Автор: Евдокимова Евгения Дмитриевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 16 им.О.Л.Лундстрема"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность концертмейстера в детской музыкальной школе
Раздел: дополнительное образование
Деятельность концертмейстера в детской музыкальной школе
Работа концертмейстера занимает значительное место в повседневной
профессиональной деятельности пианиста. Концертмейстер - это
универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом
знаний в области музыки, бегло читать с листа, транспонировать, подбирать
по слуху, редактировать музыкальные тексты, делать переложения. Все эти
качества концертмейстер приобретает с течением времени в результате
обширной концертмейстерской практики. Одним из важнейших условий
эффективной работы концертмейстера становится степень
сформированности его профессионально-коммуникативных качеств. Кроме
этого пианист должен обладать рядом таких свойств, как многоплоскостное
внимание – ансамбль, исполнительские задачи, звуковой баланс,
художественный замысел.
Высокий профессионализм и безупречная музыкальная культура
концертмейстера должны сочетаться с эмоциональной чуткостью и
безупречной выдержкой, творческой изобретательностью и тщательным
самоконтролем, трудолюбием и способностью к концентрации внимания,
высокой степени ответственности и развитой мобильности, организаторской
активности, требовательности к достижению художественного замысла.
Практическое значение данной работы заключается в том, что как
работающие, так и начинающие концертмейстеры могут найти в ней
полезную информацию и практические рекомендации для применения их в
своей профессиональной деятельности.
Глава 1. Задачи концертмейстера в инструментальных классах
музыкальной школы
Концертмейстер дословно (нем.) - мастер концерта. Деятельность
концертмейстера начинается уже с самых первых уроков. Вся работа над
музыкальным произведением от фрагментарного прочтения до целостного
охвата композиции проходит при его непосредственном участии. Конечно,
учащийся, прежде всего, разбирает и выучивает нотный текст. Но он твердо
знает, что на уроке он будет выступать как настоящий артист в
сопровождении опытного пианиста. Между учеником и концертмейстером
возникает творческая связь, сотрудничество, которое будет направлено на
раскрытие художественного образа каждого музыкального произведения. В
деятельности концертмейстера объединяются педагогические,
психологические, творческие функции. Концертмейстер помогает ученику
обогащать музыкальные представления, лучше понять, усвоить и передать
содержание произведения, укрепляет интонацию, развивает ритмическую
дисциплину ученика и согласованность исполнения партий. Разнообразие
репертуара обязывает концертмейстера владеть различными приемами
игры, богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. Он должен
знать специфические особенности солирующего инструмента – законы
звукоизвлечения, дыхания, техники. Игра концертмейстера с взрослым
музыкантом отличается от игры с начинающим. Именно в этом возрасте
учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы метро
— ритма, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового
соответствия. Необходимо выработать умение приспособиться к личности и
исполнительской манере ребенка: неритмично играющего — держать,
робкого — воодушевлять, эмоционального — сопровождать. Важно также и
умение быстро ориентироваться в тексте, видеть весь текст, помогать в
случае допущенной: ошибки, уметь поддержать ученика в концертном
выступлении, предугадывать его намерения.
В работе концертмейстера крайне важно чувство меры, слуховой контроль
и дирижерское начало, умение переживать и сопереживать. Существует
несколько этапов подготовки учащегося к выступлению. Огромный период
проходит в классе. Это работа над произведением: разбор, многократные
повторения фрагментов, работа над метроритмом, ансамблем, сыгрывание,
работа над формой произведения. Преподаватель по специальности
совместно с концертмейстером подсказывают ученику верные образы,
настроения музыки. Еще одним этапом является выучивание произведения.
