Напоминание

В. Маяковский и футуризм


Автор: Губарь Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ТМехК"
Населённый пункт: г. Таганрог
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: В. Маяковский и футуризм
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ: «В. МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИЗМ»

Разработал:

преподаватель литературы

Губарь И. А.

2025

Пояснительная записка к уроку

Урок по теме «В. Маяковский и футуризм» разработан для обучающихся с использованием

элементов технологии критического мышления и ИКТ и разных форм деятельности:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Использование ИКТ на уроке литературы позволяет повысить интерес обучающегося к

образовательной деятельности, что позитивно сказывается на мотивации обучения, его

результативности и способствует развитию внимания, мышления, памяти, воображения.

Особенности урока в том, что:

Чтение стихотворений наизусть совершенствуют навыки устной речи и публичного

выступления,

прослушивание

аудиозаписей

формируют

гражданскую

позицию

и

воспитывают любовь к поэзии.

Практические задания по теме совершенствуют умения анализировать поэтический

текст.

В ходе урока учитывается разные индивидуальные способности обучающихся, поэтому

используются такие формы организации учебно-познавательного процесса как фронтальная,

индивидуальная и работа в парах.

В данном уроке частая смена формы деятельности позволяет не утратить интерес

обучающихся к теме урока.

Урок состоит из 5 этапов.

На первом этапе преподаватель осуществляет проверку готовности обучающихся к уроку,

сообщает тему и цели урока, мотивирует их на работу, знакомит с особенностями проведения

урока и формой работы.

На втором этапе проходит актуализация знаний.

На третьем этапе проводится объяснение нового материала, включающая в себя лекцию

преподавателя, прослушивания чтения стихотворений наизусть и фрагментов аудиозаписей и

заполнение обучающимися литературного досье.

На четвёртом этапе проводится закрепление полученных знаний, где учащиеся должны

ознакомиться с поэтическими текстами, определить заданную педагогом тематику и авторство

стихотворений и занести данные в таблицу.

На заключительном этапе происходит подведение итогов урока, выдача домашнего задания и

рефлексия, позволяющая осуществить «обратную связь» и сделать выводы об успешности

проведённого урока.

Методика всего урока и каждого отдельного этапа вовлекает обучающихся в работу,

активизирует их мыслительную деятельность, развивает познавательную активность.

Тема урока: «В. Маяковский и футуризм».

Цели:

дать понятие о футуризме; показать взаимосвязь живописи авангарда и

русского футуризма, сделать обзор творчества В. В. Маяковского, продолжить

работу над умением вдумчиво читать

и

анализировать поэтический текст,

формировать бережное отношение к поэтическому слову.

Оборудование:

романсы

А.

Вертинского

«Танго»,

«Магнолия»,

«Лиловый

негр»,

«Маленькая балерина», «Желтый ангел», «В синем и далеком океане...»;

репродукции

картин

П.Пикассо

«Музыкальные

инструменты»,

К.Малевича

«Спортсмены», А. Экстер «Город ночью», «Беспредметная

композиция», П. Филонова «Германская война», Д. Бурлюка «Лошадь-

молния», Н. Гончаровой «Велосипедист» и др.

Ход урока.

Вступительное слово.

А.Блок говорил: "Неразлучные в России живопись, музыка, проза, поэзия...

Вместе они образуют единый мощный поток, который несёт в себе ношу

национальной культуры".

В нашем сегодняшнем уроке тоже переплетутся разные виды искусства. На

примере живописи, музыки, поэзии мы познакомимся с понятием футуризм,

узнаем историю его возникновения и развития в России, познакомимся с

особенностями поэтического творчества футуристов.

В начале урока мы вспомним уже известные нам поэтические направления начала

20-го века:

Что было прежде - то и будет впредь,

А то, что было, - человек забудет,

Покуда существует эта твердь,

Вовек под солнцем нового не будет.

Экклезиаст

Мы живем в начале ХХI века и думаем о том, что он принесёт нам новую

жизнь, что в ХХI веке жить так, как жили раньше, нельзя. Наверное, то же самое

думали люди, вступая в век двадцатый. Но мудрые слова Экклезиаста говорят о

том, что всё повторяется. Мы идём по кругу. Давайте на миг замкнём круг и

вернёмся к началу ХХ века:

1. Символизм

Мне мило отвлеченное:

Им жизнь я создаю...

Я всё уединённое,

Неясное люблю.

Я

-

раб

моих

таинственных,

Необычайных снов...

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов.

3.Гиппиус

• О каком литературном направлении говорится в этом спшхотворении?

