Автор: Фокина Анна Дмитриевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 20
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирования речи и речевой деятельности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирования речи и речевой деятельности у детей дошкольного
возраста
С давних времён речь является неотъемлемой частью социальной жизни
людей и необходимым условием существования человеческого общества.
Благодаря ей человек приобретает и усваивает знания, делится своими мыслями и
переживаниями. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении
человеческой личности, начиная ещё с раннего детства человека. Поэтому
исследованиям по формированию речи детей уделяется большое внимание.
Исследованиями в данной области занимались такие известные ученые как
Л. С. Выготский,
А. А. Леонтьев,
Д. Б. Эльконин,
Е. И. Тихеева,
С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьёва. Многие из них в своих учебных трудах и
методических пособиях давали своё определение понятию «речь».
Так Р. С. Немов дал такое определение речи: «Речь – это система
используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для
представления, переработки, хранения и передачи информации».
Другое определение речи дал С. Л. Рубинштейн. Он писал: «Речь – это
деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения посредством языка.
Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого,
служащая средством общения с ним, и форма обобщённого отражения
действительности или форма осуществления мышления.»
В свою очередь А. А. Леонтьев рассматривал речь как «деятельность
познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении»
действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом
общественной
практики.
Это
деятельность
общения,
коммуникативная
деятельность».
Мы видим, что у каждого представленного выше учёного есть своё мнение
о том, что такое речь, и каждый из них по-своему прав. Тем не менее,
большинство из них всё же определяют речь как деятельность. А мы знаем, что
среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так
называемая
речевая
деятельность.
Исследованиями
формирования
речевой
деятельности так же занимались многие учёные, и к ним можно отнести
Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, И. А. Зимнюю и многих других.
Что же такое речевая деятельность? Касательно ответа на этот вопрос тоже
существует достаточно большое количество разнообразных мнений. Но наиболее
полное и удачное в методическом плане определение речевой деятельности было
предложено известным отечественным учёным-психолингвистом, профессором
И. А. Зимней: «Речевая деятельность представляет собой процесс активного,
целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией
общения взаимодействия людей между собой (друг с другом). Речевая
деятельность может входить в другую более широкую деятельность,… .Однако,
она может быть и самостоятельной деятельностью…».
Из представленных выше определений мы видим, что речь и речевая
деятельность тесно связаны, одно вытекает из другого и наоборот, т.е. они
взаимозависимы и дополняют друг друга.
А раз речь и речевая деятельность связаны, то и их формирование у ребёнка
будет взаимосвязано. Отсюда можно подойти к вопросу о том, от чего же зависит
формирование речи и речевой деятельности?
Формирование речи и речевой деятельности зависит от следующих
факторов:
1. Протекание беременности и родов матери ребёнка.
Речь ребёнка в большей степени зависит от того, как протекали
беременность и роды матери, были ли какие-то патологии или же всё прошло
благополучно. При формировании и развитии речи ребёнка это должно
учитываться в первую очередь.
2. Наличие или отсутствие у ребёнка родовой травмы с повреждением
головного мозга.
Это также должно учитываться при формировании и развитии речи детей,
потому что при наличии этой травмы могут появиться различные речевые
нарушения, над исправлением которых придётся сильно постараться как
родителям, так и самому ребёнку.
3. Формирование речевого аппарата.
Правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых
связок – важные предпосылки для формирования и развития речи у детей.
4. Физическое и психическое развитие ребёнка.
Для нормального формирования и развития речи ребёнка очень важно,
чтобы физическое и психическое развитие ребёнка соответствовало его возрасту.
5. Эмоциональная связь с родителями.
Присутствие матери и отца очень важно для детей с раннего возраста.
Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей малыша –
всё это благоприятно сказывается на общем развитии ребёнка, включая и
разговорный компонент.
6. Заболевания в первые годы жизни.
Такие заболевания, как инфекционно-вирусные, менингоэнцефалиты и
ранние желудочно-кишечные расстройства ребёнка в первые годы его жизни
особенно губительно сказываются на формировании и развитии его речи.
Поэтому за ребёнком нужно хорошо следить, быть внимательным к его
поведению, плачу и крикам, потому что они могут стать сигналом родителям о
том, что ребёнок может быть болен.
7. Многоязычная социальная среда.
Когда ребёнок проживает в многоязычной среде, у него могут возникнуть
проблемы с речью от того, что появятся трудности в разграничении этих языков.
Это связано с тем, что ребёнок, находящийся в такой среде с момента своего
рождения, без должного подхода будет смешивать слова из разных языков и
использовать их в своей речи, превращая в один язык. Поэтому родители и другие
люди, отвечающие за ребёнка, должны контролировать формирование и развитие
его речи так, чтобы он сначала выучил один язык, а потом по желанию и другой,
или же изучал оба языка одновременно, но систематически.
8. Удовлетворение потребности в общении с родителями.
В первую очередь у ребёнка формируются невербальные навыки общения
(мимикой, жестами, движениями тела), а потом уже формируются вербальные
навыки общения. Поэтому важны не только игры для развития речи, но и
эмоциональный отклик родителей на плач ребёнка, забавы, объятия, обращения к
малышу, оклик его по имени – всё это является предпосылками для того, чтобы
ребёнок начал учиться говорить.
9. Социальная адаптация.
Формирование и развитие речи детей во многом зависит от социальной
адаптации. Посещение детского сада, различных развивающих кружков, активное
общение со сверстниками способствуют нормальному формированию и развитию
речи малыша.
10. Наследственность.
Наследственность имеет большое влияние на речь детей. Если кто-то из
родителей малыша начал поздно говорить или имеет нестандартное строение
артикуляционного аппарата и т.д., то, скорее всего, и у ребёнка будут те же
проблемы. Поэтому наследственность родителей необходимо учитывать при
формировании и развитии речи ребёнка.
11. Строение и функционирование органов слуха.
Это также очень важный фактор формирования и развития речи ребёнка,
который должен учитываться взрослыми. Полное или частичное отсутствие слуха
может привести либо к отсутствию у ребёнка речи вообще или же к серьёзным
нарушениям речи. Это связано с тем, что ребёнок с полноценным слухом слышит
речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухой же
ребёнок не может овладеть речью без специального общения, а у ребёнка с
остатками слуха речь оказывается грубо нарушенной. Поэтому к детям с
нарушениями слуха должен быть применён специальный подход к формированию
и развитию речи.
12. Развитие мелкой моторики.
Научно установлено, что уровень формирования и развития речи детей
находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений
пальцев рук. Поэтому выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок
достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает
благоприятное влияние на формирование и развитие речи (так как при этом
индуктивно
происходит
возбуждение
в
речевых
центрах
мозга),
но
и
подготавливает ребёнка к рисованию, а затем и к письму. Кисти рук приобретают
подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
13. Интеллектуальный уровень развития ребёнка.
Он также должен учитываться при формировании и развитии у ребёнка
речи.
Таким образом,
существует большое количество мнений касательно
определения понятий «речь» и «речевая деятельность», которые в большинстве
случаев определяют речь как деятельность и тесно связывают её с речевой
деятельностью. Кроме того, процесс формирования речи и речевой деятельности
зависит от большого числа факторов, которые необходимо учитывать во время
процесса формирования речи и речевой деятельности.