Здесь необходимы детализация, игра с преувеличением, установление
логических связей. Концертмейстер шаг за шагом проделывает с учащимся
эту трудную, но, безусловно, интересную работу. Если все сделано
правильно, то исполнение на эстраде станет приятным и уверенным, как для
ученика, так и для концертмейстера. Особую роль в подготовке к
концертным выступлениям играют репетиции в зале. Мастерство
концертмейстера заключается в нахождении нужного звукового баланса,
соответствующего акустике помещения. Концертмейстер также помогает
воспитаннику приобретать артистические навыки общения с публикой. На
эстраде волнуются все, но каждый по - своему. Здесь необходимо учитывать
различные типы темперамента юных артистов и быть готовым к любым
неожиданностям. Поэтому концертмейстер должен наблюдать за
повторяющимися и устойчивыми проявлениями психики ребенка на сцене.
Глава 2. Роль концертмейстера в классе струнно-смычковых инструментов
Наиболее сложным можно считать воплощение на фортепиано специфики
звучности струнно-смычковых инструментов. Нужно пытаться, по
возможности, смягчить атаку звука, прикосновение к клавиатуре должно
осуществляться без жесткой фиксации кисти и пальцев, а скорее способом
«поглаживания» клавиш, добиваться мягкости при исполнении
гармонических и мелодических оборотов. Надо заметить, что не всегда
найденный прием становится универсальным. Здесь необходимо учитывать
характер произведения, историческую эпоху, в которую оно было создано.
Например, в произведениях старинных мастеров нужно осторожно
пользоваться педалью, ее применение должно быть строго ограничено. В
пьесах романтического периода наоборот, педаль будет фактурно-
необходимой, обогащающей звучание солирующего инструмента. Репертуар
юных скрипачей и виолончелистов состоит не только из пьес, этюдов, но и
концертов. Именно при исполнении произведений крупной формы нужно
стремиться «оркестровать рояль», то есть пианист - концертмейстер будет
выступать в роли оркестра. Знание тембров инструментов симфонического
оркестра и умение передать их многокрасочную палитру на рояле — задача
не из легких. От воображения концертмейстера зависит, сможет ли он ясно
представить легкое стаккато флейты, мягкое обволакивающее звучание
валторн, гнусавость английского рожка, яркость и праздничность труб,
ворчание контрабасов, раскаты литавр. Если концертмейстер сможет
передать звуки оркестра, то исполнение заиграет яркими красками, если нет
- то произведение получится плоским, одномерным. Характер оркестровых
вступлений (интродукций), проигрышей, заключений тоже целиком и
полностью зависит от концертмейстера. Мастерство концертмейстера
проявляется в точном определении темпа, в котором будет исполнять
произведение ученик, характера и общего тонуса. Здесь особое значение
имеет партия левой руки, которая придает звучности глубину и объемность.
Особенно это касается подходов к кульминациям, кульминационных tutti. В
зависимости от подготовленности учащегося к каждому уроку, его
способностей задачи концертмейстера могут быть различными.
Несколько слов о штрихах. Самуил Евгеньевич Фейнберг писал: «...Штрихи
смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не
отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой
музыки, за напряжением, спадом и сменой звучащих образов». То есть под
штрихами скрипачи понимают не только ведение смычка вверх или вниз, но
и широкий круг самых разнообразных приемов звукоизвлечения.
Скрипичное легато артикуляционно однозначно и реализуется всегда одним
игровым приемом, в то время как нон легато представлено большим
количеством артикуляционных градаций и, соответственно, штриховых
вариантов. Особое искусство концертмейстера состоит в выборе штриха,
соответствующего или приближенного к штриху исполнителя.
Глава 3. О работе концертмейстера в классе духовых инструментов
В основе обучения молодых исполнителей - духовиков лежит воспитание
музыканта в глубоком и всестороннем понимании этого слова. Обучающиеся
и преподаватели духового отделения принимают активное участие в
многочисленных концертных мероприятиях. Наверное, и по этой причине
концертмейстер постоянно находится в состоянии концертной готовности.