• Дайте характеристику символизму (где и когда возник, какова цель,

каковы характерные черты символизма)

(Ученики рассказывают об этом направлении по плану: место и время

возникновения,

цели и задачи, которые ставили перед собой символисты,

краткий девиз, характерные черты (в дальнейшем этим же планом пользуются

при характеристике акмеизма и футуризма). На доске и в тетради появляется

краткая запись:

• возник во Франции во второй половине ХIХ века, в Россию пришёл в 90-

х годах; • цель - вывести искусство из глубокого кризиса; • девиз - слова

Гёте: "Всё преходяще, есть только символ";

• характерные черты: попытка познать запредельную суть мира, отсюда

интерес к мистическому, символическому;

• создание собственного поэтического языка, музыкального в своей основе,

построенного на тончайших, мерцающих смысловых обертонах слова.

2. Акмеизм

Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко...

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Радостно и ясно -

Завтра будет утро,

Эта жизнь прекрасна,

Сердце, будь же мудро

.

А.Ахматова

Представителем какого литературного направления была А.Ахматова?

Дайте характеристику этому направлению.

Учащиеся характеризуют это направление:

• возникло в России в 1910-е годы;

цель

-

вернуть

слову

зримую

точность;

• девиз: "Искусство тем

прекрасней,

Чем взятый матерьял бесстрастней -

Стих, мрамор иль металл". (Т.Готье)

• акмеизм движется от идеи - к конкретному образу, от запредельного -

к обыденному, от вечности - к истории, от Вечной Женственности - к

мужскому

началу;

мир

снова

полон

красок,

звуков,

форм;

в

произведениях акмеистов -зримая точность, реализм подробностей,

достоверность, доведённая до виртуозности

Восхищались:

"Символист!" И кивали

головами...

Оставлял стан дартныиi

лист С нестандартными

словами.

Задыхались:

"Акмеист!"

Горный воздух свеж и

чист С

настоящими

словами.

Восклицали:

"Футурист!

"

И

стучали

головами...

Оставлял корявый лист

С нестандартными словами.

Нестандартность на фоне привычного - вот первое ощущение от

столкновения с футуризмом.

Футуризм. Группы футуризма - тема нашего урока. Запишите её в

тетрадь.

Футуризм отрицал традиционную культуру (особенно ее нравственные и

художественные

ценности),

культивировал

урбанизм

(эстетику

машинной

индустрии), в поэзии разрушал естественный язык.

Источником футуризма в России является западноевропейское искусство.

Посмотрите фрагмент учебного фильма, в котором рассказывается о

футуризме в западноевропейской живописи.

Сообщение учащегося.

В России футуризм

на первых порах проявился в живописи, а только потом - в

поэзии. Художественные поиски братьев Д. и Н. Бурдюков, М. Ф. Ларионова, Н.

С. Гончаровой, А. Экстер, Н. Кульбина, М. В. Матюшина и других 1908-1910

гг. были как бы художественной предысторией русского футуризма.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, у которого

заимствовал цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял многие

элементы

формы и

приемы

организации

художественного

пространства.

Статические формы кубизма

футуристы наполнили динамикой движения.

Наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет движение -

кубофутуризм,

стремившийся

соединить

принципы

кубизма

(разложение

предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в

«четвертом измерении», т. е. во времени). Близость к «машинной» ритмике

произведений русских кубофутуристов (прежде всего, работ К. С. Малевича того

же периода). Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные

повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе

стремительного движения.

Эстетические взгляды художников - авангардистов:

Мы предлагаем освободить живопись от рабства перед готовыми формами

действительности и сделать её, прежде всего, искусством творческим, а не

репродуктивным. Эстетическая ценность беспредметной картины в полноте

её

художественного

содержания.

Навязчивость

реальности

стесняла

творчество художника и в результате здравый смысл торжествовал над

свободной мечтой, а слабая мечта создавала беспринципные произведения

искусства

-

ублюдки

противоречивых

миросозерцаний.

(Журнал

«Супремиус», 1919)

Я порвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое, за мной,

товарищи-авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма.

Я победил подкладку цветного неба, сорвав, и в образовавшийся мешок

вложил

цвета

и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна,

бесконечность перед вами. (К. Малевич)

Все существующие течения пошлите ко всем чертям и действуйте, как

исследователь-натуралист.

Знайте, что самое высшее содержание картины - это её сделанность. Это

является её высшей ценностью и критерием (П. Филонов)

Итак, мы познакомились с вами с футуризмом в живописи, а теперь поговорим о

футуризме в поэзии.

