Напоминание

Дидактическая игра как метод активного обучения дошколников


Авторы: Кисленко Оксана Александровна, Смехова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель, инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребёнка №4
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Дидактическая игра как метод активного обучения дошкольников на занятиях по физической культуре.
Тема: Дидактическая игра как метод активного обучения дошколников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра как метод активного обучения

дошкольников на занятиях по физической культуре.

Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических

действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и

создающего

специальными

средствами

условия,

мотивирующие

обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению

учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Появление

методов

активного

обучения

связано

со

стремлением

преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность

обучающихся или способствовать её повышению.

В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности:

мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-

личностное восприятие информации.

В зависимости от типа используемых методов активного обучения на

занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.

Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие

и сколько из четырёх видов активности, обучающихся на занятии,

проявляется.

Сегодня существуют различные подходы к классификации МАО. В качестве

отличительных признаков, используются: степень активизации слушателей,

характер

учебно-познавательной

и

игровой

деятельности,

способ

организации игрового взаимодействия, место проведения занятий, их целевое

назначение, тип используемой имитационной модели и многие другие.

По

характеру

учебно-познавательной

деятельности (чаще

всего

используют именно эту классификацию) методы активного обучения

подразделяют на: имитационные методы и неимитационные. Имитационные,

в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. Игровые методы

подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые

ситуации, ролевые игры, игровые приемы и процедуры, тренинги в активном

режиме, имитационные модели, имитационные игры.

Дидакти

!

ческие и

!

гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде

учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и

отличающихся

наличием

правил,

фиксированной

структуры

игровой

деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения

(Виктор Николаевич Кругликов, 1988).

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная

деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены

решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Дидактическая

игра

это

активная

и(или)

интерактивная

учебная

деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений,

процессов.

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой

ситуации,

которая

обычно

используется

в

качестве

основы

метода.

Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила,

жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент.

Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ

конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты

руководителя и некоторые другие, например, социо/игровые технологии

обучения.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры

обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Но

для

играющих

детей

воспитательно-образовательное

значение

дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую

задачу, игровые действия, правила.

Дидактические игры, представляя собой переходную форму к той неигровой

деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют

развитию

познавательной

деятельности,

интеллектуальных

операций,

представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно

наличие

задачи

учебного

характера

-

обучающей

задачи.

Ею

руководствуются, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее

в занимательную для детей форму.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а

возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться

результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями,

умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не

сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре

зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые

диктуются

ее

обучающей

задачей.

Это

побуждает

ребенка

быть

внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои

знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой,

непринужденной форме.

Методические рекомендации к использованию дидактических игр

В дидактические игры следует играть во время самостоятельной или

совместной деятельности детей и педагога. Участие в играх педагога

повышает интерес детей к играм, способствуют развитию дружеских

отношений.

Для развития активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего

поручать кому-нибудь из ребят.

Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные моменты можно

показать. Ход игры и ее правила объясняются перед началом. При

необходимости воспитатель может показать и с помощью вопросов

выяснить, как дети поняли игру.

Деятельность детей в игре оценивается всеми ее участниками; при этом

важно отмечать соблюдение правил, качество ответов, самостоятельность в

организации и проведении игр.

После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих,

выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских

отношений

и

сознательного

отношения

каждого

ребенка

к

своему

поведению.

Основное назначение дидактических игр — усиление образовательной

направленности в обучении детей.

В нашей работе, дидактические игры условно распределились на 4 группы:

1.

Игры на закрепление видов и способов движений («Олимпийские

узоры», игровое поле «ПРО_ДВИЖЕНИЕ»).

2.

Игры

на

развитие

умения

найти

верный

способ

движения

в

определенных

условиях

(Игра

«Спаси

башню»,

«Гусеница»,

«Гигантские лыжи, «Цветные пятнашки»,).

3.

Игры на знание видов спорта («Собери вид спорта» (разрезные

картинки), «Назови вид спорта по пиктограмме», «Спортивный

крокодил», «Физкультура БЕЗ_ОПАСНОСТИ»).

4.

Игры – эстафеты с интеграцией других видов деятельности (Эстафета

капитанов «Загадки осени», «Спортивное домино», «Палки, обручи,

колечки получились человечки» и др.).

Заключение: на наш взгляд, включение данных игр, как элемента занятия

или построение всего занятия с использованием дидактических игр

способствует

созданию

благоприятных

возможностей

для развития

двигательных

способностей

детей,

их

познавательной

активности,

мышления, самовыражения, раскрепощенности.

Такая форма организации занятий по физической культуре помогает решать

не

только

задачи

двигательного

характера,

но

и направленна

на развитие выдумки, творческой инициативы и способствуют развитию

коммуникативной компетентности, тем самым делая процесс обучения

необычным, запоминающимся, увлекательным и игровым, обеспечивая

сформированность интегративных качеств личности ребёнка, которыми

должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.



В раздел образования