Автор: Сарсенбаева Наталья Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-Детский сад №29 "Родничок"
Населённый пункт: г. Клинцы Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Творчество – это спутник детского развития.Педагоги дошкольного
образования, занимаясь с детьми, ставят основной целью своей работы – это
развитие творческих способностей средствами театрального
искусства.«Творческая деятельность ребенка – первый основополагающий
этап присвоения социокультурного опыта. (А.Б. Брушлинский, Л.С.
Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие).Основы творческой
деятельности ребенка закладываются в дошкольном возрасте, они
воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении
комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих
чувств. Так известный режиссер К.С. Станиславский советовали своим
сотрудникам (актерам) учиться у детей, игра которых всегда отличается
искренностью и правдой. Театральная деятельность развивает личность
ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру,
совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.Для того чтобы
ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт
яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и
умения. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших
результатов можно достичь.Расширению опыта ребенка способствуют
театральные занятия, проводимые под девизом: «Театр – творчество – дети»,
которые я рекомендую проводить менее двух раз в неделю в каждой
возрастной группе.В младшей группе дети знакомятся с театральной куклой,
смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые для них
показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с куклой поможет
ребенку детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную
атмосферу. Нужно стремиться вызвать положительные эмоции к театрально-
игровой деятельности, побуждать детей общаться с куклой. Не стоит
препятствовать стремлению детей поиграть с куклами. Таким образом,
незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры.Начиная со
второй младшей группы и до самого выпуска из детского сада педагоги
знакомят детей с различными видами театров, очень важно иметь наглядно в
группе разные виды театров, они должны быть доступны для детей, ведь
сказочные персонажи могут стать героями их игр, в результате чего они сами
придумают этюд. Когда уже малыши освоят приемы кукловождения, можно
приступать к постановке кукольного спектакля.
Для этого используются
этюды, которые обучают детей приемам управления куклами различных
систем.Одновременно в каждой возрастной группе, необходимо проводить
обучение детей основам актерского мастерства. Для этих целей используется
этюдный тренаж, который помогает развить внимание, память, мышление,
воображение и восприятие, прививая навыки, необходимые для отображения
различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.Начиная со
средней группы, нужно стремиться объединить кукольный спектакль с
театрализованной игрой в единое целое. Этот вид деятельности, который
называется театрализованные игры с элементами кукольного театра,
интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными
куклами, а другая часть участвует в спектакле драматического театра. Дети
сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или драматизация) в
соответствии с психологическим состоянием. Неуверенные в себе дети чаще
всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является той
ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации
(выступление перед зрителями). Ребята, преодолевшие себя или не имеющие
психологических проблем, выбирают роли, в которых они участвуют как
актеры драматического театра.В старшей группе все дети освобождаются от
комплексов, активно участвуют в театрализованных играх, поэтому роль
кукольного театра несколько уменьшается. Навыки кукловождения,
приобретенные детьми за три года обучения, позволяют объединять в одной
театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных
систем.В старшем дошкольном возрасте детей можно привлекать в
постановки русских народных сказок, для детей младшей группы. Для
младшей группы это знакомство с народными сказками, а для актеров это
работа над речью, развитие памяти, работа над поведением перед
зрителями.В подготовительной к школе группе театрализованные игры
отличаются более сложными характеристиками героев, трудными для
разработки мизансценами, наиболее сложными в управлении куклами.В
детском саду непосредственным примером, является сам воспитатель,
участие воспитателей в постановках, в костюмированных праздниках, также
воздействует на поведение ребенка. Ранее неуверенный ребенок, начинает
чувствовать себя комфортнее рядом с воспитателем, к которому он привык и
доверяет.Родители воспитанников активно участвуют в театральной
деятельности детей и в детском саду. Это вызывает у детей много эмоций,
обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в жизни
группы, и очень часто ребенок перестает стесняться и бояться выступать на
публику в костюме, изготовленном мамой.Очень важно участие родителей в
создании развивающей среды для своих детей, как в группах, так и в
музыкальном зале. Родители привлекаются в изготовлении костюмов,
декораций. Их необходимо знакомить с разными видами театров, и очень
часто родители не знают о существовании того или иного вида театра
(например, конусного театра), воспитатель им рассказывает из чего и как
можно их изготовить для детского сада и для дома. Обязательно нужно в
родительском уголке представить актуальную
консультацию.Театрализованные игры дают детям возможность применить
полученные знания, проявить творчество в различных видах
деятельности.Итак, театрализованная деятельность играет важную роль в
воспитание детей, ведь соединение театрализованной игры (показ спектакля)
с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей
идеей, переживаниями. Сплотить на основе интересной деятельности,
позволяющей каждому ребенку проявить свою активность,
индивидуальность, творчество.«Введите в мир театра малыша,И он узнает,
как сказка хороша,Проникнется и мудростью, и добротой,И с чувством
сказочным пойдет он жизненной тропой.»Г. Попова.