Пианист в ансамбле дубовых инструментов - равноправный участник всего
музыкального действия. Репертуар, изучаемый учащимися духового
отделения, отличается по содержанию. Основной объем занимают
произведения эстрадного и джазового направления. А эта музыка
сложнейших ритмических сочетаний. Именно в классе духовых инструментов
необходимы такие навыки творческого музицирования как
транспонирование и подбор по слуху. Концертмейстер также должен
владеть отличной фортепианной техникой, набором специфических
фортепианных приемов, так как фортепианные соло в композициях
достаточно виртуозны. Основное качество, которое выработано со временем
- это умение «держать» темп и метроритм. Жить живым ритмом
произведения исключительно важно, так как ритм в джазовой музыке
является мощным средством музыкальной выразительности. Из технических
приемов звукоизвлечения предпочтительна пальцевая атака, максимальная
весовая игра от плеча. Часто тембральная окраска в своем воплощении на
рояле зависит от регистра. При работе в классе духовых инструментов нужно
учитывать и моменты взятия дыхания, и жесты дирижера, то есть постоянно
воспитывать коллективное музыкальное мышление. От концертмейстера
требуется свободное ориентирование в ансамбле, оркестре, быстрое
схватывание и запоминание всего произведения в целом и в деталях.
Цифры, способы записи сокращений, повторений, вступления инструментов,
отсчет пауз — все это необходимый набор знаний и умений для успешной
деятельности концертмейстера. И, в конечном счете, нужно всегда понимать
функции своей партии в ансамбле, уметь играть ярко, но не противоречить
другим исполнителям, быть и ведомым, и ведущим, держать баланс
звучания и по вертикали, и по горизонтали.
Глава 4. Об особенностях работы концертмейстера с вокальными и
хоровыми коллективами
Работу концертмейстера с вокальным или хоровым коллективом отличает
ряд специфических черт. В распоряжении ансамбля мелодия и поэтический
текст, в ведении концертмейстера - гармонический план. В поле зрения
пианиста находится нотная строка с записью вокальной мелодии,
поэтического текста и фортепианная партия. При работе с вокалистами
важно умение координировать мелодию со всей остальной фактурой.
Поэтому перед началом работы с коллективом необходимо детально
проработать музыкальный текст, справиться с техническими трудностями,
научиться играть без зрительного контакта с клавиатурой, то есть добиться
автоматизма. Однако нередки случаи, когда приходится играть с листа
неизвестные произведения и транспонировать их. Очень, важно донести до
слушателя смысл поэтического текста произведения. «По- видимому, ни
один инструментальный аккомпанемент не играет столь важной
драматургической роли, как аккомпанемент вокальных произведений...» -
пишет Е.М.Шендерович в книге «В концертмейстерском классе», которая до
сих пор является лучшей книгой каждого концертмейстера. Аккомпанемент в
вокальных произведениях очень выразителен, это равноправная партия,
которая усиливает глубину содержания, так называемый поэтический образ.
В вокальном ансамбле, как правило, отсутствует дирижер, роль которого
частично выпадает играть аккомпаниатору. Здесь уместно упомянуть об
образном соответствии фортепианных вступлений и заключений духу
исполняемых произведений, о выборе темпа и его отклонениях в процессе
развертывания произведения, о цезурах, соответствующих технике дыхания
вокалистов. Особое значение для совместных репетиций имеет
психологический климат. В создании настроения для творческого общения
концертмейстер принимает активное участие. Увлеченность своей
профессией, любовь к музыке, доброжелательная манера разговора,
совместное обсуждение с коллективом ошибок, недочетов, а также умение
наладить контакт с партнерами помогают достигать эффективных
результатов. Чувствовать певца как себя, обладать способностью к
перевоплощению - одна из задач концертмейстера вокалистов.
В многогранной и разнообразной деятельности концертмейстера работа с
хоровым коллективом представляется, пожалуй, особенно сложной.
Концертмейстер играет под управлением дирижера, подражает звучанию
хора, слышит многоголосие и читает партитуры. От концертмейстера
требуются следующие качества:
- умение играть «под руку» дирижера, то есть способность понимать жесты и
намерения;
- работа над качеством звука;
-развитость интуиции, угадывание начала и конца звука;
В редких случаях брать инициативу в свои руки («держать хор»).
