Автор: Кирсанова Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1793
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Система формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Система формирования функциональной грамотности на уроках в
начальной школе
Формирование функциональной грамотности – ключевая задача современной
начальной школы. Она предполагает не просто усвоение знаний, но и умение
применять их в реальных жизненных ситуациях. Это комплексный процесс,
требующий системного подхода и использования разнообразных педагогических
методов.
Интеграция в образовательный процесс:
Один из эффективных способов – интеграция заданий, направленных на развитие
функциональной грамотности, во все предметы начальной школы. На уроках
математики это могут быть задачи, основанные на реальных ситуациях покупки,
измерения, планирования бюджета. На уроках русского языка – работа с
текстами, требующими анализа информации, выделения главного, интерпретации
скрытых смыслов. На уроках окружающего мира – исследования, проекты,
направленные на понимание природных явлений, социальных процессов, правил
поведения в обществе.
Использование интерактивных методов:
Интерактивные методы обучения, такие как работа в группах, дискуссии, ролевые
игры, проектная деятельность, способствуют активному вовлечению учащихся в
образовательный процесс и развитию их коммуникативных навыков. Они учат
детей сотрудничать, аргументировать свою точку зрения, критически оценивать
информацию, что является важными компонентами функциональной грамотности.
Оценка и мониторинг:
Регулярная оценка и мониторинг уровня сформированности функциональной
грамотности позволяют своевременно выявлять пробелы в знаниях и навыках
учащихся и корректировать образовательный процесс. Для этого можно
использовать разнообразные инструменты: тесты, проекты, портфолио,
самооценку. Важно, чтобы оценка была не только констатирующей, но и
формирующей, направленной на стимулирование дальнейшего развития
учащихся.
Развитие читательской грамотности занимает особое место в формировании
функциональной грамотности младших школьников. Необходимо учить детей
понимать и интерпретировать различные типы текстов: художественные, научно-
популярные, информационные. Важно формировать умение извлекать
информацию, анализировать ее, делать выводы, определять авторскую позицию.
Эффективными приемами являются работа с заголовками, иллюстрациями,
ключевыми словами, составление планов и пересказов, ответы на вопросы по
тексту.
Развитие математической грамотности предполагает формирование умения
применять математические знания для решения практических задач. Важно учить
детей видеть математику в окружающем мире, использовать математические
модели для описания реальных ситуаций. Эффективными приемами являются
решение задач, связанных с бытовыми ситуациями, проектирование, создание
математических игр.
Развитие естественнонаучной грамотности направлено на формирование
понимания научных принципов и методов исследования. Необходимо учить детей
наблюдать, экспериментировать, анализировать данные, делать выводы.
Эффективными приемами являются проведение опытов и экспериментов, работа
с научными текстами, создание проектов, направленных на изучение природных
явлений.
Важным аспектом формирования функциональной грамотности является
создание благоприятной образовательной среды. Необходимо стимулировать
познавательную активность учащихся, поддерживать их инициативу и
самостоятельность. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно в
процессе обучения, не боялись задавать вопросы и высказывать свое мнение.
Создание такой среды способствует развитию у детей интереса к знаниям и
формированию у них умения учиться на протяжении всей жизни.