Футуризм в литературе

Сообщение учащегося

В искусстве поэтического слова расцвёл футуризм - течение,

родственное формотворческим экспериментам в живописи.

Футуризм

как

литературное

направление

родился

в

Италии.

Его

теоретиком был известный публицист и философ Ф.Т.Маринетти. Именно

ему принадлежат главные идеи футуристических манифестов, воспевающих

дерзость и бунт, агрессию и отвагу. В 1909 г. итальянский поэт Филиппо

Томмазо Маринетти опубликовал "Первый манифест

футуризма", в

котором он провозглашал смерть старого искусства и рождение нового,

призванного

спасти

мир.

Это

новое

искусство

Маринетти

именовал

футуризмом (от лат. futurum- "будущее").

Русский футуризм возник как самобытное художественное течение. В то же

время кое-что его представители заимствовали и у итальянцев. На сером

фоне начала второго десятилетия 20 века русский футуризм был

необходим, как смутное предчувствие мировой войны и неизбежности

революции после нее.

Временем рождения русской футуризма считается 1910 год, когда вышел в

свет первый футуристический сборник "Садок Судей", его авторами были Д,

Бурлюк. В Хлебников и В. Каменский. Вместе с В. Маяковским и А.

Крученых эти поэты скоро составили наиболее влиятельную в этом

течении

группу

"кубофутуристов",

или

поэтов

Гилеи.

Кроме

того,

заметными группами были "эгофутуристы"

(И. Северянин, И. Игнатьев. В. Гнедов и др.) и объединение "Центрифуга" (Б.

Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и и др.). Подобно другим модернистским

течениям, футуризм был неоднороден, а полемика внутри футуристических

группировок была особенно непримирима.

Футуристы выступили в конце 1912 года с необыкновенно крикливой

декларацией-манифестом

«Пощечина

общественному

вкусу»,

подписанной

Д. Бурлюком, А Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. Они заявили:

• «Только мы - лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном

искусстве

• Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов...

• Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с

Парохода Современности..."

Эти эпатирующие публику тезисы, выражение "ненависти к существовавшему

до них языку", презрения к "Здравому смыслу" и "Хорошему вкусу" принесло

поэтам скандальную славу и известность.

В манифесте из сборника «Садок Судей» (1913) программа футуристов была

конкретизирована:

• отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;

• новые ритмы ы, рифмы, размеры стиха;

• новые слова и новые темы;

• презрение к славе: "нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые

люди новой жизни".

Футуризм – авнгардистское течение, открыто провозгласившее ломку живого

поэтического языка, отрицавшее художественное и нравственное наследие,

проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с

ускоренным жизненным процессом.

Группировки:

Группировки

“Гилея”

Петербургские

эгофутуристы

“Мезонин

поэзии”

“Центрифуга”

Местонахождения

Москва

Петербург

Москва

Москва

Представители

В.Маяковский

Д.Бурлюк

В.Хлебников

В.Каменский

А.Кручёных

И.Северянин

Г.В.Иванов

И.В.Игнатьев

К.Олимпов

В.Гнедов

П.Широков

В.Шершеневич

Хрисанф

К.Большаков

Р.Ивнев

Б.Лавренёв

С.Бобров

И.Аксёнов

Б.Пастернак

Н.Асеев

Божидар

Сборники

“Дохлая луна”

“Вернисаж”

“Руконг”

“Молоко

кобылиц”

“Пир во время

чумы”

“Крематорий

здравомыслия”

“Лирень”

“Второй сборник

“Центрифуги”

Футуристы осознавали себя представителями антикультуры и на этом пытались

строить искусство будущего». Задумано было перестроить русскую словесность,

освободиться от «слова как такового», разрушить синтаксис и грамматику в целях

беспредельной свободы творца-поэта, изобретателя, фокусника, создать «заумный

язык», который есть « грядущий мировой язык в зародыше». Футуристы отрицали

категорически весь предшествующий поэтический опыт, проповедовали принцип

«самовитого» слова, призывали к любованию словом вне зависимости от смысла.

В

качестве

иллюстрации

прослушайте

стихотворение

В.

Каменского «Жонглер», которое записано на доске.

Згара-амба.

Згара-амба.

Згара-амба.

Амб.

Амб-згара-амба.

Амб-згара-амба.

Амб- згара- амба.

Амб.

Шар- шор- шур-шир.

Чин-драк -там - дззз.

Шар-диск.

Ламп-

диск.

Брось-диск.

Иск-иск-иск-иск.