Способность понимать дирижерские жесты и намерения приобретается с
Изучением основных приемов дирижирования, с двух-, трех-,
четырехдольными сетками, с понятиями «ауфтакта», «точки», «снятия
звука», а также концертмейстер должен знать, какими жестами
изображаются штрихи и оттенки. Следующая проблема, с которой
сталкивается концертмейстер хора - это проблема звука. Она должна иметь
вокальную природу. Деятельность концертмейстера в хоровом коллективе
включает в себя не только само исполнение аккомпанемента, но и
разучивание с певцом или хором партий, сольных номеров, участие в
подборе репертуара. Часто концертмейстеру приходится сталкиваться с
отсутствием фортепиано в учреждениях, производственных цехах и т.д.
Владение игрой на клавишном синтезаторе спасает ситуацию. При игре на
синтезаторе концертмейстер становится еще и аранжировщиком,
экспериментирует с тембрами, стилями. В отдельных случаях даже
приходится менять технику звукоизвлечения, упрощать фактуру, так как
диапазон инструментов составляет меньшее число октав. В современных
условиях концертмейстер должен уметь записать фонограммы
аккомпанементов. Это касается выступлений на открытом воздухе или при
больших аудиториях. Запись фонограммы - процесс сложный. В этом
процессе, помимо хора, ансамбля или вокалистов участвует еще и
звукорежиссер. Используя достижения технического прогресса, у
концертмейстера появляются большие возможности для
экспериментирования со средствами музыкальной выразительности.
Глава 5. Специфика работы концертмейстера в классе домры
В работе с солистом-инструменталистом концертмейстер решает, как
общие, так и специфические профессиональные задачи, связанные с
особенностями данного инструмента.
От специфики солирующего инструмента и репертуара зависит конкретное
решение ансамблевых и пианистических задач, направленное на
воплощение основных ансамблевых параметров: единства художественных
намерений партнеров, синхронности звучания, динамического баланса,
одинаковости штрихов, тембрового слияния инструментов. Методические
рекомендации Н. Н. Темновой «Задачи концертмейстера в работе над
произведениями для домры» содержат анализ задач концертмейстера в
классе домры, исходя из специфики домры как сольного инструмента и
особенностей домрового репертуара.
Основные приемы игры на домре — удар и тремоло (быстрое чередование
ударов), которые непрерывно дополняются за счет применения приемов,
заимствованных из практики игры на других инструментах (струнных
смычковых, балалайки): пиццикато левой и правой рукой, натуральные и
искусственные флажолеты, удар за подставкой, пиццикато вибрато и
тремоло вибрато. Имеет место одновременное использование различных
приемов. Звук домры, извлекаемый ударом медиатора, звонкий и ясный, а
на тремоло — льющийся и певучий.
Игра на грифе создает приглушенное, матовое звучание, а у подставки,
наоборот, дает открытый, слегка «гнусавый» звук, напоминающий банджо.
Некоторую трудность представляет собой игра в верхних ладах из-за
меньшего размера и сложности попадания. Струна ми, особенно в прижатом
состоянии, звучит довольно глухо. В целом динамическая шкала может быть
достаточно разнообразной: от нежнейшего пианиссимо на пиццикато в
левой и флажолетах до весьма мощного фортиссимо на аккордах тремоло.
Домра обладает широкими виртуозными возможностями, что с успехом
применяется композиторами в сочинениях для этого инструмента.
В поисках тембрового и динамического слияния с домрой концертмейстер
должен стремиться к сухому, четкому звукоизвлечению, что особенно
сложно сохранить в параллельных с домрой пассажах. В таких случаях legato
у пианиста должно быть non troppo legato, слегка маркатированное, с очень
резким отпусканием клавиши после ее нажатия. Этот прием в сочетании с
предельно ровным ритмичным исполнением позволяет концертмейстеру
решить не только проблему соответствия штрихов, но также и проблему 9
синхронности в виртуозных фрагментах. Здесь необходимо отметить, что
работа со струнными щипковыми инструментами подвигает
концертмейстера на поиск новых пианистических приемов, которые порой
противоречат звуковым требованиям, предъявляемым в сольном
исполнительстве, с целью достижения тембровой и артикуляционной
идентичности звучания фортепиано и домры.
