Автор: Никандрова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №47 "Гусельки"
Населённый пункт: город Сургут ХМАО - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 «Гусельки»
Статья
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
посредством приобщения к природному миру родного края»
Воспитатель Никандрова Е.В.
Сургут
Формирование экологической культуры у детей дошкольного
возраста посредством приобщения к природному миру родного края.
Природа
родного
края
является
источником
первых
знаний
и
радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Зеленые луга и леса, яркие цветы, насекомые, птицы, звери, движущие
облака, яркое солнце – все это привлекает детей, радует их, дает богатую
пищу для их развития.
Мир природы удивителен и прекрасен. Но далеко не все способны
видеть эту красоту; многообразие цвета, разнообразие красок неба, листьев,
воды… Умение «смотреть»
и «видеть»,
«слушать»
и «слышать»
не
развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а
воспитывается.
Главная задача экологического воспитания подрастающего поколения -
научить видеть эту красоту, наблюдать природу, любить и уважать все
живое: цветы, птицу, зверя, рыбу, защищать их, бережно относиться к ним.
Современные исследования показали, что на психологическом уровне
восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А
вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до
конца дней. Поэтому работа с малышами с 2,5 до 7 лет важна для
формирования экологической культуры личности.
Как
же
приобщить
дошкольников
к
природе
родного
края
и
сформировать у них экологическую культуру?
Наблюдения и прогулки: Регулярные прогулки в парк, лес, на берег
реки, где дети могут наблюдать за растениями, животными, изменениями в
природе в разное время года. Важно не просто гулять, а обращать внимание
детей на детали, задавать вопросы, побуждать к исследованию.
Игры и эксперименты:
Организация игр, связанных с природой
родного края, например, «Узнай дерево по листу», «Кто живет в лесу?»,
«Найди следы животных». Проведение простых экспериментов, например,
наблюдение за ростом растений, изучение свойств воды и почвы.
Творческая
деятельность:
Рисование,
лепка,
аппликация
с
использованием природных материалов (листья, шишки, веточки). Создание
поделок, отражающих красоту родной природы.
Чтение книг и просмотр фильмов: Знакомство с произведениями
местных писателей и поэтов, посвященных природе родного края. Просмотр
документальных фильмов о животных и растениях, обитающих в данной
местности.
Экологические акции и мероприятия: Участие в уборке территории,
посадке
деревьев,
изготовлении
кормушек
для
птиц.
Организация
экологических праздников и викторин.
Не
менее
важным
является
вовлечение
родителей
в
процесс
формирования экологической культуры. Совместные выезды на природу,
участие в акциях по озеленению и уборке территорий создают атмосферу
единства и совместной ответственности за окружающий мир. Родители могут
стать примером для своих детей, показывая, как важно заботиться о природе
и уважать её ресурсы. Совместные мероприятия не только укрепляют
семейные связи, но и формируют у детей понимание того, что забота о
природе — это общая задача, требующая усилий каждого.