Напоминание

«Воспитательная деятельность тренера-преподавателя»


Автор: Мозговой Алексей Михайлович
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБ ДО СШ «Юность»
Населённый пункт: город Аксай,Ростовская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: «Воспитательная деятельность тренера-преподавателя»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АКСАЙСКОГО РАЙОНА

СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ЮНОСТЬ»

(МБУ ДО СШ «Юность»)

Методические рекомендации

«Воспитательная деятельность тренера-

преподавателя»

2025г

Занятия по каратэ проходят в довольно сложной для преподавателя обстановке

(шум в зале в связи с выполнением кенсэя (крик-концентрация). Это требует от

преподавателя общепедагогических и специфических для данного вида спорта знаний,

педагогических навыков и организационно-методических умений. Преподаватель по

каратэ должен не только проводить учебно-тренировочные занятия в условиях

повышенного шума, но и осуществлять воспитательную работу.

Профессиональная деятельность

Преподаватель каратэ должен владеть теорией и методикой своего вида спорта и уметь

применять ее в своей педагогической работе. В противном случае он не сможет

правильно организовать учебный процесс, будет слепо копировать чужую методику

обучения;

весь

учебно-тренировочный

процесс

превратится

в

натаскивание

спортсменов на отдельные технические приёмы.

Для

успешного

проведения

учебно-тренировочного

процесса

преподавателю

необходимо иметь разработанную учебную документацию, без нее все занятия будут

носить случайный характер. Преподаватель должен отлично знать индивидуальность

спортсменов, уметь грамотно разнообразить как средства и методы, так и обстановку,

в которой ему приходится заниматься. Необходимо уметь всегда правильно находить

свое место на занятиях, хорошо владеть спортивной техникой не только своего, но и

других видов спорта (кувырки перевороты, падения), применяемых в качестве

вспомогательных

средств.

Методика обучения дает лишь общие правила и указания. В действительности

обучение протекает в различных конкретных условиях, охватывает учащихся,

отличающихся друг от друга по возрасту, полу, подготовленности, воспитанию,

характеру, дисциплинированности, сознательности и т. п. Поэтому методику обучения

надо

использовать

гибко,

сознательно

и

активно.

Методика

не

должна

рассматриваться как догма, она должна лишь вооружать преподавателя всем

необходимым для полноценного творческого проведения учебно-тренировочной

работы. Применение общих принципов и методов обучения должно носить

индивидуализированный характер. Основываясь на общих положениях, преподаватель

должен применять для каждой группы конкретную методику обучения, определять

задачи отдельных периодов обучения, подбирать упражнения, определять методы

обучения и т. д. Но как бы подробно и тщательно не было разработано все это в

методике обучения, само по себе оно не гарантирует успеха. Обучение есть активный

творческий процесс передачи знаний, в котором преподаватель играет ведущую

творческую роль. Преподаватель должен уметь распознавать индивидуальные

особенности своих учеников и правильно подбирать методы обучения и тренировки.

Преподаватель должен уметь определять спортивную форму и общее состояние

спортсмена не только по данным врачебного контроля, но и руководствуясь

наружными

признаками:

состоянием

мышц,

цветом

лица,

самочувствием

и

настроением. Совершенствуя технику своих учеников, преподаватель должен уметь

видеть выполняемые движения и замечать ошибки, особенно главные, мешающие

правильному освоению спортивной техники. Найти ошибку и объяснить, почему и как

она мешает, — значит обеспечить успех совершенствования техники. Наиболее

характерные ошибки надо кратко разобрать со всей группой, не допуская при этом

насмешек и едких шуток в адрес ошибающихся. Нежелательные переживания,

вовремя подмеченные опытным преподавателем, при правильном реагировании на них

могут быть полностью ликвидированы. В нужный момент следует поднять бодрость

учеников, «разжечь спортивную злость», а если надо — снизить излишний пыл.

Преподаватель не должен суетиться, горячиться, злиться и нервничать, какие бы ни

создались неполадки, так как это только ухудшает положение и отрицательно влияет

на настроение спортсменов. Большое значение имеет своевременное подбадривание

учеников. Если спортсмен, усердно изучая упражнение, не овладел еще правильной

формой его выполнения и просит преподавателя оценить, как он выполняет движение,

не следует смущать его, резко указывая на его ошибки. Наоборот, надо указать, что

упражнение выполняется в основном удовлетворительно, но надо еще доработать

такие-то положения или движения, указать правильный путь изучения этого

упражнения. Резкая отрицательная оценка нередко убивает у спортсмена желание

заниматься. Вместе с тем не следует излишне хвалить и поощрять занимающихся по

всякому поводу и без цели; надо знать, где, кого, как и в каком случае следует

похвалить.

Преподаватель должен постоянно приучать своих учеников к аккуратности, следить за

их осанкой и выправкой, чтобы они всегда имели подтянутый вид. Большое значение

имеет

культура

языка

преподавателя.

Веселое,

жизнерадостное

настроение преподавателя всегда оживляет занятие и делает его более интересным.

