Автор: Корлыханова Анна Максимовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №44 с УИОП им. К.Д. Ушинского"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ В ДИАЛОГЕ
Раздел: начальное образование
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ В ДИАЛОГЕ
Формы коллективной работы позволяют наилучшим образом учитывать
индивидуальные особенности учащихся и создать условия их развития. Весь
класс изучает новую тему, отвечает на вопросы, все задают друг другу
вопросы, участвуют в диалоге. Идеальной формой для сотрудничества
является работа в паре. В паре ученики проверяют друг у друга задание,
выясняют, почему его нужно выполнить так, закрепить материал, повторить
ранее изученный. При коллективном обучении коллектив обучает каждого
своего члена, и каждый член коллектива участвует в обучении своих
товарищей по совместной учебе. Все это способствует формированию
коммуникативных компетенций у учащихся и развитию орфографической
зоркости.
Работа в паре:
1. Детям дается деформированный текст. Нужно из каждой строчки
составить предложение, а потом рассказ. Дети работают в паре.
1. СНЕГ, ПУШИСТЫЙ, БЕЛЫЙ, ВЫПАЛ.
КРУЖАТСЯ, В, БЕЛЫЕ, СНЕЖИНКИ, ПУШИСТЫЕ, ВОЗДУХЕ.
ГЛУБИНЕ, В, ПТИЧЬИ, ЛЕСА, ГОЛОСА, СЛЫШАЛИСЬ.
НАМЕЛА, БОЛЬШИЕ, НОЧЬЮ, ВЬЮГА, СУГРОБЫ.
Ответ: Выпал белый пушистый снег. В воздухе кружатся белые пушистые
снежинки. В глубине леса слышны птичьи голоса. Ночью вьюга намела
большие сугробы.
2. Найти и объяснить своему соседу ошибки в тексте.
Во время урогана в соду у адной сторушки пагибла ябланка, каторая давала
крупные, румяные яблаки. Об этом узнал гайдар, гастивший в саседнем доме.
Он пришел к старушке, осмартел корни ябланьки и скозал : «Ни гарюй,
ябланька будит жить!» ( По Р.Фраерманц)
3. Детям очень нравится, когда они выступают то в роли учителя, то в роли
ученика. Учатся задавать вопросы и слушать своего товарища.
Поставьте к теме «Парные звонкие и глухие согласные» вопросы, на которые
вы знаете ответы. Запишите вопросы .
Примерные вопросы: Почему эти согласные называются « парные»?
Сколько таких пар? Почему парные согласные надо проверять?
В какой части слова они нуждаются в проверке?
Как надо проверить парные согласные?
Поставьте вопросы к теме «Изменение имен существительных по падежам
(Склонение)» Поставьте вопросы , на которые вы знаете ответ
Какой части речи касается эта тема?
Что такое имя существительное? На какие вопросы оно отвечает? Какие
имена существительные отвечают на вопрос кто? или что? Что означает имя
существительное? Как изменяется имя существительное? Как можно
доказать, что имена существительные изменяются по числам? Какого роды
бывают имена существительные? Вопросы к тому, что я не знают изменить
имя существительное по падежам? Что значит изменить имя
существительное по падежам? Какие существуют падежи? Сколько их? Что
такое склонение? Все ли имена существительные склоняются? 3. Запишите
про карандаш такие вопросы, на которые вы не знаете ответа, но хотели бы
узнать. Где добывают графит? Является ли он ценным материалом? Где это
вещество используют? И т.д.
Не менее важна и сложна работа, которую мы решаем при коллективной
работе: научить детей самостоятельно работать с карточками. В карточке
предусматриваются теоретические и практические вопросы.
Например: тема Родовые окончания имен прилагательных
Карточка 1. Дуб (какой) большой, красивый, высокий. Небо (какое?) голубое,
лазурное, синее Лента (какая?) голубая, широкая, синяя Сделайте вывод об
ударных и безударных окончаниях имен прилагательных мужского, среднего
и женского рода. Проверьте себя по учебнику, заполните таблицу: М.р. Ср. р.
Ж.р. Вставьте пропущенные окончания прилагательных. Поставьте ударения,
выделите окончания. Вечерн…. звон сладк… сахар Сильн… мороз грустн…
картина Ранн… утро дальн… дорога
Алгоритм работы с предложенными карточками.
1. Внимательно прочитай первую часть карточки, вспомни правила и
доказательства написания окончаний имен прилагательных.
2. Посмотри на образец, вспомни, как нужно письменно обосновать
написание окончаний прилагательных
3. Выполни задание
4. Проверь себя
5. Обменяйся с товарищем карточками и заданиями
6. Расскажи товарищу задание и выслушай его.
7. Проверьте задание друг у друга. Обменяйтесь впечатлениями.
8. Поблагодарите друга за общение.