Напоминание

режимные моменты


Авторы: Дудина Людмила Владимировна, Якимова Елна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №182"
Населённый пункт: Город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Организация двигательной активности детей в режимных моментах
Тема: режимные моменты
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация двигательной активности дошкольника в режимных

моментах»

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем,

появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом,

нарушением осанки. Одна из основных причин данных заболеваний – малоподвижный

образ жизни ребенка.

В связи с этим необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный

образ жизни.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается

прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация

поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Задача педагогов дошкольных учреждений - создание всех необходимых условий для

того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как

можно больше находились в движении.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в нашей группе проводятся ежедневно в

соответствии с графиком двигательной активности.

Гимнастика после сна – «гимнастика пробуждения».

Упражнения начинаются из положения лёжа, затем сидя и постепенно дети встают,

выполняя упражнения возле кровати.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а

также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может

способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный

характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность (от 7–15 минут).

Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки»,

«Винтики», «Спортсмены».

Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются. Лежа в

постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Можно

предложить упражнения из различных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После

этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в

хорошо проветренную группу, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем

одеваются.

Пробежки по массажным дорожкам осуществляется ежедневно. Дети занимаются в одних

трусах и босиком.

Для закаливания организма, регулярной физической тренировки в целях

совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна

утренняя гимнастика.

Она проводится в различной форме: традиционная, игровая,

гимнастика с использованием различных предметов.

Утренняя гимнастика

является одним из важных компонентов двигательного

режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и

мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует

проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей

начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до

завтрака в течение 6–12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от

экологических и погодных условий). При составлении комплексов утренней гимнастики

в течение года важно помнить об их вариативности содержания и характера.

Разные варианты гимнастик.

Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых

упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые

выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Упражнения на полосе препятствий – детям предлагают упражнения с постепенным

увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных

основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена

чередования физкультурных пособий.

Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки.

Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течение 5–7 мин.

непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В

конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.

В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения,

различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной

активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации,

подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Занятия в нашей группе мы стараемся организовать таким образом, чтобы были включены

различные виды деятельности,

малоподвижные игры и физкультминутки.

Проводится

физкультминутка

воспитателем по мере необходимости (в течение 3– 5

мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию,

формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент

появления признаков утомляемости детей.

Перед началом физкультминутки следует открыть фрамуги. Общеизвестно, что

физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на

хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется

двигательное беспокойство (как правило, на 12– 15 мин.), наступает утомление, можно

предложить несколько

физкультурных упражнений

стоя у своих столов или на

свободном месте в группе.

Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны,

полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба. Физкультминутка

может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия.

Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой

дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения

(кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводятся

динамические паузы.

Они помогают снять напряжение у детей во время

длительного статического напряжения.

Двигательная разминка

во время большого перерыва между занятиями позволяет

активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4

упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных

физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на

расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.

Также проводим физкультминутки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание,

гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика. Данные виды двигательной

активности применяются во время организационных моментов, во время перехода от

динамичных игр к более спокойным, переключения детей к другим видам деятельности.

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером.

Прогулка

- благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и

организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются

подвижные игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды

движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые

задания.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и

совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.

Перед дневным сном проводим

релаксационные упражнения.

Они используются

для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

Во вторую половину дня больше времени отводим

самостоятельной

двигательной деятельности детей.

Здесь нам помогают физкультурные уголки,

которые имеются у нас в группе.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие типы

физкультурных занятий:

Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная,

заключительная части).

Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры- эстафеты,

игры-аттракционы и т.д.).

Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры,

упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).

Сюжетные занятия – комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное

ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).

Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).

Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка

задания тренером).

Занятия серии «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу,

привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской

помощи).

Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).

Контрольно-проверочные занятия (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и

пути их устранения).

Комплекс музыкально - ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных

развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

Проводим

подвижные игры, физические упражнения на прогулке.

Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность,

обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог

или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже

освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные

игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные

игры.

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и бессюжетные, к спортивным

(элементы спортивных игр) – волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный

теннис, футбол, хоккей.

Существует классификация по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки,

метание и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой,

средней и малой подвижности).

Летние забавы на прогулках.

В летнее время развлечения помогают нам в

доступной и интересной форме решать серьезные воспитательные, образовательные и

оздоровительные задачи

Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает

возможность приобрести двигательные навыки и умения.

Закаливание –

важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного

возраста.

Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов

и систем в соответствие с меняющейся внешней средой.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким

изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям.

Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны,

отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Эффективным

средством закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо

очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие,

солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и

более.

Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность.

Одной из форм активного отдыха детей являются каникулы. Они проводятся 2 раза в год –

Рождественские и весенние. Отличительной особенностью работы с детьми в этот период

является отсутствие занятий по всем методикам. Педагог организует отдых детей:

Увеличивает пребывание на свежем воздухе (ориентируясь на погодные условия); при

необходимости проводит исследование детей, у которых отмечается слабая динамика в

развитии; усиливает внимание индивидуальному подходу; предоставляет детям

возможность участвовать в разнообразных играх; обеспечивает их разнообразной

активной, развлекательной деятельностью ( показ видеофильмов, театрализованных

представлений, чтение сказок, проведение спортивных мероприятий).

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня:

утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок

(утренней и вечерней).

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное

место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное

содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера

способствуют активизации двигательной деятельности.

Наряду с физкультурными праздниками используем физкультурный досуг - как

организованную форму активного отдыха детей.

Физкультурный досуг

не требует специальной подготовки, он строится на хорошо

знакомом детям материале и проводится несколькими группами, близкими по

возрастному составу (старшие и подготовительные группы).

Итак, в систему физического воспитания детей дошкольного возраста в детском

образовательном учреждении с целью повышения двигательной активности необходимо

включать различные формы занятий с физическими упражнениями: утреннюю

гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе,

элементы спортивных игр, гимнастику после дневного сна, бодрящая гимнастика,

физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, посещение детских спортивных секций,

плавание, ЛФК и массаж.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в

соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности

использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов

оздоровительной направленности и с учетом индивидуальных особенностей

дошкольников.

Для организации двигательной активности детей в режиме дня создаем все возможные

условия для развития и оздоровления детей.

В нашем детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым

инвентарём и оборудованием, физкультурные уголки в групповых комнатах, дорожки

здоровья.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как

можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в

детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности.



В раздел образования