Особенно тщательно нужно следить за одновременностью снятия звуков и
аккордов.
С точки зрения синхронности особого внимания требует такой прием как
флажолеты: для их взятия домристу необходимо чуть больше времени, чем
для обычно удара, и в игре с неопытными исполнителями концертмейстер
должен быть бдительным, чтобы момент появления звука у фортепиано и
домры точно совпадал.
Основой организации фактуры, как и в любых аккомпанементах, должен
быть бас, а звучание партии правой руки пианиста, в аккомпанементах типа
«бас-аккорд», «гармоническая фигурация», «мелодическая фигурация»
должно быть легким и прозрачным, за исключением тематических
произведений с обозначенной яркой динамикой.
Выстраивая динамический баланс, необходимо учитывать приглушенным
характер звучания домры в нижней тесситуре (на струне ми), лёгкое,
воздушное звучание флажолетов, когда звук фортепиано должен
встраиваться в звук домры, мягкое звучание пиццикато вибрато. С другой
стороны, плотное аккордовое звучание, особенно на тремоло нуждается в
мощной поддержке фортепиано.
Педаль при игре с домрой должна быть прозрачной: в исполнении
аккомпанемента типа «бас-аккорд» в быстрых эпизодах от ее применения
лучше отказаться. Традиционную педаль можно использовать в
фортепианных соло, а также в кантиленных произведениях или фрагментах,
когда фортепиано плавностью и мягкостью должно компенсировать
возможный недостаток певучести домры на тремоло у учащихся. Проблема
педализации в игре со струнными щипковыми инструментами является
очень важной, но в ее решении не всегда можно надеяться на помощь
педагога данного класса. Начинающему пианисту лучше обращаться за
помощью к более опытным коллегам, которые могли бы послушать
репетицию или концертное выступление. Следует поинтересоваться не
только общим впечатлением от игры, но и отдельными параметрами
исполнения, в частности педализацией. Кроме того, желательно как можно
чаще записывать совместную игру с солистом на видео- или
аудиоаппаратуру и внимательно прослушивать записи. Этот способ помогает
концертмейстеру не только в решении вопроса о педализации, но и в целом
для улучшения качества ансамбля.
Заключение
Как известно, концертмейстер должен слышать произведение объемно - и
по вертикали, и по горизонтали. Вот почему так часто выступает принцип
самоограничения, когда приходится отступить на второй план ради
выявления главного, основного, во имя целого. А для этого требуется опыт,
мастерство знание, стиля композитора, ясное понимание формы
исполняемого произведения. Тщательное прочтение нотного и словесного
текстов, безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам,
внимание к точному выполнению ритма, логической акцентировке,
интонационной чистоте - таковы основные задачи концертмейстера.
Выполнение их дает возможность совместно с солистами участвовать в
воплощении творческого замысла композитора, передать слушателям образ
произведения правдиво, одухотворенно, выразительно и ярко.
Концертмейстеру приходится приспосабливаться к творческой манере
многих преподавателей, в классах которых он работает. Многообразие
требований повышает его профессиональную компетентность.
Концертмейстер должен быть готов ко всему: всевозможным
импровизациям, подсказке забытого слова, подыгрыванию мелодии (если
солист не держит тональность), проведению урока с учеником без
преподавателя по специальности. Область концертмейстерской практики
для многих пианистов является творческой потребностью, влияет самым
благотворным образом на дальнейшее совершенствование художественной
индивидуальности. Талант режиссера живет в его фильмах, художника - в
картинах, поэта - в стихах. Исполнительский труд концертмейстера часто
преходящ, сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство.