Напоминание

Роль чтения в начальной школе


Автор: Ботина Татьяна Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №588 Колпинского района г. Санкт-Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль чтения в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Роль чтения в начальной школе

Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с

формированием у школьника основ умения учиться и способности к

организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат

младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые

знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение

книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять

представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его

окружает.

Через

книгу

ребенок

воспринимает

модели

поведения.

Основной объем информации дети получают в школе с помощью учителя. В

соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной

школы- научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые

знания.

Чтение — это вид речевой деятельности, обеспечивающей детям

общения с самыми разными, но непременно чем-то замечательными людьми

через созданный ими текст, но не в звуковой, а в графически закодированной

форме;

это

приобретение

ребёнком

способности

как

можно

более

полноценно осваивать этот чужой, но обращённый к нему текст, понимать, о

чём, что, кто и как ему таким необычным способом говорит; и наконец,

чтение — это формирование у ребёнка желания и умения выбрать себе

собеседника (сначала книгу, потом автора или область познания) по

собственным меркам, в расчёте на себя.

От качества читательской деятельности ребёнка, от его желания или не

желания учиться читать, от умения найти свой круг чтения, во многом

зависит успех его настоящего и его будущего, ибо без опоры на чужой

благожелательный и в то же время беспристрастный опыт нельзя найти себя

и своё место в жизни.

Чтение играет основную роль в жизни ребёнка. Его роль так велика, что её

нельзя недооценивать. Хорошо читающий ребёнок прекрасно решает задачи,

быстро ориентируется в выполнении упражнения, у него не возникают

трудности в пересказе любого текста, в написании сочинений.

Но мало научить ребёнка читать, ему необходимо привить любовь к

чтению.

Одним из важнейших источников знаний для человека является книга.

Подсчитано, что в раннем детстве человек задаёт окружающим до 500

вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происходит

не потому, что ребёнок получил ответы на все свои вопросы, а потому, что

он привык слишком часто не получать их.

Главной целью предмета «Литературное чтение» в 1-4 классах является

развитие

личности

ребенка,

его

эмоциональных

и

нравственных

представлений. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат,

и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного

читателя.

Научить

детей

правильному,

беглому,

осознанному,

выразительному чтению – одна из задач начального образования в школе.

Во время чтения ребёнок должен понимать прочитанное, уметь

пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если ребёнок после чтения

сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление.

Как обсуждать с ребёнком прочитанное?

1. Выяснить перед чтением ил во время чтения трудные слова.

2. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное? Чем?

3. Что нового узнал?

4. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

5. Какие слова и выражения запомнились?

6. Чему научила книга?

7. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду,

выучить отрывок, если это стихотворение.

Одной из основных проблем чтения является узкий круг самостоятельного

детского чтения. Преимущественно школьники для чтения выбирают сказки,

весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и

мало читают научно-познавательной литературы. Коллективное посещение

библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так

же способствуют расширению читательского кругозора, формированию

читательской культуры.

Когда ребенок вдумчиво читает, он может активно взаимодействовать со

своими внутренними образами. Он старается сам установить соотношение

между собой, текстом и окружающим миром. Мы тренируем и развиваем

воображение на небольших текстах.

Задание состоит в том, чтобы

представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или

письменно, словами или красками. Конечно же, огромную роль играет и

работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание

и анализ; конструирование из бумаги или пластилина литературных

персонажей. В своей работе используем и такие приемы, как инсценирование

произведения.

Для преодоления проблем с чтением учитель на уроках использует

различные приемы обучения детей смысловому чтению. В 1-4 классе мы

учим медленному

чтению художественного текста. Ребенок должен

продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и

находить ответы на них, а также он должен уметь делать анализ

прочитанного. Мы учим ребенка понимать чужие мысли, извлекать из

текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что

чувствовали герои произведения. В основе технологии лежит работа по

предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.

Наиболее эффективным и интересным для учащихся приемом

работы с текстом до чтения является «Корзина идей». Он позволяет выяснить

все, что знают или думают ученики по теме урока. На этом этапе каждая

группа высказывает свое мнение, приводит свои знания или идеи по данному

вопросу. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзине» идей,

даже если они ошибочны. При этом дети учатся коротко и максимально

четко выражать свои мысли. Из всех предложенных и рассмотренных идей

выбирается самая интересная и практичная.

Прием «Верные – неверные утверждения» используется на этапе до

чтения с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную

мотивацию самостоятельного изучения текста. Учащимся предлагается

несколько

утверждений

по

новой

теме.

Дети

выбирают

«верные»

утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

На втором этапе дети работают с текстом учебника, читают текст про

себя. Затем читают вслух по предложениям с комментариями. По ходу

чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание содержания

частей текста, беседует с ребятами по содержанию в целом. Результатом

понимания может быть озаглавливание частей.

На этапе непосредственной работы с учебником наиболее эффективными

является прием «Инсепт». Этот прием является средством, позволяющим

ученику

отслеживать

свое

понимание

прочитанного

задания,

текста.

Учеников знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере

чтения ставить их карандашом на полях текста.

Составление плана - важный прием смыслового чтения. План текста –

это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте.

Пунктами плана могут быть заголовки, данные автором, или вопросы к тем

заголовкам, которые читатели придумают. Как научить составлять план?

Самый простой приём –это разбиение текста на логические части и

озаглавливание их.

Наиболее эффективным приемом работы после чтения являются

«Кластер». Суть такого приема заключается в систематизировании материала

учащимися. Вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их

мнению понятия, выражения. Дети учатся размышлять о своих чувствах,

мыслях, оценивать их, уважительно относится к чужому мнению.

Прием «Синквейн» развивает умение учащихся выделять ключевые

понятия в прочитанном тексте, главные идеи, синтезировать полученные

знания, проявлять творческие способности. Рассмотренные приёмы работы с

текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но

и

активизирует

умственную

деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы

чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Интерес

это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во

включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение,

мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому

что становится для детей занятием приятным и желанным.

В 1-4 классах необходимо научить своих учеников любить книгу. Во-

первых, учить учеников видеть внешнюю красоту книги – красивый

переплёт, глянцевые страницы, чудесные иллюстрации. Во-вторых, учить

находить интересную и нужную информацию из текста. В-третьих, учить

отличать полезную книгу от вредной.

Что предпринять для реализации поставленной перед собой задачи?

1.

Проводить родительские собрание, в ходе которых выяснять роль

книги, телевизора и компьютера в семье в целом и у ребёнка в

частности.

2.

Перед собранием проводить анкетирование детей по этой теме.

3.

Проверку техники чтения во втором полугодии проводить ежемесячно.

4.

После изучения всех букв начинать вести читательские дневники.

5.

Проводить праздник «Прощание с Азбукой», после которого детям

подарить интересную книгу.

6.

Еженедельно проводить уроки внеклассного чтения.

7.

Проводить экскурсии в разные библиотеки – школьную, детскую,

районную.

Эти мероприятия в содружестве с семьёй позволяют вызвать у детей

интерес к книге, к чтению, к получению знаний из книги.

Выпускник начальной школы должен уметь ориентироваться в содержании

текста и понимать его целостный смысл, определять главную тему, выбирать

из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию текста;

предвидеть содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий

опыт; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте

требуемую информацию (пробегать текст глазами), решать учебно-

познавательные задачи, требующие полного и критического понимания

текста, ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в

данный момент информацию; различать темы и подтемы специального

текста; выделять главную и избыточную информацию.



В раздел образования