Проведение воспитательной работы

Профессиональная и воспитательная деятельность — это единый педагогический

процесс, в котором роль преподавателя очень велика.

Сообщая новые сведения, вырабатывая новые навыки, развивая физические и

морально-волевые

качества,

преподаватель

не

только

укрепляет

здоровье обучающихся, но и обогащает их новыми знаниями, расширяет их кругозор,

формирует их убеждения и взгляды, воспитывает своих учеников, прививает им

дисциплину и организованность, вырабатывает у них социалистическое отношение к

труду и чувство патриотической гордости. Упражняясь и физически развиваясь,

спортсмен вместе с тем растет и духовно. Он воспитывает в себе смелость,

решительность, находчивость, развивает выносливость, силу, приобретает навыки как

спортивного, так и боевого, и трудового значения.

Все это изменяет личность человека, идет сплочение коллектива, появляются новые

общие интересы.

Для

успешного

проведения

воспитательной

работы

первоочередным

для

преподавателя является организация дружного коллектива, из числа которого,

несомненно, выявляется актив группы, из которого преподаватель выделяет

старосту. В дальнейшей своей работе преподаватель всегда может в случае

необходимости опереться на старосту, актив группы и весь коллектив в целом.

Преподаватель проводит воспитательную работу не только на тренировочных

занятиях. Он обязан вникать в производственную работу или учебу своих учеников, не

должен быть безразличным к тому, как ведут себя ученики в быту. А поведение в быту

очень хорошо наблюдается во время совместных походов. Здесь можно увидеть

совсем другие стороны своих учеников.

Усилия преподавателя, как воспитателя, должны быть направлены в первую очередь

на решение следующих задач: воспитывать честность, чувство долга, сознательную

дисциплину, волю и настойчивость в достижении цели, активность и инициативу,

смелость и решительность в действиях, скромность и вежливость.

Для

решения

этих

задач

необходимо

повышать

интерес

спортсменов

к

художественной литературе и рекомендовать им соответствующие книги, проводить

коллективное посещение музеев, театров, кино, совместное проведение праздников, и

советовать изучать те науки, с которыми связан данный спорт (биомеханику,

анатомию, физиологию, гигиену и др.).

Вся эта работа должна протекать, переплетаясь с основной учебно-тренировочной

работой

и

при

непосредственном

влиянии

коллектива.

Нужно

установить

товарищеские отношения с учениками, но, не допуская их излишнего упрощения.

Преподаватель всегда должен быть старшим и уважаемым товарищем, руководителем

коллектива и в случае необходимости твердо проводить свои решения в жизнь

учебной группы. Средства и форма проведения воспитательной работы разнообразны.

Многие вопросы решаются на занятиях, собраниях, во время проведения праздников,

культурных мероприятий, совместное проведение выходных дней.

Очень

важной

формой

является

индивидуальная

беседа

преподавателя

со

спортсменом.

Чтобы вести воспитательную работу, преподавателю самому надо быть образцом.

Обладая глубокими и всесторонними знаниями в своем виде спорта, преподаватель

обязан быть культурным человеком. Он не должен забывать, что на спортсменов

громадное влияние оказывает его личный пример: одежда, экипировка, инвентарь,

уход за ним, манера выполнения упражнений, искусство обучать, поведение на работе

и вне работы. Ученики часто стремятся подражать своему преподавателю.

Эффективность учебно-тренировочного процесса находится в тесной зависимости от

качества воспитательной работы. Особое место занимает воспитательная работа в

период проведения учебно-тренировочных сборов.

В этих условиях преподаватели-тренеры и спортсмены находятся в одинаковых

бытовых условиях круглосуточно, вследствие чего создаются все условия для

проведения активной воспитательной работы. Главным средством воспитательного

воздействия служит строгое выполнение внутреннего распорядка дня на сборах.

Методы организации воспитательного процесса

Под

методами

воспитания

понимаются

отличающиеся

своеобразием

способы

деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его

целей. Вместе с тем следует учитывать, что категория методов — одна из основных в

теории воспитания и что ее четкое понимание — важное условие повышения

эффективности всей воспитательной деятельности. Своеобразие отдельных способов,

приемов обусловлено, прежде всего, характером тех качеств обучаемого, на

совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом

классификации, т. е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является

их трехчленная классификация на:

1.

методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к

которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т. п.;

2.

методы

организации

практической

деятельности,

накопления

опыта

поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания

воспитывающих ситуаций;

3.

методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с

помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с учетом того, что

именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая

группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность

является столь же необходимым условием человеческого существования, как и

сознание, а также в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет

результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому,

что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже

утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их

комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. Поэтому опытный

преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных

приемов,

находить

такие

их

комбинации,

которые

в

наибольшей

степени

соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно

противопоказан.

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов

воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение -

один из методов первой группы, направленных на формирование

сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для

следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения.

Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей. Этот метод

обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному

миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традициям русского

самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в

оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от

природы. И как бы ни сложна была эта задача, в силу сложности тех конкретных

социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от

характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими

людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения, прежде всего, следует уделить внимание

проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать

проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и

т. п. Основные инструменты метода убеждения вербальные (слово, сообщение,

информация). Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью,

что многократно повышает убедительность общения. Монологические формы должны

сочетаться с диалогическими: например, беседами, которые значительно повышают

эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Роль воспитателя здесь

состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться

логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой

примера, обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, —

говорил Сенека, — короток путь примера». Удачный пример конкретизирует общую,

абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема

основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания

могут служить не только живые люди, но и литературные персонажи, исторические

лица. Следует иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение

образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности,

которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников

положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя

и

к

месту

приведенный

отрицательный

пример,

показывающий

негативные

последствия

тех

или

иных

поступков,

помогает

удержать

воспитанника

от

неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных

убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к

своим воспитанникам.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является

метод

упражнений.

Упражнение

это

многократное

повторение

и

совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании

отличаются от упражнений в обучении, где они

теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они

нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек

поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина,

организованность,

культура общения

— вот лишь некоторые качества, которые

основаны на сформированных воспитанием привычках. Чем сложнее качество, тем

больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных

качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений

на

основе

принципов

последовательности,

планомерности,

регулярности.

Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность

нагрузок, следуя при этом рекомендациям: «Воля наша, как и мускулы, крепнет только

от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно

надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но, не давая им упражнения,

вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю». Однако ни методы

формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного,

долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и

наказания,

образующих

еще

одну,

третью

группу

воспитательных

средств,

именуемых методами стимулирования.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств,

поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения

основана

на

возбуждении

положительных

эмоций,

чувства

удовлетворения,

уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе.

Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения

ценным подарком. Особенно действенно публичное награждение в торжественной

обстановке, в присутствии товарищей, родителей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например,

противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с

индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т. е. поощрение

группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность,

хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует

сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его

члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков,

противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого

метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая

переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к

исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая

все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму

наказания,

которая

соответствовала

бы

тяжести

вины

и

индивидуальным

особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить,

что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Тем не менее, применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут

быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако,

помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом,

слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в

системе воспитания и необходимости ее корректировки.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов

и приемов. Это и убеждение словом, обращенным, прежде всего к разуму,

использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную

сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии

играют

и

постоянные

упражнения,

организация

практической

деятельности

обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения,

накапливается

опыт

деятельности.

В

этой

многоплановой

системе

методы

побуждения,

стимулирования,

особенно

методы

наказания,

играют

лишь

вспомогательную роль.

Повышение профессиональной квалификации и теоретического уровня

Преподаватель должен иметь непоколебимый

авторитет

среди учеников, а это

возможно

только

при

условии,

что

он

владеет

педагогическим

искусством.

Специальное обучение дает преподавателю необходимые знания, а формирует

преподавателя упорная работа, любовь к своему делу, непосредственная работа со

спортсменами и участие в соревнованиях. Если преподаватель не будет активно

повышать свою квалификацию, он не только отстанет от других преподавателей, но

потеряет авторитет, который сумел завоевать в начале своей работы.

Преподаватель должен:

· углубленно изучать теорию и методику своего вида спорта. Бурный рост науки,

теории и методики в области спорта в нашей стране не позволяет останавливаться на

тех знаниях, которые преподаватель получил в учебном заведении. Кроме постоянного

повышения своего педагогического уровня (обобщения опыта своей работы и работы

своих коллег, чтения специальной научно-методической и периодической литературы,

участия в методических конференциях), преподаватель обязан не реже одного раза в

пять лет пройти повышение квалификации на факультете усовершенствования,

которые специально для этой цели созданы при ведущих институтах физической

культуры;

·

проводить личную тренировку, даже в том случае, когда он и не выступает на

соревнованиях, иначе он не сможет полноценно проводить практические занятия.

повышать свою общую культуру, читать художественную литературу, посещать кино

и театры;

·

непрерывно накапливать педагогический опыт, для чего методически грамотно

вести всю учебную документацию, в конце определенного периода анализировать

проведенную работу (с учетом всех сделанных заметок) и делать определенные

выводы для дальнейшей работы.

Список литературы

1.

Бабушкин деятельности тренера. - Омск: ОГИФК, 1985. - 68 с.

2.

Васильков и методика физического воспитания.-Ростов-на-Дону:Феникс,2008.381с.

3.

, Мартьянов физического воспитания и спорта: Учеб. пос. - М.: ИЦ «Академия»,

2000. - 288 с.

4.

Горбунов спорта. - М.: ФиС, 1986. - 208с.

5.

,

Петров

научно-

методической

деятельности

в

физической

культуре

и

спорте.М.:Академия,2002.-264с.

6.

Кайнова педагогика физической культуры и спорта.-М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,

2007.-208с

7.

Корх: деятельность и личность: Учеб. пос. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 120 с.

8.

Кретти БД. Психология в современном спорте. - М.: ФиС, 1998. - 224 с.

9.

,

Мельников

физического

воспитания

с

основами

теории.-

М.:Просвещение,1991.191с.



В раздел образования