Напоминание

Формирования речи и речевой деятельности у детей дошкольного возраста


Автор: Фокина Анна Дмитриевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 20
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирования речи и речевой деятельности у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирования речи и речевой деятельности у детей дошкольного

возраста

С давних времён речь является неотъемлемой частью социальной жизни

людей и необходимым условием существования человеческого общества.

Благодаря ей человек приобретает и усваивает знания, делится своими мыслями и

переживаниями. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении

человеческой личности, начиная ещё с раннего детства человека. Поэтому

исследованиям по формированию речи детей уделяется большое внимание.

Исследованиями в данной области занимались такие известные ученые как

Л. С. Выготский,

А. А. Леонтьев,

Д. Б. Эльконин,

Е. И. Тихеева,

С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьёва. Многие из них в своих учебных трудах и

методических пособиях давали своё определение понятию «речь».

Так Р. С. Немов дал такое определение речи: «Речь – это система

используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для

представления, переработки, хранения и передачи информации».

Другое определение речи дал С. Л. Рубинштейн. Он писал: «Речь – это

деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения посредством языка.

Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого,

служащая средством общения с ним, и форма обобщённого отражения

действительности или форма осуществления мышления.»

В свою очередь А. А. Леонтьев рассматривал речь как «деятельность

познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении»

действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом

общественной

практики.

Это

деятельность

общения,

коммуникативная

деятельность».

Мы видим, что у каждого представленного выше учёного есть своё мнение

о том, что такое речь, и каждый из них по-своему прав. Тем не менее,

большинство из них всё же определяют речь как деятельность. А мы знаем, что

среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так

называемая

речевая

деятельность.

Исследованиями

формирования

речевой

деятельности так же занимались многие учёные, и к ним можно отнести

Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, И. А. Зимнюю и многих других.

Что же такое речевая деятельность? Касательно ответа на этот вопрос тоже

существует достаточно большое количество разнообразных мнений. Но наиболее

полное и удачное в методическом плане определение речевой деятельности было

предложено известным отечественным учёным-психолингвистом, профессором

И. А. Зимней: «Речевая деятельность представляет собой процесс активного,

целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией

общения взаимодействия людей между собой (друг с другом). Речевая

деятельность может входить в другую более широкую деятельность,… .Однако,

она может быть и самостоятельной деятельностью…».

Из представленных выше определений мы видим, что речь и речевая

деятельность тесно связаны, одно вытекает из другого и наоборот, т.е. они

взаимозависимы и дополняют друг друга.

А раз речь и речевая деятельность связаны, то и их формирование у ребёнка

будет взаимосвязано. Отсюда можно подойти к вопросу о том, от чего же зависит

формирование речи и речевой деятельности?

Формирование речи и речевой деятельности зависит от следующих

факторов:

1. Протекание беременности и родов матери ребёнка.

Речь ребёнка в большей степени зависит от того, как протекали

беременность и роды матери, были ли какие-то патологии или же всё прошло

благополучно. При формировании и развитии речи ребёнка это должно

учитываться в первую очередь.

2. Наличие или отсутствие у ребёнка родовой травмы с повреждением

головного мозга.

Это также должно учитываться при формировании и развитии речи детей,

потому что при наличии этой травмы могут появиться различные речевые

нарушения, над исправлением которых придётся сильно постараться как

родителям, так и самому ребёнку.

3. Формирование речевого аппарата.

Правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых

связок – важные предпосылки для формирования и развития речи у детей.

4. Физическое и психическое развитие ребёнка.

Для нормального формирования и развития речи ребёнка очень важно,

чтобы физическое и психическое развитие ребёнка соответствовало его возрасту.

5. Эмоциональная связь с родителями.

Присутствие матери и отца очень важно для детей с раннего возраста.

Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей малыша –

всё это благоприятно сказывается на общем развитии ребёнка, включая и

разговорный компонент.

6. Заболевания в первые годы жизни.

Такие заболевания, как инфекционно-вирусные, менингоэнцефалиты и

ранние желудочно-кишечные расстройства ребёнка в первые годы его жизни

особенно губительно сказываются на формировании и развитии его речи.

Поэтому за ребёнком нужно хорошо следить, быть внимательным к его

поведению, плачу и крикам, потому что они могут стать сигналом родителям о

том, что ребёнок может быть болен.

7. Многоязычная социальная среда.

Когда ребёнок проживает в многоязычной среде, у него могут возникнуть

проблемы с речью от того, что появятся трудности в разграничении этих языков.

Это связано с тем, что ребёнок, находящийся в такой среде с момента своего

рождения, без должного подхода будет смешивать слова из разных языков и

использовать их в своей речи, превращая в один язык. Поэтому родители и другие

люди, отвечающие за ребёнка, должны контролировать формирование и развитие

его речи так, чтобы он сначала выучил один язык, а потом по желанию и другой,

или же изучал оба языка одновременно, но систематически.

8. Удовлетворение потребности в общении с родителями.

В первую очередь у ребёнка формируются невербальные навыки общения

(мимикой, жестами, движениями тела), а потом уже формируются вербальные

навыки общения. Поэтому важны не только игры для развития речи, но и

эмоциональный отклик родителей на плач ребёнка, забавы, объятия, обращения к

малышу, оклик его по имени – всё это является предпосылками для того, чтобы

ребёнок начал учиться говорить.

9. Социальная адаптация.

Формирование и развитие речи детей во многом зависит от социальной

адаптации. Посещение детского сада, различных развивающих кружков, активное

общение со сверстниками способствуют нормальному формированию и развитию

речи малыша.

10. Наследственность.

Наследственность имеет большое влияние на речь детей. Если кто-то из

родителей малыша начал поздно говорить или имеет нестандартное строение

артикуляционного аппарата и т.д., то, скорее всего, и у ребёнка будут те же

проблемы. Поэтому наследственность родителей необходимо учитывать при

формировании и развитии речи ребёнка.

11. Строение и функционирование органов слуха.

Это также очень важный фактор формирования и развития речи ребёнка,

который должен учитываться взрослыми. Полное или частичное отсутствие слуха

может привести либо к отсутствию у ребёнка речи вообще или же к серьёзным

нарушениям речи. Это связано с тем, что ребёнок с полноценным слухом слышит

речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухой же

ребёнок не может овладеть речью без специального общения, а у ребёнка с

остатками слуха речь оказывается грубо нарушенной. Поэтому к детям с

нарушениями слуха должен быть применён специальный подход к формированию

и развитию речи.

12. Развитие мелкой моторики.

Научно установлено, что уровень формирования и развития речи детей

находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений

пальцев рук. Поэтому выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок

достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает

благоприятное влияние на формирование и развитие речи (так как при этом

индуктивно

происходит

возбуждение

в

речевых

центрах

мозга),

но

и

подготавливает ребёнка к рисованию, а затем и к письму. Кисти рук приобретают

подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

13. Интеллектуальный уровень развития ребёнка.

Он также должен учитываться при формировании и развитии у ребёнка

речи.

Таким образом,

существует большое количество мнений касательно

определения понятий «речь» и «речевая деятельность», которые в большинстве

случаев определяют речь как деятельность и тесно связывают её с речевой

деятельностью. Кроме того, процесс формирования речи и речевой деятельности

зависит от большого числа факторов, которые необходимо учитывать во время

процесса формирования речи и речевой деятельности.



В раздел образования