Пень. Лень. День. Тень.

Перевень. Перемеиь.

Пок. Лок. Док. Ток.

Перемок. Перескок

Рча-рча.

Амс.

1.

Почему стихотворение называется Жонглер»?

2.

Как проявляется в нем смысл «самовитого слова»?

«Слово прекрасно само по себе», - считал один из создателей русского футуризма

Давид Бурлюк и призывал не увлекаться созданием слов-образов, а «барахтаться в

баюкающих, скачущих волнах гласных». В стихах поэтов этого направления часто

наблюдается набор гласных. Например, слово «лилия» - безобразно, по понятию

футуристов, потому что его истрепали. Придумывается новое словом « еуы» - и

лилия вновь чиста и прекрасна.

Футуристъг занимались «словотворчеством и

словоновшеством», обращались к фольклорно-мифологическим первоначалам, когда

язык был «счастью природы, экспериментировали над звуковой графикой, гротескно

смешивали стили и жанры.

Об этом мы поговорим чуть позже, а пока запишите краткую

характеристику футуризма как литературного направления.

Записать в тетради Краткая характеристика футуризма:

Возник в конце, ХIХ века, в России - с 1910-х годов;

цель - провозгласить и утвердить новое искусство, искусство будущего;

девиз: "А один говорил: «Дыр, бул, щыл!»

В ожидании гнева Господня".

Е.Рейн

характерные черты: разрушение традиций в языке, в форме произведения,

желание дать новое название вещам, словотворчество, коренные сдвиги в

поэтическом синтаксисе и ритмике, внимание к звуковой стороне стиха.

Футуристы не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было

дробить,

переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных,

разрушенных слов.

Отношение к слову как к конструктивному материалу

привело к возникновению многих неологизмов в поэзии, хотя дальше

поэтического контекста слова эти не пошли: "могатырь",

"лгавда",

"будрецы",

"творяне"

(Хлебников),

"огрезить",

"ветропросвист",

"грезэрка", "стоэкранно" (Северянин). Тот же Северянин мастерски играет

словами, прославляя Ф. Сологуба, введшего его в литературу: "Он - чарователь,

чаровальщик, !! Чарун, он - чарник, чародей...".

Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти

носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях

искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил

сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и

переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными и осознанными целями,

Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью

прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный лирик,

«грубый гунн», несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших

имен в литературе 20 века.

Презентация

ученика

о

В.

Маяковском

с

краткими

комментариями.

(Использовалась автобиография «Я – сам»).

Кто же лирический герой В. Маяковского? В чем заключается своеобразие

данного образа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать

стихотворения. Одним из первых было стихотворение «А вы могли бы?»

(Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учеником).

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (запись на доске)

А вы могли бы?

Я

сразу

смазал

карту будня,

Плеснувши краску

- Противопоставление себя окружающему миру;

- Неприятие серенького, обывательского мирка;

- Одиночество лирического героя, противопоставившего

себя миру;

из стакана;

Я

показал

на

блюде студня

Косые

скулы

океана.

На

чешуе

жестяной рыбы

Прочел

я

зовы

новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На

флейте

водосточных труб?

1913 г.

-

Романтика,

свободолюбие,

стремление

изменить

окружающий мир;

- Устремленность в будущее;

- Цель жизни – создать новое искусство, найти новые

изобразительные

средства,

которые

соответствовали

новому времени

Со времени своего появления футуризм «развлекал» только недальновидных.

Строгих ценителей поэзии он беспокоил, как явное разрушение классики.

Яростнее всех символистов на футуризм обрушился Бальмонт, а из акмеистов -

Гумилев. В. Брюсов же уловил в манере футуристов если не мастерство, то

нужность новых форм, ломающих прежние..

Обобщение учителя

Русский футуризм был многолик, мы убедились в этом. Он по-разному

проявился в литературе и искусстве. Такие яркие индивидуальности, как

Хлебников,

Маяковский,

Каменский,

Северянин,

нашли

свой

способ

самовыражения с помощью системы приемов, названных ими «футуризмом».

Новаторы слова жили будущим, приближали его в своих произведениях,

своими творческими открытииями они обогатили русскую поэзию ХХ

столетия.

Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно

меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закреплялись

разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и

созидательньпи художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил

вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а

сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в

литературе.

Домашнее задание:

Повторить темы: «Символизм», «Акмеизм», «Футуризм»

;

выучить наизусть (по

выбору)

стихотворение В. Маяковского (или другого поэта-футуриста),

проанализировать его.



В раздел образования