашей группе множество различных тематических альбомов.

Работа по проекту не возможна без тесного сотрудничества с

родителями. Наши мамы мастерицы связали вот такие красивые

вещи, сделали игру бродилку «Республика Коми»

Наши родители подарили нам очень функциональный лэпбук «Моя

родина-республика коми»

Также родители своими руками связали куклы и сделали

дидактическую игру «Кубик» на липучках. Цель которой-

расширить знания детей о лекарственных растениях, рыбах,

деревьях и Красной книге Республики Коми.

Совместно с родительницей одного из наших воспитанников мы

разработали и создали из фетра на липучках игровое пособие

«Люби и знай свой Коми край», которое позволяет нам в игровой

форме закреплять знания детей о диких и домашних животных,

среде их обитания.

После выездной экскурсия Национального музея РК по

Теме: «Игры коми народа», мы с родителями разработали были

созданы родителями группы картотека Коми игр и игра

«Путешествие по Коми краю»

Детям очень нравится применять на практике полученные знания и

украшать группу результатами своей продуктивной деятельности.

Перед вами рисование свечой.

Дети с удовольствием мастерят коми орнамент из салфеток.

Видя интерес детей к изображению коми орнамента, мы сделали

цветные коробочки, наполнили их манной крупой и дали детям

возможность рисовать.

А закончить своё выступление я хотела бы словами Льва

Семёновича Выготского

«Среда воспитывает человека…

Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»



В раздел образования