Напоминание

"Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивного образования в СПО, как условие их успешного функционирования на рынке труда"


Автор: Нагорнова Наталья Викторовна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГБПОУ Старомайнский технологический техникум
Населённый пункт: УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Р.П Старая Майна
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивного образования в СПО, как условие их успешного функционирования на рынке труда"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В СПО КАК

УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ

ТРУДА

Введение

Современная

система

профессионального

образования

ориентирована на создание равных возможностей для всех категорий

обучающихся, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ).

Инклюзивное

образование

в

среднем

профессиональном

образовании (СПО) призвано обеспечить не только академическую

подготовку,

но

и

социально-трудовую

адаптацию,

что

является

ключевым фактором успешной интеграции в рынок труда. Однако

процесс адаптации студентов с ОВЗ в инклюзивной среде сопряжён с

рядом организационных, методических и психологических трудностей.

В

данной

статье

рассматриваются

механизмы

эффективной

адаптации,

позволяющие

минимизировать

барьеры

и

обеспечить

конкурентоспособность выпускников с ОВЗ на рынке труда.

Теоретические основы инклюзивного образования в СПО

Инклюзивное образование предполагает создание условий, при

которых

обучающиеся

с

ОВЗ

могут

осваивать

профессиональные

программы

наравне

с

другими

студентами.

В

отличие

от

сегрегационных моделей (специальные коррекционные учреждения),

инклюзия

направлена

на

социализацию

и

профессиональное

становление в смешанных группах.

Ключевыми

принципами

инклюзивного

образования

в

СПО

являются:

Доступность – адаптация инфраструктуры, учебных материалов и

методик;

Гибкость – индивидуализация обучения с учётом особенностей

здоровья;

Социальная

интеграция

формирование

толерантной

среды

среди студентов и педагогов;

Профессиональная

ориентация

выбор

специальностей,

соответствующих возможностям и потребностям лиц с ОВЗ.

Реализация

этих

принципов

требует

системного

подхода,

включающего

нормативно-правовое

регулирование,

подготовку

педагогических

кадров

и

разработку

адаптивных

образовательных

технологий.

Проблемы адаптации студентов с ОВЗ в инклюзивной среде

СПО

Несмотря на законодательное закрепление инклюзии (ФЗ № 273

«Об образовании в РФ»), её практическая реализация сталкивается с

рядом трудностей:

Физические барьеры – отсутствие безбарьерной среды (пандусов,

лифтов,

специализированного

оборудования)

в

ряде

колледжей

ограничивает доступность обучения для студентов с нарушениями

опорно-двигательного аппарата.

Методические

сложности

традиционные

педагогические

подходы не всегда учитывают когнитивные и сенсорные особенности

обучающихся с ОВЗ, что снижает эффективность усвоения материала.

Социально-психологические

факторы

стигматизация

и

недостаточная

готовность

педагогического

коллектива

к

работе

в

инклюзивных группах могут провоцировать изоляцию студентов с ОВЗ.

Трудоустройство после выпуска – даже при успешном освоении

программы

выпускники

с

инвалидностью

сталкиваются

с

дискриминацией

со

стороны

работодателей

и

отсутствием

адаптированных рабочих мест.

Преодоление

этих

барьеров

требует

комплексных

мер,

направленных

не

только

на

образовательный

процесс,

но

и

на

взаимодействие с потенциальными работодателями.

Механизмы

успешной

адаптации

к

инклюзивному

образованию

1. Индивидуализация образовательного процесса

Адаптация

учебных

программ

для

студентов

с

ОВЗ

должна

включать:

Гибкий

график

обучения

возможность

дистанционного

или

частичного посещения занятий;

Специализированные

методики

применение

визуальных,

тактильных

или

аудиальных

средств

обучения

в

зависимости

от

нозологии;

Психолого-педагогическое

сопровождение

работа

тьюторов,

сурдопереводчиков, логопедов.

2. Формирование инклюзивной культуры в образовательной

организации

Повышение

квалификации

педагогов

обучение

основам

инклюзивной педагогики и психологии;

Социальные

тренинги

для

студентов

развитие

эмпатии

и

навыков командной работы в разнородных группах;

Вовлечение студентов с ОВЗ во внеучебную деятельность

кружки, конкурсы, волонтёрские проекты.

3. Сотрудничество с работодателями

Для

обеспечения

трудоустройства

выпускников

с

ОВЗ

необходимо:

Развитие

программ

стажировок

создание

адаптированных

рабочих мест на предприятиях-партнёрах;

Просветительская работа с бизнес-сообществом – развенчание

мифов о низкой продуктивности сотрудников с инвалидностью;

Государственная поддержка – налоговые льготы для компаний,

трудоустраивающих лиц с ОВЗ.

Влияние

инклюзивного

СПО

на

конкурентоспособность

выпускников с ОВЗ

Эффективная адаптация в системе СПО способствует:

Формированию

профессиональных

компетенций,

соответствующих требованиям рынка труда;

Развитию soft skills – коммуникабельности, стрессоустойчивости,

умения работать в команде;

Повышению самооценки и мотивации – уверенность в своих

возможностях снижает страх перед трудоустройством.

Исследования

показывают,

что

выпускники,

прошедшие

инклюзивное

обучение,

демонстрируют

более

высокий

уровень

адаптации на рабочем месте по сравнению с теми, кто обучался в

изолированных условиях. Это подтверждает важность инклюзии не

только как образовательной модели, но и как социального лифта.

Заключение

Адаптация лиц с ОВЗ к инклюзивному образованию в СПО –

многоаспектный

процесс,

требующий

координации

усилий

образовательных

организаций,

государства

и

бизнеса.

Успешная

интеграция студентов с инвалидностью в учебный процесс напрямую

влияет на их дальнейшую профессиональную реализацию, снижая

риски

маргинализации

и

безработицы.

Ключевыми

условиями

эффективности инклюзии являются:

персонализированный подход к обучению;

создание доступной и толерантной среды;

системная работа по профориентации и трудоустройству.

Только при соблюдении этих условий инклюзивное образование

сможет

выполнить

свою

основную

задачу

обеспечить

равные

возможности

для

всех

категорий

обучающихся

и

подготовить

конкурентоспособных специалистов, востребованных на современном

рынке труда.



В раздел образования